Режиссеры

Мастер изнанки

Роман Должанский, Коммерсантъ-Weekend, № 10, 19.03.2010
Приход в МХТ режиссера Льва Эренбурга — событие, можно сказать, знаковое. В театр, носивший в советские годы имя Горького, ставить одну из самых знаменитых пьес Горького приглашен режиссер, которого еще несколько лет назад считали безнадежным маргиналом. Сиятельные деятели петербургской театральной культуры при упоминании режиссера Эренбурга и его «Небольшого драматического театра» (шутливое название обыгрывает вывески двух главных театров Петербурга) неопределенно морщились. Между тем у театра появлялось все больше и больше поклонников.

Все изменилось после того, как Лев Эренбург поставил в Магнитогорске «Грозу» Островского — изобретательный, отчаянный и безжалостный спектакль, получивший «Золотую маску» и объездивший немало международных фестивалей. В «Грозе» текст классической пьесы был изрядно сокращен, зато на сцене во всей полноте был показан русский провинциальный мир, полный страстей и насилия, похоти и нежности, пьянства и тоски о лучшей жизни.

Лев Эренбург и прежде так ставил: он всегда видел психологическую изнанку персонажей, в любом из них искал и находил больное место. Режиссер уже работал с пьесами Горького — одной из лучших работ «Небольшого драматического театра» был спектакль «На дне». Ночлежка для Эренбурга была не столько социальным дном, сколько особым пространством, где люди позволяли себе то, что другим не разрешено. Не нищета держала горьковских персонажей вместе на обочине жизни, а редкая возможность жить наотмашь, не скрываться за условностями, не стесняться самых низменных своих побуждений — но и искренних возвышенных чувств не бояться тоже.

Можно предположить, что и в «Вассе Железновой» режиссер не слишком будет интересоваться судьбой пароходства главной героини, судьбой имущества, которое оказывается проклятием. Тема «развития капитализма в России», которую исследовал Максим Горький, впрямую вряд ли волнует Льва Эренбурга. Но поскольку драматург изучал проблему на примере краха конкретной семьи, «Васса Железнова» оказывается материалом вполне эренбурговским. 

Можно не сомневаться, что Эренбург очистит пьесу от множества въевшихся в нее штампов. С советских времен повелось, что Вассу играют очень немолодые актрисы с властными интонациями (между тем у Горького ясно сказано: Вассе 40 с небольшим, да еще и выглядит она моложе своих лет). Эренбург отошел и от этого правила: заглавную роль у него играет Марина Голуб. Зритель привык, что ее интонации чаще всего жизнерадостные, приподнятые. Но режиссер, видимо, внимательно посмотрел ее Гертруду в «Гамлете» и миссис Пичем в «Трехгрошовой опере» (обе роли сыграны в МХТ) и понял, что драматизма, которому умная эксцентрика не помеха, а подспорье, актрисе не занимать.