ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Тары-бары в бочкотаре

Глеб Ситковский, Газета, 12.09.2007
Спектакль про путешествующую по российским дорогам бочкотару режиссер Евгений Каменькович уже когда-то ставил. И хотя повесть Василия Аксенова имеет хитро закрученный эпиграф «Затоварилась бочкотара, зацвела желтым цветком, затарилась, затюрилась и с места стронулась», про нынешнюю «Бочкотару» уместнее сказать, что она и не затарилась, и не затюрилась, а затабачилась. Ведь, в конце концов, как раз Олег Табаков-то и настоял на регенерации этого спектакля.

Старая «Затоваренная бочкотара» держалась в репертуаре «Табакерки» семь лет, с 1989 по 1996 год, и играли в ней те, кого в то время было принято называть молодым театральным поколением: Сергей Безруков, Марина Зудина, Евдокия Германова, Владимир Машков, Андрей Смоляков и прочие актеры, приобретшие теперь уже и солидность, и славу, и положение в обществе. Та «Затоваренная бочкотара» выпускалась без малого двадцать лет назад в подвале, который тогда называли не иначе как театром-студией. Сейчас его все чаще зовут просто Театром Табакова, забывая о той добавке, что стоит в названии после дефиса. В этом смысле восстановление «Затоваренной бочкотары» с молодыми актерами важно для театра еще и как манифест о намерениях. Нам намекают, что здесь вроде как опять студийным духом запахло, да и вообще коснеть в рутине никто не намеревался.

Восстанавливать «Затоваренную бочкотару» стоило еще и потому, что все лучшие свои спектакли Евгений Каменькович действительно выпустил именно со студийцами — и не важно, были ли это «фоменки», «женовачи» или питомцы Табакова. В общем, затея беспроигрышная, с какой стороны ни глянь. Спектакль по повести Василия Аксенова решен в очень характерной для Евгения Каменьковича манере — в жанре легкого коллективного трепа обо всем и ни о чем. Это свое пристрастие режиссер пронес сквозь годы, обнаружив его и в постановках по пьесам Ольги Мухиной «Ю» и «Страх и трепет», и в недавней блестящей работе «Самое важное» по роману Михаила Шишкина «Венерин волос». Если бы персонажи этих, таких разных спектаклей Евгения Каменьковича когда-нибудь встретились все вместе, то, уверен, легко нашли бы общий язык. А если вдруг вообразить, какую песенку они могли бы спеть друг дружке, то это было бы что-нибудь мажорное и ни к чему не обязывающее — какое-нибудь «Тра-та-та, тра-та-та, мы везем с собой кота».

«Мы едем, едем, едем», — запросто могли бы спеть и герои «Затоваренной бочкотары». Едут они, трясясь, в раздолбанном грузовичке, затоваренном бочкотарой, в город Коряжск, и путешествие их будет долгим и беззаботным. Их «тра-та-та» не умолкает ни на минуту — герои сочтут нужным поделиться информацией обо всех котах, которых везут с собой, как бы эти коты не назывались. Пожилая лаборантша Степанида Ефимовна в остроумном исполнении совсем не пожилой Ангелины Миримской, шепелявя, расскажет про особенности охоты на жука фотоплексируса, солидный дяденька Вадим Афанасьевич Дрожжинин (Евгений Миллер), поправив очки, выдаст нам абсолютно бесполезное, но полное досье на латиноамериканскую страну Халигалию, а еще какой-то старичок (Александр Скотников) гордо продемонстрирует распухший палец и потребует медицинских советов, которые тут же в изобилии и обрушатся на него. Иногда герои видят фантастические сны — кто про латиноамериканскую хунту, кто про боцмана Допекайло — и простодушно делятся ими с публикой. Иногда пишут письма не пойми в какие инстанции или просто любимым, заставляя зрителей опускать конвертики в почтовый ящик, невзначай оказавшийся в зале.

Рядом с героями-путешественниками, «ликуя, кружит в березах», по выражению Аксенова, Романтика, и этой самой Романтике (Мария Сокова) достались пышные телеса, зычный голос и отчего-то форма железнодорожной проводницы. Где-то на заднем плане хороводят злодейского вида Пороки, ищущие случая коварно проникнуть в сны персонажей. Но всем хорошо, все довольны друг другом. Вот только иногда у зрителя, пресытившегося этим веселым и изысканным трепом, сам собой всплывает тоскливый вопрос: «А к чему это они?». В лучших спектаклях Евгения Каменьковича среди необязательной трескотни, среди всех этих затоваренных слов, обрушившихся на зрителя, вдруг непременно обнаруживалась какая-то ничтожная малость, которая и становилась «самым важным». В «Затоваренной бочкотаре»-2007 эту малость слишком уж трудно вычленить. Окончательно и бесповоротно здесь победило коллективное «тары-бары».
Пресса
Евгений Каменькович: А был ли кролик?!, Алла Шендерова, Ваш досуг, 12.01.2008
Сказка о дружбе, Елена Губайдуллина, Театрал, 1.10.2007
Не возвращайтесь к былым возлюбленным…, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.09.2007
Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007
Бочкотара, куда несешься ты?, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.09.2007
Тары-бары в бочкотаре, Глеб Ситковский, Газета, 12.09.2007
Тара для счастья, Ольга Егошина, Новые Известия, 11.09.2007
Фига без кармана, Марина Давыдова, Известия, 11.09.2007
Кантовать и перекантовывать, Алла Шендерова, Коммерсант, 10.09.2007
Тюльку затарь, адъюнкт, Олег Зинцов, Ведомости, 10.09.2007
Не ко времени, Дина Годер, Время новостей, 10.09.2007
Бочкотара навсегда, Степан Поляков, ВАШ ДОСУГ, 21.06.2007
Трепет молодых, Ольга Егошина, Новые известия, 9.04.2007
Трепет молодых, Ольга Егошина, Новые Известия, 9.04.2007
Вожатый, Алла Шендерова, Настроение, 03.2007
Всем поклон, С. Овчинникова, Планета Красота, 01.2007
Самое важное, Елена Ковальская, Афиша, 1.12.2006
Учитель словесности, Сергей Конаев, Ведомости, 1.12.2006
Игра в игру, Елена Губайдуллина, Новые известия — Театрал, 1.12.2006
По волосам не плачут, Марина Гаевская, Культура, 30.11.2006
Певица и толмач, Галина Облезова, Новое время, 26.11.2006
Проза жизни, Алла Шендерова, Ваш досуг, 24.11.2006
«Фоменкам» удалось самое важное, Юлия Черникова, Утро.ру, 23.11.2006
Право на въезд, Итоги, 20.11.2006
Лучшая литература, Маргарита Удовиченко, Финанс № 45 (182), 20.11.2006
Жизненно важное, Алена Данилова, Взгляд, 20.11.2006
На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, Новое время, 19.11.2006
Трудности перевода, Алексей Филиппов, Московские новости, 17.11.2006
Классный час Ксении Кутеповой, Елена Дьякова, Новая газета, 16.11.2006
Ухватиться за Венерин волос, Ольга Галахова, Независимая газета, 16.11.2006
Потерянный рай, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.11.2006
Сколько волосу ни виться, Марина Давыдова, Известия, 15.11.2006
Кто знает про самое важное?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2006
Проткнули время, Глеб Ситковский, Gzt.ru, 14.11.2006
Любовь в войлочных тапках, Ольга Егошина, Новые известия, 14.11.2006
Аншлаг на «Самом важном», Любовь Лебедина, Труд № 210, 14.11.2006
Давайте я вас запишу, Олег Зинцов, Ведомости № 214 (1741), 14.11.2006
В одно касание, Дина Годер, Время новостей, 13.11.2006
В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное», Григорий Заславский, Радио «Маяк», 13.11.2006
Самое важное, Кристина Матвиенко, Time Out Москва, 8.11.2006
Взрослые игры, Татьяна Сошникова, Профиль N44 (505), 11.2006
Воздушный Шоу, Сергей Конаев, Экран и Сцена, 07.2005
Шоу сирен, Дина Годер, Газета.Ru, 25.06.2005
Я от Бернарда ушел…, Елена Груева, 24.06.2005
Жестокие игры, Итоги, 21.06.2005
Безопасная война полов, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.06.2005
Ноющий ковчег, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.06.2005
Сложная конструкция, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.06.2005
Двор, где подкашиваются ноги, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.06.2005
Пока все дома, Олег Зинцов, Ведомости, 16.06.2005
Нам ли их осуждать, Марина Давыдова, Известия, 15.06.2005
Слишком красиво, Александр Соколянский, Время новостей, 15.06.2005
Пробками закидали, Глеб Ситковский, Газета, 15.06.2005
Чаепитие на вулкане, Ольга Егошина, Новые известия, 15.06.2005
Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, dell’APT, 1.10.2001
Москва слезам не верит, Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001
Чай, кофе, потанцуем, Антон Красовский, Независимая газета, 27.09.2001
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001
Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001
Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001
Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001
Время Ю, Ирина Корнеева, Время МН, 20.09.2001
Львы зимой, Наталия Каминская, Культура, 21.09.2000
Не теряя осанки, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.09.2000
Один день из жизни «Табакерки», Елена Ямпольская, Новые Известия, 14.09.2000
Мелисса и Эндрю, Алексей Филиппов, Известия, 14.09.2000
Игра в театр, Алена Злобина, Эксперт, 21.02.2000
Тот самый чай, Ольга Егошина, Литературная газета, 16.02.2000
Женщины на грани красного цвета, Светлана Хохрякова, Культура, 3.02.2000
Российская риторика, Марина Гаевская, Современная драматургия, № 2, 02.2000
Чужие, Елена Губайдуллина, Театральный курьер, 02.2000
Горький в цветах, Ирина Глущенко, Независимая газета, 27.01.2000
Qui pro quo, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.01.2000
Не будьте как дети, Марина Давыдова, Время новостей, 18.01.2000
Немного Горького в любовной мелодраме, Нина Агишева, Московские новости, 18.01.2000
Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.01.2000
Красавицы и чудовища, Елена Ковальская, Афиша, 17.01.2000
Эти разные, разные «Варвары», Екатерина Сухотина, Народная газета, 14.01.2000
Варвары и варварши, Мария Седых, Общая газета, 13.01.2000
Горький в стиле Чехова, Майа Одина, Сегодня, 11.01.2000
«Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев», Олег Зинцов, Ведомости, 10.01.2000
В тюрьме и без героя, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 6.01.2000
Падение авиаторов, Павел Руднев, 01.2000
Пять пудов любви, Марина Мурзина, Аргументы и факты, № 1-2, 01.2000
Старые «Варвары» и новое варварство, Алексей Филиппов, Известия, 29.12.1999
Премьеры у Табакова, Роман Должанский, Коммерсант, 28.01.1998
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, 02.1994
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, 05.1993