ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Аксенов ковчег

Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007
И на этой неделе стоит оговориться: время для театральных событий в подлинном смысле этого слова еще не пришло. Столичные коллективы потихонечку раскачиваются, приводя себя в рабочее состояние. Мы же пока смотрим то, что есть, — спектакли профессиональные и достаточно качественные, но не провоцирующие дрожь зрительского и критического восторга.

Итак, в «Табакерке» во второй раз поставили спектакль «Затоваренная бочкотара» по одноименной повести Василия Аксенова, практически совпавший на сей раз с 75-летним юбилеем автора. А первый вариант «Бочкотары» в постановке все того же режиссера Евгения Каменьковича случился 18 лет назад, премьеру сыграли в 1989-м. Собственно говоря, время исполнения и приметы зрительского восприятия играют тут не последнюю роль. И дело тут даже не столько в самом спектакле, сколько в звучании прозы Аксенова, которая в разное время по-разному же и слышится. Тогда, в 1989-м, спектакль увидеть не удалось, поскольку взамен корочки с золотой надписью «Пресса» имелся лишь студенческий билет ГИТИСа, а на премьере был такой лом, что студентам дали от ворот поворот. Сегодня зал все так же полон (что, впрочем, для маломестной «Табакерки» — не проблема), но излишнего ажиотажа не наблюдается. Полно случайного народа, пришедшего в абстрактный «театр», порой возмущавшегося, что в программке практически нет звездных имен.

Хотя актеров, даже лишенных пока звездной ауры, упрекнуть не в чем. Кажется, что именно они и есть главное достоинство нынешнего спектакля. Но для сравнения в той же программке зачем-то напечатан прежний состав исполнителей: тут и Сергей Безруков, и Владимир Машков, и Марина Зудина, и Александр Мохов, и Евдокия Германова, и Андрей Смоляков. Один из них в истории «Табакерки» давно уже занял место «прошлого», многие славны сегодня и на иных территориях, в том числе кинематографических. Но Олег Табаков потому и предложил ремейковую идею, чтобы дать работу тем, кто в подвале на Чаплыгина является «настоящим». И оказался прав, потому что в нынешней ситуации именно актерские игровые моменты и оказались наиболее актуальными.

И боже сохрани намекать при этом на «устарелость» аксеновской прозы. Просто меняется ее восприятие, смещаются акценты внимания, появляется необходимость иной расшифровки. Повесть «Затоваренная бочкотара», вышедшая в 1968-м, изобиловала «фигами», которыми были полны авторские карманы. Читатель искал тайных смыслов и всяческих аллюзий, быть может, даже там, где их и не было. В 1989-м, когда советское прошлое только начинало себя изживать, какие-либо провокационные моменты текста, повинуясь моде времени, возводились в квадрат. Сегодня «совковые» приметы бытия обрели декоративную окраску, и авторам спектакля даже пришлось сочинять словарь устаревших понятий типа «двугривенный» или «тюлька в собственном соку». Которые, впрочем, поколению молодому ни о чем не говорят, да и бог с ними.

Василий Аксенов затеял некогда весьма комичное, но далеко не бессмысленное путешествие. Вроде бы в город Коряжск, а на самом деле — по собственным мечтам, снам, грезам, неутоленным желаниям. Собрал в свой маленький ковчег, поместившийся в полуразбитом грузовичке, «героев» — шофера, интеллигента-«консультанта», военного моряка, учительницу, пенсионера и лаборантку, то есть представителей так называемых «социальных слоев» тогдашнего Союза. Но «герои» эти находятся в окружении «людей» (существ, наверное, не столь типичных, хотя к этому близких), «пороков» и даже «понятий», как то: Романтика, представленная в образе пышечки-проводницы (Мария Сокова), Характеристика или Хунта. В общем, «повесть с преувеличениями и сновидениями» — забавная и балансирующая над реальностью картинка жизни типовых советских обитателей и обывателей.

Впрочем, наш сегодняшний театр и так-то не слишком перегружен поисками смыслов. Вот и в нынешнем спектакле решили напрочь избавиться от всяческого серьеза, рефлексии и ответов на вопросы бытия. Главным героем «от автора» стал именно язык повести, остроумные словесные цепочки, иронично-парадоксальные обороты. Сказать, что это ново, тот же язык, только уже рецензента, не повернется. Предыдущий спектакль «Табакерки», «Рассказ о счастливой Москве» Андрея Платонова — Миндаугаса Карбаускиса, тоже был настоян на авторской стилистике. Не ново и некое театрализованное прочтение прозы. К этому нас давным-давно приучила Марина Брусникина, да и сам Каменькович в спектакле «Самое важное» у «фоменок» тоже все это уже опробовал, только более удачно.

Здесь же действие, задекорированное Александром Боровским кучей рассыпанных под ногами досок да брезентовым «кузовом» от грузовика, не то чтобы об эти доски спотыкается, но порой буксует на месте, как тот самый грузовичок застревает в ухабах советских дорог. Меж тем само аксеновское путешествие продолжается, но режиссерские приемы, придуманные для его сценического воплощения, заявлены сразу и потом лишь чередуются с предсказуемой монотонностью: эпизод — сон — эпизод — сон и т.д.

Хотя, конечно же, все эти сны и эпизоды весьма изобретательны и зрелищны, насколько это позволяет скудное пространство «Табакерки». А вот актеры, наряженные по моде 60 — 70-х годов прошлого столетия и погруженные в музыкальный ретроантураж (шлягеры той эпохи с завидным постоянством сменяют друг друга в живом и фонограммном исполнении), здесь и замечательны, и удивительны, и очень органичны. Причем им удается, с благословения режиссера, конечно, играть «с дистанцией», иронично и вместе с тем искренне. Больше повезло «героям» с их большими и полноценными ролями, абсолютно характерными.

Вот непутевый шофер Телескопов (Аркадий Киселев) лихо крутит «баранку», роль которой, в свою очередь, исполняет велосипедное колесо. Вот утонченно-темпераментный Дрожжинин (Евгений Миллер), консультант по неведомой стране Халигалии, во сне своем бросается в страстный танец с аборигенкой. Вот атлетический моряк Шустиков (Александр Фисенко) заламывает бескозырку и стреляет глазами. И скромница-учительница (Алена Лаптева) пускается во все тяжкие эротического свойства. А старик Моченкин (в котором не сразу признаешь молодого Дмитрия Бродецкого) «погибает» от хищных лап колорадских жуков с зажатыми в них ножами. И Ангелина Миримская запросто преображается то в девочку, то в бабушку. Впрочем, и роли эпизодические здесь не теряются. К тому же некоторым актерам доверено сыграть парочку «концертных» номеров, что они и делают с удовольствием.

И все было бы замечательно, но на одном только актерском темпераменте современный театр, к сожалению, далеко не уедет. Блестящая игра — это прекрасно, и, конечно же, она является одним из главных компонентов театрального представления. Меж тем все равно хочется чего-то большего, что вводило бы актеров в контекст сценических поисков, смыслов, открытий. Да и дороги наши, говорят, меняются к лучшему. Может быть, уже хватит буксовать по привычке?
Пресса
Евгений Каменькович: А был ли кролик?!, Алла Шендерова, Ваш досуг, 12.01.2008
Сказка о дружбе, Елена Губайдуллина, Театрал, 1.10.2007
Не возвращайтесь к былым возлюбленным…, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.09.2007
Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007
Бочкотара, куда несешься ты?, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.09.2007
Тары-бары в бочкотаре, Глеб Ситковский, Газета, 12.09.2007
Тара для счастья, Ольга Егошина, Новые Известия, 11.09.2007
Фига без кармана, Марина Давыдова, Известия, 11.09.2007
Кантовать и перекантовывать, Алла Шендерова, Коммерсант, 10.09.2007
Тюльку затарь, адъюнкт, Олег Зинцов, Ведомости, 10.09.2007
Не ко времени, Дина Годер, Время новостей, 10.09.2007
Бочкотара навсегда, Степан Поляков, ВАШ ДОСУГ, 21.06.2007
Трепет молодых, Ольга Егошина, Новые известия, 9.04.2007
Трепет молодых, Ольга Егошина, Новые Известия, 9.04.2007
Вожатый, Алла Шендерова, Настроение, 03.2007
Всем поклон, С. Овчинникова, Планета Красота, 01.2007
Самое важное, Елена Ковальская, Афиша, 1.12.2006
Учитель словесности, Сергей Конаев, Ведомости, 1.12.2006
Игра в игру, Елена Губайдуллина, Новые известия — Театрал, 1.12.2006
По волосам не плачут, Марина Гаевская, Культура, 30.11.2006
Певица и толмач, Галина Облезова, Новое время, 26.11.2006
Проза жизни, Алла Шендерова, Ваш досуг, 24.11.2006
«Фоменкам» удалось самое важное, Юлия Черникова, Утро.ру, 23.11.2006
Право на въезд, Итоги, 20.11.2006
Лучшая литература, Маргарита Удовиченко, Финанс № 45 (182), 20.11.2006
Жизненно важное, Алена Данилова, Взгляд, 20.11.2006
На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, Новое время, 19.11.2006
Трудности перевода, Алексей Филиппов, Московские новости, 17.11.2006
Классный час Ксении Кутеповой, Елена Дьякова, Новая газета, 16.11.2006
Ухватиться за Венерин волос, Ольга Галахова, Независимая газета, 16.11.2006
Потерянный рай, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.11.2006
Сколько волосу ни виться, Марина Давыдова, Известия, 15.11.2006
Кто знает про самое важное?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2006
Проткнули время, Глеб Ситковский, Gzt.ru, 14.11.2006
Любовь в войлочных тапках, Ольга Егошина, Новые известия, 14.11.2006
Аншлаг на «Самом важном», Любовь Лебедина, Труд № 210, 14.11.2006
Давайте я вас запишу, Олег Зинцов, Ведомости № 214 (1741), 14.11.2006
В одно касание, Дина Годер, Время новостей, 13.11.2006
В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное», Григорий Заславский, Радио «Маяк», 13.11.2006
Самое важное, Кристина Матвиенко, Time Out Москва, 8.11.2006
Взрослые игры, Татьяна Сошникова, Профиль N44 (505), 11.2006
Воздушный Шоу, Сергей Конаев, Экран и Сцена, 07.2005
Шоу сирен, Дина Годер, Газета.Ru, 25.06.2005
Я от Бернарда ушел…, Елена Груева, 24.06.2005
Жестокие игры, Итоги, 21.06.2005
Безопасная война полов, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.06.2005
Ноющий ковчег, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.06.2005
Сложная конструкция, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.06.2005
Двор, где подкашиваются ноги, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.06.2005
Пока все дома, Олег Зинцов, Ведомости, 16.06.2005
Нам ли их осуждать, Марина Давыдова, Известия, 15.06.2005
Слишком красиво, Александр Соколянский, Время новостей, 15.06.2005
Пробками закидали, Глеб Ситковский, Газета, 15.06.2005
Чаепитие на вулкане, Ольга Егошина, Новые известия, 15.06.2005
Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, dell’APT, 1.10.2001
Москва слезам не верит, Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001
Чай, кофе, потанцуем, Антон Красовский, Независимая газета, 27.09.2001
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001
Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001
Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001
Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001
Время Ю, Ирина Корнеева, Время МН, 20.09.2001
Львы зимой, Наталия Каминская, Культура, 21.09.2000
Не теряя осанки, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.09.2000
Один день из жизни «Табакерки», Елена Ямпольская, Новые Известия, 14.09.2000
Мелисса и Эндрю, Алексей Филиппов, Известия, 14.09.2000
Игра в театр, Алена Злобина, Эксперт, 21.02.2000
Тот самый чай, Ольга Егошина, Литературная газета, 16.02.2000
Женщины на грани красного цвета, Светлана Хохрякова, Культура, 3.02.2000
Российская риторика, Марина Гаевская, Современная драматургия, № 2, 02.2000
Чужие, Елена Губайдуллина, Театральный курьер, 02.2000
Горький в цветах, Ирина Глущенко, Независимая газета, 27.01.2000
Qui pro quo, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.01.2000
Не будьте как дети, Марина Давыдова, Время новостей, 18.01.2000
Немного Горького в любовной мелодраме, Нина Агишева, Московские новости, 18.01.2000
Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.01.2000
Красавицы и чудовища, Елена Ковальская, Афиша, 17.01.2000
Эти разные, разные «Варвары», Екатерина Сухотина, Народная газета, 14.01.2000
Варвары и варварши, Мария Седых, Общая газета, 13.01.2000
Горький в стиле Чехова, Майа Одина, Сегодня, 11.01.2000
«Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев», Олег Зинцов, Ведомости, 10.01.2000
В тюрьме и без героя, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 6.01.2000
Падение авиаторов, Павел Руднев, 01.2000
Пять пудов любви, Марина Мурзина, Аргументы и факты, № 1-2, 01.2000
Старые «Варвары» и новое варварство, Алексей Филиппов, Известия, 29.12.1999
Премьеры у Табакова, Роман Должанский, Коммерсант, 28.01.1998
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, 02.1994
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, 05.1993