ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Евгений Каменькович: А был ли кролик?!

Алла Шендерова, Ваш досуг, 12.01.2008
Свою пьесу американка Мэри Чейз написала в 1944-м. Вторая мировая была в самом разгаре, а в вечнозеленом штате Колорадо появился сюжет о том, как к некоему мистеру Элвину повадился белый кролик, да такой, которого не видит никто, кроме него? Получив Пулитцеровскую премию, пьеса очень долго не сходила со сцен Бродвея, а после превратилась в фильм, выдвинутый на четыре «Оскара», получивший, правда, только один. Обо всем этом мы беседуем с Евгением Каменьковичем, режиссером, который предпочитает ставить то, что не ставил никто до него.

Чейз назвала свою пьесу комедией, а вы, я знаю, не хотите видеть это слово на афише.

Не только не хочу, но даже думаю рискнуть и написать «некомедия».

В чем там дело, в этом «Кролике» — у нас сюжет пьесы совершенно неизвестен?

Человек изобрел форму защиты от мира, в котором он живет, — придумал Белого кролика, который появляется, когда герой захочет. И постепенно выясняется, что тем, кто верит в кролика, жить легче. Американские критики считают, что причин написания пьесы было две: во-первых, Чейз — ирландка, а у ирландцев считается, что если сильно верить в духов и привидений, они появятся. А во-вторых, меня вначале просто бесило, что все это было написано в то время, пока в Европе лилась кровь. Но потом я узнал, что у Чейз была соседка, у которой на фронте погиб муж, и она вообще перестала улыбаться. И тогда Чейз решила сделать что-нибудь, чтобы заставить ее улыбнуться. А вообще Чейз прожила спокойную, тихую жизнь в красивом штате Колорадо.

Действие вашего спектакля там и происходит?

Нет, мы постарались убрать из спектакля все американизмы и все приметы 40-х, получилась очень русская, современная история. Комедией это могло называться только в 44-м, сегодня она воспринимается как очень грустная история. Вот Олег Табаков побывал у нас на прогоне и сравнил Андрея Мягкова, играющего Элвиса, с князем Мышкиным… Так что некий особый жанр мы уловили, а как его назвать, пока не знаем.

Что же все-таки происходит в пьесе?

Все пытаются упрятать героя в сумасшедший дом — и в итоге попадают туда сами. Разумеется, здесь есть прямые аллюзии с «Пролетая над гнездом кукушки» Кена Кизи, хотя «Кукушка» появилась значительно позднее. У Чейз удивительно выписан характер Веты, сестры Элвиса — ее играет Анастасия Вознесенская. У нее получается прямо-таки энциклопедия женского характера — каждые две минуты она меняет решение: то прячет брата в психушку, то спасает.

У вас играют и молодые мхатовцы. Как эти разные поколения сосуществуют на репетициях?

К сожалению, Мягков и Вознесенская уже давно перестали преподавать, но мне удалось сделать так, чтобы они занимались на репетициях не только собой, но и молодыми, а те только того и жаждут. Поскольку я фанат педагогического дела, то это для меня — самое важное. Главного злодея — врача, который твердо намерен избавить героя от кролика, играет Максим Матвеев, восходящая кинозвезда. Как оказалось, театр для него не менее важен, чем кино, и мне это очень приятно. Совершенно замечателен Вячеслав Жолобов в роли Профессора: в ключевой сцене, выпивая с Элвисом, он вдруг тоже видит кролика — и теперь без него не может.

А что будет на сцене?

Психбольницу мы пытаемся сделать похожей на рай. Мне кто-то недавно рассказал, что в поликлинике СТД в 8 утра играют на арфе — вот такую клинику, похожую на 7-звездочный отель, сделает на сцене художник Алексей Порай-Кошиц. Еще будет вполне традиционная гостиная и механическое пианино — на нем играет невидимый кролик. На Малой сцене, где, как вы знаете, нет занавеса, мы специально повесим знаменитый занавес с чайкой — хотим поиграть в традиционный актерский театр.

Чем кончится история с кроликом?

Великий Куросава указал нам путь: у истории может быть три разных финала. Если получится, мы также поставим в конце не точку, а многоточие. Сейчас я раздумываю, как это сделать. Кстати, очень горжусь собой: придумал, как послать привет Петру Наумовичу Фоменко. Это он когда-то дал мне эту пьесу и даже сказал, что если бы не надо было учить текст, сыграл бы Элвиса (у него много общего с этим героем!). Так вот у Фоменко есть несколько любимых мелодий, которые часто звучат в его спектаклях, среди них — ария графини из «Пиковой дамы». Наш спектакль ею начинается, и я очень этим горжусь, хотя, пожалуй, никто кроме меня и не знает, что это — посвящение Фоменко.
Пресса
Евгений Каменькович: А был ли кролик?!, Алла Шендерова, Ваш досуг, 12.01.2008
Сказка о дружбе, Елена Губайдуллина, Театрал, 1.10.2007
Не возвращайтесь к былым возлюбленным…, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.09.2007
Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007
Бочкотара, куда несешься ты?, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.09.2007
Тары-бары в бочкотаре, Глеб Ситковский, Газета, 12.09.2007
Тара для счастья, Ольга Егошина, Новые Известия, 11.09.2007
Фига без кармана, Марина Давыдова, Известия, 11.09.2007
Кантовать и перекантовывать, Алла Шендерова, Коммерсант, 10.09.2007
Тюльку затарь, адъюнкт, Олег Зинцов, Ведомости, 10.09.2007
Не ко времени, Дина Годер, Время новостей, 10.09.2007
Бочкотара навсегда, Степан Поляков, ВАШ ДОСУГ, 21.06.2007
Трепет молодых, Ольга Егошина, Новые известия, 9.04.2007
Трепет молодых, Ольга Егошина, Новые Известия, 9.04.2007
Вожатый, Алла Шендерова, Настроение, 03.2007
Всем поклон, С. Овчинникова, Планета Красота, 01.2007
Самое важное, Елена Ковальская, Афиша, 1.12.2006
Учитель словесности, Сергей Конаев, Ведомости, 1.12.2006
Игра в игру, Елена Губайдуллина, Новые известия — Театрал, 1.12.2006
По волосам не плачут, Марина Гаевская, Культура, 30.11.2006
Певица и толмач, Галина Облезова, Новое время, 26.11.2006
Проза жизни, Алла Шендерова, Ваш досуг, 24.11.2006
«Фоменкам» удалось самое важное, Юлия Черникова, Утро.ру, 23.11.2006
Право на въезд, Итоги, 20.11.2006
Лучшая литература, Маргарита Удовиченко, Финанс № 45 (182), 20.11.2006
Жизненно важное, Алена Данилова, Взгляд, 20.11.2006
На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, Новое время, 19.11.2006
Трудности перевода, Алексей Филиппов, Московские новости, 17.11.2006
Классный час Ксении Кутеповой, Елена Дьякова, Новая газета, 16.11.2006
Ухватиться за Венерин волос, Ольга Галахова, Независимая газета, 16.11.2006
Потерянный рай, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.11.2006
Сколько волосу ни виться, Марина Давыдова, Известия, 15.11.2006
Кто знает про самое важное?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2006
Проткнули время, Глеб Ситковский, Gzt.ru, 14.11.2006
Любовь в войлочных тапках, Ольга Егошина, Новые известия, 14.11.2006
Аншлаг на «Самом важном», Любовь Лебедина, Труд № 210, 14.11.2006
Давайте я вас запишу, Олег Зинцов, Ведомости № 214 (1741), 14.11.2006
В одно касание, Дина Годер, Время новостей, 13.11.2006
В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное», Григорий Заславский, Радио «Маяк», 13.11.2006
Самое важное, Кристина Матвиенко, Time Out Москва, 8.11.2006
Взрослые игры, Татьяна Сошникова, Профиль N44 (505), 11.2006
Воздушный Шоу, Сергей Конаев, Экран и Сцена, 07.2005
Шоу сирен, Дина Годер, Газета.Ru, 25.06.2005
Я от Бернарда ушел…, Елена Груева, 24.06.2005
Жестокие игры, Итоги, 21.06.2005
Безопасная война полов, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.06.2005
Ноющий ковчег, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.06.2005
Сложная конструкция, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.06.2005
Двор, где подкашиваются ноги, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.06.2005
Пока все дома, Олег Зинцов, Ведомости, 16.06.2005
Нам ли их осуждать, Марина Давыдова, Известия, 15.06.2005
Слишком красиво, Александр Соколянский, Время новостей, 15.06.2005
Пробками закидали, Глеб Ситковский, Газета, 15.06.2005
Чаепитие на вулкане, Ольга Егошина, Новые известия, 15.06.2005
Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, dell’APT, 1.10.2001
Москва слезам не верит, Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001
Чай, кофе, потанцуем, Антон Красовский, Независимая газета, 27.09.2001
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001
Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001
Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001
Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001
Время Ю, Ирина Корнеева, Время МН, 20.09.2001
Львы зимой, Наталия Каминская, Культура, 21.09.2000
Не теряя осанки, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.09.2000
Один день из жизни «Табакерки», Елена Ямпольская, Новые Известия, 14.09.2000
Мелисса и Эндрю, Алексей Филиппов, Известия, 14.09.2000
Игра в театр, Алена Злобина, Эксперт, 21.02.2000
Тот самый чай, Ольга Егошина, Литературная газета, 16.02.2000
Женщины на грани красного цвета, Светлана Хохрякова, Культура, 3.02.2000
Российская риторика, Марина Гаевская, Современная драматургия, № 2, 02.2000
Чужие, Елена Губайдуллина, Театральный курьер, 02.2000
Горький в цветах, Ирина Глущенко, Независимая газета, 27.01.2000
Qui pro quo, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.01.2000
Не будьте как дети, Марина Давыдова, Время новостей, 18.01.2000
Немного Горького в любовной мелодраме, Нина Агишева, Московские новости, 18.01.2000
Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.01.2000
Красавицы и чудовища, Елена Ковальская, Афиша, 17.01.2000
Эти разные, разные «Варвары», Екатерина Сухотина, Народная газета, 14.01.2000
Варвары и варварши, Мария Седых, Общая газета, 13.01.2000
Горький в стиле Чехова, Майа Одина, Сегодня, 11.01.2000
«Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев», Олег Зинцов, Ведомости, 10.01.2000
В тюрьме и без героя, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 6.01.2000
Падение авиаторов, Павел Руднев, 01.2000
Пять пудов любви, Марина Мурзина, Аргументы и факты, № 1-2, 01.2000
Старые «Варвары» и новое варварство, Алексей Филиппов, Известия, 29.12.1999
Премьеры у Табакова, Роман Должанский, Коммерсант, 28.01.1998
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, 02.1994
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, 05.1993