ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Время Ю

Ирина Корнеева, Время МН, 20.09.2001
Сегодня во МХАТе им. Чехова премьера спектакля Евгения Каменьковича по пьесе Ольги Мухиной «Ю». Пьесе настолько нетривиальной для мировой драматургии вообще и Художественного театра в частности, что накануне мы решили обратиться с несколькими проясняющими вопросами к режиссеру.

— Первое впечатление от прочтения «Ю» — странная, загадочная пьеса. Вы можете охарактеризовать ее одним словом?

— Двумя. Для меня Ольга Мухина — это солнце, а ее пьесы — глоток чистого воздуха. Они очень воздушны. А легкость всегда тяжело делать в темноте. Поэтому всегда возникают проблемы с репетированием. У нас, слава Богу, их не было. Мы очень быстро поймали атмосферу. Никакие традиционные ходы не действуют. Мне всеми своими спектаклями хочется дирижировать, но этим особенно.

— Почему вы во второй раз взялись за пьесу после постановки «Ю» в ГИТИСе на курсе «фоменок»?

— У нас была читка пьесы «Ю» в Любимовке, в том зале, в котором якобы Станиславский репетировал «Чайку». Театральное постижение Мухиной мне доставило такую радость, что мне очень захотелось поделиться ею с как можно большим количеством людей.

— Мхатовский спектакль сильно отличается от гитисовского?

— Тот спектакль мы ставили быстро и просто, а я вообще себя чувствовал Станиславским — в том плане, что сделал его на свои деньги и этим очень гордился. Он был незатейливый, но было приятно какие-то мелочи вытаскивать из своего кармана. Там играли очень хорошие ребята, все одного возраста, и поэтому была особая легкость и прелесть.

— А здесь что же — тяжелая артиллерия?

— Нет, но согласитесь, большая разница, когда играют 60-летние, 40-летние и 20-летние. Если бы еще появились 80-летние, совсем было бы замечательно. В первом спектакле какие-то вещи с наскока получились, а здесь мы долго выдумывали форму. Во МХАТе спектакль гораздо глубже. Хотя, может быть, и не надо глубже в Мухиной — это тоже большой вопрос…

— Вы говорили, что рядом со студентами вам кажется, что вам сто лет, а рядом с актерами МХАТа на сколько лет себя ощущаете?

— С некоторыми мне по-прежнему сто лет, а с некоторыми — двадцать. Есть такие актеры, у которых не грех учиться. И это необязательно возрастное. Я не должен, наверное, никого из команды выделять, но Евгения Добровольская, на мой взгляд, — очень мудрый человек. Я хотел бы, чтобы она преподавала в ГИТИСе. 

— Нарисуйте портрет драматурга.

— Оля похожа на свои пьесы. Красивая поэтическая женщина. Очень духовный человек и очень чистый. Я висел над ней и ждал пьесу «Ю», и когда она наконец ее закончила, распечатала и передавала мне в метро, она заливалась горючими слезами, потому что компьютерщик, набиравший текст и картинки, как-то обидел ее пьесу, что-то про нее не то сказал. Она так прижимала пьесу к груди, у меня было ощущение, что это ее ребенок. Она очень трепетно к словам относится, очень переживает, когда некоторые актеры текст переставляют. У нее нет такой фанаберии, как бывает у авторов, но для нее, как для поэта, важен порядок слов.

— Как вы преодолевали бессюжетность ее пьесы, или для вас это не было проблемой?

— Я знаю, что многие люди все, что здесь происходит, воспринимают как сплошной поток сознания. Но я честно стараюсь, чтобы это кто-нибудь, кроме нас, понимал.

— О чем пьеса?

— Есть семья, род, который ушел в консервную банку, спрятался. Люди живут в странном мире, где нет телевизоров, телефонов, нет разговоров практически ни о каких реалиях жизни. Сложно определить, когда это происходит: могло и в 30-е, и в 70-е годы — когда хотите. Время как бы проходит мимо них. Они от него специально спрятались, и коллизия в том, что в их жизнь врывается герой, для меня — тот же Чацкий, и важно: люди хотят и дальше так же не слышать время и жить в своем или они как-то это время принимают в расчет. По нашей истории у них ничего не меняется, они так и остаются в своем узком кругу, а герои идут дальше. Тем людям, которые спрятались, я хотел бы объясниться в любви, и в то же время мне их очень жалко. Потому что очень много знакомых моего поколения в телегу с громким названием «современность» не успели вскочить. Возможно, это поступок. В конце концов, если Обломов ничего не делает, может, это и здорово? Но как-то мне тревожно за их будущее. Поэтому финал грустный.

— Для вас лично приемлем такой обособленный способ существования?

— Мне кажется, что люди театра так живут давно. Это некий выдуманный мир, он самодостаточен, но он не имеет никакого отношения к реальной жизни.
Пресса
Евгений Каменькович: А был ли кролик?!, Алла Шендерова, Ваш досуг, 12.01.2008
Сказка о дружбе, Елена Губайдуллина, Театрал, 1.10.2007
Не возвращайтесь к былым возлюбленным…, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.09.2007
Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007
Бочкотара, куда несешься ты?, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.09.2007
Тары-бары в бочкотаре, Глеб Ситковский, Газета, 12.09.2007
Тара для счастья, Ольга Егошина, Новые Известия, 11.09.2007
Фига без кармана, Марина Давыдова, Известия, 11.09.2007
Кантовать и перекантовывать, Алла Шендерова, Коммерсант, 10.09.2007
Тюльку затарь, адъюнкт, Олег Зинцов, Ведомости, 10.09.2007
Не ко времени, Дина Годер, Время новостей, 10.09.2007
Бочкотара навсегда, Степан Поляков, ВАШ ДОСУГ, 21.06.2007
Трепет молодых, Ольга Егошина, Новые известия, 9.04.2007
Трепет молодых, Ольга Егошина, Новые Известия, 9.04.2007
Вожатый, Алла Шендерова, Настроение, 03.2007
Всем поклон, С. Овчинникова, Планета Красота, 01.2007
Самое важное, Елена Ковальская, Афиша, 1.12.2006
Учитель словесности, Сергей Конаев, Ведомости, 1.12.2006
Игра в игру, Елена Губайдуллина, Новые известия — Театрал, 1.12.2006
По волосам не плачут, Марина Гаевская, Культура, 30.11.2006
Певица и толмач, Галина Облезова, Новое время, 26.11.2006
Проза жизни, Алла Шендерова, Ваш досуг, 24.11.2006
«Фоменкам» удалось самое важное, Юлия Черникова, Утро.ру, 23.11.2006
Право на въезд, Итоги, 20.11.2006
Лучшая литература, Маргарита Удовиченко, Финанс № 45 (182), 20.11.2006
Жизненно важное, Алена Данилова, Взгляд, 20.11.2006
На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, Новое время, 19.11.2006
Трудности перевода, Алексей Филиппов, Московские новости, 17.11.2006
Классный час Ксении Кутеповой, Елена Дьякова, Новая газета, 16.11.2006
Ухватиться за Венерин волос, Ольга Галахова, Независимая газета, 16.11.2006
Потерянный рай, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.11.2006
Сколько волосу ни виться, Марина Давыдова, Известия, 15.11.2006
Кто знает про самое важное?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2006
Проткнули время, Глеб Ситковский, Gzt.ru, 14.11.2006
Любовь в войлочных тапках, Ольга Егошина, Новые известия, 14.11.2006
Аншлаг на «Самом важном», Любовь Лебедина, Труд № 210, 14.11.2006
Давайте я вас запишу, Олег Зинцов, Ведомости № 214 (1741), 14.11.2006
В одно касание, Дина Годер, Время новостей, 13.11.2006
В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное», Григорий Заславский, Радио «Маяк», 13.11.2006
Самое важное, Кристина Матвиенко, Time Out Москва, 8.11.2006
Взрослые игры, Татьяна Сошникова, Профиль N44 (505), 11.2006
Воздушный Шоу, Сергей Конаев, Экран и Сцена, 07.2005
Шоу сирен, Дина Годер, Газета.Ru, 25.06.2005
Я от Бернарда ушел…, Елена Груева, 24.06.2005
Жестокие игры, Итоги, 21.06.2005
Безопасная война полов, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.06.2005
Ноющий ковчег, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.06.2005
Сложная конструкция, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.06.2005
Двор, где подкашиваются ноги, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.06.2005
Пока все дома, Олег Зинцов, Ведомости, 16.06.2005
Нам ли их осуждать, Марина Давыдова, Известия, 15.06.2005
Слишком красиво, Александр Соколянский, Время новостей, 15.06.2005
Пробками закидали, Глеб Ситковский, Газета, 15.06.2005
Чаепитие на вулкане, Ольга Егошина, Новые известия, 15.06.2005
Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, dell’APT, 1.10.2001
Москва слезам не верит, Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001
Чай, кофе, потанцуем, Антон Красовский, Независимая газета, 27.09.2001
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001
Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001
Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001
Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001
Время Ю, Ирина Корнеева, Время МН, 20.09.2001
Львы зимой, Наталия Каминская, Культура, 21.09.2000
Не теряя осанки, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.09.2000
Один день из жизни «Табакерки», Елена Ямпольская, Новые Известия, 14.09.2000
Мелисса и Эндрю, Алексей Филиппов, Известия, 14.09.2000
Игра в театр, Алена Злобина, Эксперт, 21.02.2000
Тот самый чай, Ольга Егошина, Литературная газета, 16.02.2000
Женщины на грани красного цвета, Светлана Хохрякова, Культура, 3.02.2000
Российская риторика, Марина Гаевская, Современная драматургия, № 2, 02.2000
Чужие, Елена Губайдуллина, Театральный курьер, 02.2000
Горький в цветах, Ирина Глущенко, Независимая газета, 27.01.2000
Qui pro quo, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.01.2000
Не будьте как дети, Марина Давыдова, Время новостей, 18.01.2000
Немного Горького в любовной мелодраме, Нина Агишева, Московские новости, 18.01.2000
Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.01.2000
Красавицы и чудовища, Елена Ковальская, Афиша, 17.01.2000
Эти разные, разные «Варвары», Екатерина Сухотина, Народная газета, 14.01.2000
Варвары и варварши, Мария Седых, Общая газета, 13.01.2000
Горький в стиле Чехова, Майа Одина, Сегодня, 11.01.2000
«Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев», Олег Зинцов, Ведомости, 10.01.2000
В тюрьме и без героя, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 6.01.2000
Падение авиаторов, Павел Руднев, 01.2000
Пять пудов любви, Марина Мурзина, Аргументы и факты, № 1-2, 01.2000
Старые «Варвары» и новое варварство, Алексей Филиппов, Известия, 29.12.1999
Премьеры у Табакова, Роман Должанский, Коммерсант, 28.01.1998
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, 02.1994
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, 05.1993