РежиссерыПомощники режиссера | Чай, кофе, потанцуемАнтон Красовский, Независимая газета, 27.09.2001 «ЭТОТ город, как речь без одной запятой: / Без придыхания неузнаваем» писал о Москве поэт Александр Шаталов. «Я так давно мечтал об этом городе! Чтобы просто стоять где-нибудь, ждать троллейбуса и все. Чтобы сердце радовалось, душа ликовала!» пишет о Москве Ольга Мухина. Пишет и понимает, что без шорохов, без всхлипов, без жалостливых слез не узнать это место. Не разглядеть в зрачках изумленных артистов столицу нашей родины, златоглавый град-орденоносец, крепость души моей. Не угадать троллейбусных нитей над площадями, не выдернуть гнилой одуванчик из асфальта, не вздрогнуть, не умереть. Без акцента, без «в Москву в Москву», без провинциалов на смотровых нет ни этого города, ни мира вообще. Нет и меня, нет и Ольги Мухиной. Ольги конечно не Оли, плевать, что сама себя так называет. Настоящий писатель не может экономить на имени, ведь это единственное, что уж точно не ему принадлежит. Ну не нелепица ли: Лева Толстой, Федя Достоевский, Аня Ахматова. А Антоша Чехонте тьфу! глупость для газеток. Нет, не то чтобы Мухина наше новое все. Она не гений, и даже не выдающаяся литераторша. Но отсутствие величия не исключает еще наличия таланта и подлинности. Задушевность Ольги Мухиной, прозрачность ее драматургии, толковая рвань текста ее пропуск в грядущее, ее документы, ее усы и хвост. Мухина написала эту пьесу несколько лет назад, по меркам своего незрелого возраста жуть как давно. Отчего же это «Ю»? начали судачить по Москве. Почему не «Ты» или не «Три сестры-2». Ольга им что-то отвечала, отмахиваясь от особо докучливых господ фолиантами пьес, уже шедших по стране. Только что Фоменко поставил «Таню-Таню», в уме держалась «Любовь Карловны» караул, какой успех. «Ю» предпоследняя буква русского алфавита, пара к «Я», получается как бы «Ты» и «Я», ведь Ю (по-английски) и есть Ты. Такая вот демагогия. А еще Ю очень красивый московский звук долго тянется, обалденно поется. Это почувствовал режиссер Евгений Каменькович и снабдил нынешний спектакль всяческими композициями для девочек. «Only you» заунывно поет радиола, и герои пускаются в пляс. Тянут губы, оттопыривают пяточки и ладошки. Лепота. И все это на балконе, судя по имитации шума автострады этаже эдак на седьмом. Точно как в кино про Ивана Васильевича и поля, и стога, и лес. И в то же время какой-то трамвай, балконная решетка сталинского ампира, хрусталь, чешская люстра. Какофония стилей и движений Москва, истинная Москва. Все происходит между, в подвешенном состоянии над яростной дорогой жизни. Время от времени герои прыгают вниз, словно бабушки у Хармса. Но погибнуть никто не может, ведь смерти у Мухиной нет. Тут сказочное бытье, когда вместо гибели каждый получает искомый предмет. Друга ли, чужую ли жену, войну ли: направо пойдешь, ратный бой обретешь Так вот же смерть, скажете война. И, главное, как актуально. «Передаем сообщения о пробках. Движение талибов по Кутузовскому проспекту затруднено». Ничего подобного! Современность и своевременность иллюзия, у Мухиной вечно война. Бой для нее не смерть, а новая жизнь. Героическая реальность, возбуждающая воображение. «Ю» уже была на сцене. На крохотном темном пятачке гитисовского учебного театра. Четыре часа действия, драные халаты, мужик в летных очках, молью проеденные шали. Во МХАТе все иначе. Во-первых, вдвое короче. Спектакль идет без антракта, и вроде бы не устаешь. Во-вторых, моль извели, а рубища сменили на вполне пристойные шмотки. В-третьих, зрелище разнообразили пояснительными титрами. Теперь, когда на сцену входит незнакомый юноша, на стене высвечивается «Герой приехал» забавно. И все-таки подлинная подмена в другом. Новый спектакль МХАТа не настоящий. Когда Каменькович ставил «Ю» в театральном институте со студентами Фоменко все было взаправду. Чувствовалось, что ребята ощущают текст, их губы способны произносить легкости и глупости, руки делать свободные махи, а глаза любить. ЛЮБИТЬ! Понимаете? Не имитировать чувство, громко вздыхая под софитной луной «Давайте пить чай», не выделывать заученные еще при Качалове па, а надеяться, верить, радоваться. Тут нет чувств, зато есть мастерство. Говорят «чай», а в зал смотрят так лукаво, что зрителю понятно 40 оборотов. Толкуют про «кофе», хихикают, и очевидно политура. Подлинность Мухиной переделана в школьную театральность. Придыхания в мастерство речи. Солнечность подделана прожекторами. Заплатившим 150 рублей за билет не жалко, а руководству театра приятно. Малой кровью и мэру угодили, и выполнили указание министра культуры поставили современную пьесу. Что сказать? «Зрителя, наверное, долго мы не мучили, выпьем-ка мы вермуту по такому случаю». Пресса Марина Брусникина, Наталья Скороход и Евгений Каменькович в программе «Наблюдатель», Фекла Толстая, телеканал «Культура», 10.09.2015 Евгений Каменькович: «Андрей Мягков и его супруга Анастасия Вознесенская во время репетиций стеснялись делать друг другу замечания», Анжелика Заозерская, Москвичка, 9.07.2014 Евгений Каменькович: А был ли кролик?!, Алла Шендерова, Ваш досуг, 12.01.2008 Сказка о дружбе, Елена Губайдуллина, Театрал, 1.10.2007 Не возвращайтесь к былым возлюбленным
, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.09.2007 Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007 Бочкотара, куда несешься ты?, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.09.2007 Тары-бары в бочкотаре, Глеб Ситковский, Газета, 12.09.2007 Тара для счастья, Ольга Егошина, Новые Известия, 11.09.2007 Фига без кармана, Марина Давыдова, Известия, 11.09.2007 Кантовать и перекантовывать, Алла Шендерова, Коммерсант, 10.09.2007 Тюльку затарь, адъюнкт, Олег Зинцов, Ведомости, 10.09.2007 Не ко времени, Дина Годер, Время новостей, 10.09.2007 Возрождение легендарного спектакля, ТВ-Центр, 7.09.2007 Бочкотара навсегда, Степан Поляков, ВАШ ДОСУГ, 21.06.2007 Трепет молодых, Ольга Егошина, Новые известия, 9.04.2007 Трепет молодых, Ольга Егошина, Новые Известия, 9.04.2007 Вожатый, Алла Шендерова, Настроение, 03.2007 Всем поклон, С. Овчинникова, Планета Красота, 01.2007 Самое важное, Елена Ковальская, Афиша, 1.12.2006 Учитель словесности, Сергей Конаев, Ведомости, 1.12.2006 Игра в игру, Елена Губайдуллина, Новые известия Театрал, 1.12.2006 По волосам не плачут, Марина Гаевская, Культура, 30.11.2006 Певица и толмач, Галина Облезова, Новое время, 26.11.2006 Проза жизни, Алла Шендерова, Ваш досуг, 24.11.2006 «Фоменкам» удалось самое важное, Юлия Черникова, Утро.ру, 23.11.2006 Право на въезд, Итоги, 20.11.2006 Лучшая литература, Маргарита Удовиченко, Финанс № 45 (182), 20.11.2006 Жизненно важное, Алена Данилова, Взгляд, 20.11.2006 На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, Новое время, 19.11.2006 Трудности перевода, Алексей Филиппов, Московские новости, 17.11.2006 Классный час Ксении Кутеповой, Елена Дьякова, Новая газета, 16.11.2006 Ухватиться за Венерин волос, Ольга Галахова, Независимая газета, 16.11.2006 Потерянный рай, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.11.2006 Сколько волосу ни виться, Марина Давыдова, Известия, 15.11.2006 Кто знает про самое важное?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2006 Проткнули время, Глеб Ситковский, Gzt.ru, 14.11.2006 Любовь в войлочных тапках, Ольга Егошина, Новые известия, 14.11.2006 Аншлаг на «Самом важном», Любовь Лебедина, Труд № 210, 14.11.2006 Давайте я вас запишу, Олег Зинцов, Ведомости № 214 (1741), 14.11.2006 В одно касание, Дина Годер, Время новостей, 13.11.2006 В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное», Григорий Заславский, Радио «Маяк», 13.11.2006 Самое важное, Кристина Матвиенко, Time Out Москва, 8.11.2006 Взрослые игры, Татьяна Сошникова, Профиль N44 (505), 11.2006 Воздушный Шоу, Сергей Конаев, Экран и Сцена, 07.2005 Шоу сирен, Дина Годер, Газета.Ru, 25.06.2005 Я от Бернарда ушел
, Елена Груева, 24.06.2005 Жестокие игры, Итоги, 21.06.2005 Безопасная война полов, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.06.2005 Ноющий ковчег, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.06.2005 Сложная конструкция, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.06.2005 Двор, где подкашиваются ноги, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.06.2005 Пока все дома, Олег Зинцов, Ведомости, 16.06.2005 Нам ли их осуждать, Марина Давыдова, Известия, 15.06.2005 Слишком красиво, Александр Соколянский, Время новостей, 15.06.2005 Пробками закидали, Глеб Ситковский, Газета, 15.06.2005 Чаепитие на вулкане, Ольга Егошина, Новые известия, 15.06.2005 Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, dellAPT, 1.10.2001 Москва слезам не верит, Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001 Чай, кофе, потанцуем, Антон Красовский, Независимая газета, 27.09.2001 Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001 А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001 Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001 Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001 Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001 Время Ю, Ирина Корнеева, Время МН, 20.09.2001 Львы зимой, Наталия Каминская, Культура, 21.09.2000 Не теряя осанки, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.09.2000 Один день из жизни «Табакерки», Елена Ямпольская, Новые Известия, 14.09.2000 Мелисса и Эндрю, Алексей Филиппов, Известия, 14.09.2000 Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красном, Алла Шевелева, Diplomat, 05.2000 Игра в театр, Алена Злобина, Эксперт, 21.02.2000 Тот самый чай, Ольга Егошина, Литературная газета, 16.02.2000 Женщины на грани красного цвета, Светлана Хохрякова, Культура, 3.02.2000 Российская риторика, Марина Гаевская, Современная драматургия, № 2, 02.2000 Чужие, Елена Губайдуллина, Театральный курьер, 02.2000 Горький в цветах, Ирина Глущенко, Независимая газета, 27.01.2000 Qui pro quo, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.01.2000 Не будьте как дети, Марина Давыдова, Время новостей, 18.01.2000 Немного Горького в любовной мелодраме, Нина Агишева, Московские новости, 18.01.2000 Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.01.2000 Красавицы и чудовища, Елена Ковальская, Афиша, 17.01.2000 Эти разные, разные «Варвары», Екатерина Сухотина, Народная газета, 14.01.2000 Варвары и варварши, Мария Седых, Общая газета, 13.01.2000 Горький в стиле Чехова, Майа Одина, Сегодня, 11.01.2000 «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев», Олег Зинцов, Ведомости, 10.01.2000 В тюрьме и без героя, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 6.01.2000 Падение авиаторов, Павел Руднев, 01.2000 Пять пудов любви, Марина Мурзина, Аргументы и факты, № 1-2, 01.2000 Старые «Варвары» и новое варварство, Алексей Филиппов, Известия, 29.12.1999 Премьеры у Табакова, Роман Должанский, Коммерсант, 28.01.1998 Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, 02.1994 Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, 05.1993 Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, 1993 |