Режиссеры

Москва слезам не верит

Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001
В глубине сцены высвечивается балкон, на нем происходит все: самоубийства и самообманы, признания в любви и признания собственного бессилия, там плачут и радуются, пьют водку из чашек и танцуют, и говорят-говорят-говорят о том городе, в котором живут, и которого уже нет

«Сто лет назад в далеком краю жил человек по фамилии Ю…« — доносится из динамиков меланхоличный голос. И так не спешно, так черно-бело все начинается, как в старых-старых фильмах. В глубине сцены высвечивается балкон, на нем происходит все: самоубийства и самообманы, признания в любви и признания собственного бессилия, там плачут и радуются, пьют водку из чашек и танцуют, и говорят-говорят-говорят о том городе, в котором живут, и которого уже нет.

Ольга Мухина — молодой драматург, открытие театра Мастерская Петра Фоменко. Именно на его курсе впервые была поставлена пьеса «Ю». То что она женщина можно догадаться не только по имени, или фотографии в программке, но и по ее собственной драматургии. Это у нее летчики летают перед балконами своих возлюбленных и что есть сил строчат из пулемета, где-то далеко и вместе с тем очень близко идет война, на которую уходят и с которой не возвращаются, а под балконом внизу пробегают не то волки, не то медведи. И все без исключения вовсе не по делу, а так по вдохновению, признаются в любви Москве.

Но никакой Москвы нет, все это «сто лет назад» и «в далеком краю» — есть только балкон, отрастающий неизвестно от какого дома и нависающий неизвестно над какой землей, как пограничная зона, как магический круг, где можно укрыться от кошмаров и пить чай с мятой, мелиссой, корицей и. т. д. и. т. п. Таков взгляд на пьесу у ее постановщика — Евгения Каменьковича. И нет оснований ему не доверять, ведь это он первым поставил эту пьесу еще в 1997 году, и вряд ли в спектакле есть хоть один не продуманный им шаг. Так что нет Москвы, нет, ну что поделаешь, зато люди есть.

Люди есть это уж точно. Пьеса-то современная — ни париков, ни сюртуков, ни грима в ней не предусмотрено. Искренность и сыгранность актерского состава, начиная со студента четвертого курса школы-студии МХАТ Николая Исакова и заканчивая Народным артистом России Станиславом Любшиным, вызывает вполне здоровый оптимизм.