ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Варвары и варварши

Мария Седых, Общая газета, 13.01.2000
С чего бы это негневливых, лиричных фоменок потянуло на Горького? Почему из обширного его репертуара выбрали именно «Варваров» — пьесу, сценическая история которой оборвалась сорок лет назад знаменитой премьерой Товстоногова, где блистали Луспекаев и молодая Доронина? Зачем на свою маленькую сценическую площадку выпускать такое количество персонажей?
Если столько вопросов, значит — спектакль не дает одного, но внятного ответа. Это — так.
А вот невнятные — дает, о чем-то нашептывает, особенно поначалу. Иногда отвечает вопросом на вопрос, например, о Горьком: думаете, раз всё его имени переименовали, так он уже и не великий писатель вовсе? Нет, дудки, какие типы, какие характеры!?
И действительно, первое действие-пролог, представление будущих героев захватывает сразу. Зрители, не обремененные ни знанием сюжета, ни близким знакомством с персонажами, с легкостью отвлекаются на авторские шутки и с интересом фиксируют связи между действующими лицами. Так в начале сериала пытаешься запомнить, кто кем кому приходится. Режиссер Е. Каменькович один за другим чередует крупные планы, позволяя полюбоваться и старыми знакомцами-артистами, и их новыми героями. Жители городка Верхополье мелькают, как и положено по сюжету, в ожидании приезжих из столицы. Вот-вот их провинциальная сонная одурь прервется явлением? реформаторов, строителей железной дороги: и боязно, и хочется. То-то будет, то-то будет. Женщины трепещут, кто явно, кто скрыто, каждая на свой манер, мужчины наигранно деловиты.
А вот наконец и они — молодые, кожаные, фирменные. Знают, как надо, как скоро. Ай да Горький, ай да сукин сын! Главным-то у них назначил Черкуна Егора Петровича: увидишь — не забудешь, волос у него, как огонь. Одним словом — рыжий. Попал писатель в масть.
Он-то окажется и варваром номер один. Так в пьесе, но мы сразу отметили, что фоменки негневливы, и потому им заказан проторенный путь аллюзий, тем более социально заостренных.
Первые сцены дышат покоем неторопливого романа, артисты в своей стихии, пока Верхополье припекает солнышком. В этой стихии лирического фарса роли давно распределены, но по-прежнему привлекательно загадочное лукавство Ксении Кутеповой, благодушие Юрия Степанова, изящная язвительность Карэна Бадалова, томительная нездешность Галины Тюниной? Каждый добавит тех, кого любит в этой труппе, и не ошибется. Не суть важно, кто они сегодня — купцы, мещане, акцизные надзиратели, их жены, дочери, возлюбленные, важно только то, что им выпало сегодня жить под этим солнцем, под этим небом, в том составе, в каком выпало. А столичные технократы, нагрянувшие сюда, в конце концов тоже из своих. Если присев сбоку посмотреть на них в театральный бинокль (sic — мизансцена!), то сразу узнаете Полину Кутепову, Рустэма Юскаева, Кирилла Пирогова и примкнувшего к ним Сергея Тарамаева.
Горький сталкивал Россию деревянную и Россию железную, описывая первое пришествие капитализма. Товстоногова увлекала в нем «глыбистость». Режиссер различал многосложность, извечность российского варварства, проявляющегося и в родительском эгоизме, и в пренебрежении к чужой судьбе, варварство старомодное и варварство щеголяющее в модных одеждах, смиренное и агрессивное.
В спектакле Е. Каменьковича нет ни горьковской категоричности, ни товстоноговской «глыбистости», потому что, собственно нет никаких двух Россий. 
Тему нынешнего второго пришествия капитализма, которую иной театр, возможно, с яростью или восторгом вытащил бы на первый план, здесь воспринимают как смену времен года. А лето, известное дело, у нас всегда короткое, зато зима нас всегда застает врасплох.
Взяв романный тон, неспешно расположившись по горизонтали (в прямом и переносном смысле), театр ищет и находит свой конфликт там, где Горький скорее слаб, нежели силен.
Чем ближе мы приближались к финалу, тем все явственнее начинали звучать мотивы символистские. 
Когда под занавес все женщины вышли в алых платьях, словно иллюстрируя брошенное вскользь замечание о том, что самый внушительный цвет — красный и ходят в нем аристократы и королевы, то примерещилась некая коллективная Надежда Монахова — главная жертва всеобщего варварства.
Может быть, речь зашла о варварах и варваршах? И герои вовсе не делятся на столичных и провинциальных, нет меж ними сословных преград, а есть только одно различие — они мужчины и женщины? Может быть. Только это ощущение приходит так поздно, что раскрутить его в ретроспективе трудно.
Вспышка красного, все затмившего, вычеркнула из памяти три прошедших часа, но высветила вдруг один неожиданный мотив. Горький писал пьесу в небезызвестном 1905 году и не раз повторял тогда: «Наступили дни возмездия, господа, дни расплаты!..»
Возможно, театр, не захотев вслушиваться в писателя пролетарского, отбросив этот архаичный узколобый эпитет, захотел вслушаться в Горького — современника, ну, например, Блока? Может быть.
Кстати, Александр Александрович, поэт возмездия, оставил свои впечатления от пьесы «Варвары». Считая сочинение небрежным и затянутым, поэт находит в нем «чувство уездного города, реки, мостовой, забора, садов, каких-то пыльных листьев». Задела Блока только Надежда Монахова: «Вся она — странно и красиво цельная, в ней — какая-то большая притягательная и вместе отталкивающая сила. Она сильна каким-то суровым, звериным обаянием.
Мне кажется, что вся пьеса „Варвары“ написана для этого характера. Можно думать, что это и есть „человек“ — истинная героиня пьесы, — за неимением героя.
Если такие женщины, напоминающие и Вареньку Олесову, Сашу и Мальву, будут играть роль человека в произведениях Горького, то это, во всяком случае, много значительнее Павла Власова и прочей добродетельной компании».
Уж не эти ли пометы Блока стали режиссерским планом спектакля «Мастерской П. Фоменко», где есть и чувство забора, и чувство пыльных листьев, и явление коллективной Монаховой? Может быть.
Только нерва нет, не подсказывает память «Мы дети страшных лет России?».
Центром притяжения для меня оказалась совсем другая героиня Богаевская Татьяна Николаевна в исполнении Людмилы Арининой. Те, кто видели телевизионные фильмы Фоменко, узнают сразу эту суховатую интеллигентную женщину с яркими, все замечающими глазами. Порой кажется, у нее аномальное поле зрения, включающее помимо прочего взгляд в прошлое и будущее.
В пьесе статут Богаевской обозначен — домовладелица, дворянка. С поправкой на век, читаем — пенсионерка, с приватизированной квартирой, из бывших. 
Людмила Аринина играет так, что биографию ее героини хочется сочинять. Когда она раскладывает пасьянс «Две необходимости», восклицая шутливо аффектированно: «Самый трудный!» — то нет сомнения, хоть и не видно, что в лицах дам, королей и валетов проступают черты кружащих вокруг нее персонажей.
Она не моложава, а молода той настоящей молодостью, которая позволяет прожить жизнь с безупречным вкусом. Так должен выглядеть гарант стабильности.
Зря на Татьяну Николаевну в финале тоже надели красное платье. Не из ее гардероба.
Пресса
Евгений Каменькович: А был ли кролик?!, Алла Шендерова, Ваш досуг, 12.01.2008
Сказка о дружбе, Елена Губайдуллина, Театрал, 1.10.2007
Не возвращайтесь к былым возлюбленным…, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.09.2007
Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007
Бочкотара, куда несешься ты?, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.09.2007
Тары-бары в бочкотаре, Глеб Ситковский, Газета, 12.09.2007
Тара для счастья, Ольга Егошина, Новые Известия, 11.09.2007
Фига без кармана, Марина Давыдова, Известия, 11.09.2007
Кантовать и перекантовывать, Алла Шендерова, Коммерсант, 10.09.2007
Тюльку затарь, адъюнкт, Олег Зинцов, Ведомости, 10.09.2007
Не ко времени, Дина Годер, Время новостей, 10.09.2007
Бочкотара навсегда, Степан Поляков, ВАШ ДОСУГ, 21.06.2007
Трепет молодых, Ольга Егошина, Новые известия, 9.04.2007
Трепет молодых, Ольга Егошина, Новые Известия, 9.04.2007
Вожатый, Алла Шендерова, Настроение, 03.2007
Всем поклон, С. Овчинникова, Планета Красота, 01.2007
Самое важное, Елена Ковальская, Афиша, 1.12.2006
Учитель словесности, Сергей Конаев, Ведомости, 1.12.2006
Игра в игру, Елена Губайдуллина, Новые известия — Театрал, 1.12.2006
По волосам не плачут, Марина Гаевская, Культура, 30.11.2006
Певица и толмач, Галина Облезова, Новое время, 26.11.2006
Проза жизни, Алла Шендерова, Ваш досуг, 24.11.2006
«Фоменкам» удалось самое важное, Юлия Черникова, Утро.ру, 23.11.2006
Право на въезд, Итоги, 20.11.2006
Лучшая литература, Маргарита Удовиченко, Финанс № 45 (182), 20.11.2006
Жизненно важное, Алена Данилова, Взгляд, 20.11.2006
На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, Новое время, 19.11.2006
Трудности перевода, Алексей Филиппов, Московские новости, 17.11.2006
Классный час Ксении Кутеповой, Елена Дьякова, Новая газета, 16.11.2006
Ухватиться за Венерин волос, Ольга Галахова, Независимая газета, 16.11.2006
Потерянный рай, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.11.2006
Сколько волосу ни виться, Марина Давыдова, Известия, 15.11.2006
Кто знает про самое важное?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2006
Проткнули время, Глеб Ситковский, Gzt.ru, 14.11.2006
Любовь в войлочных тапках, Ольга Егошина, Новые известия, 14.11.2006
Аншлаг на «Самом важном», Любовь Лебедина, Труд № 210, 14.11.2006
Давайте я вас запишу, Олег Зинцов, Ведомости № 214 (1741), 14.11.2006
В одно касание, Дина Годер, Время новостей, 13.11.2006
В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное», Григорий Заславский, Радио «Маяк», 13.11.2006
Самое важное, Кристина Матвиенко, Time Out Москва, 8.11.2006
Взрослые игры, Татьяна Сошникова, Профиль N44 (505), 11.2006
Воздушный Шоу, Сергей Конаев, Экран и Сцена, 07.2005
Шоу сирен, Дина Годер, Газета.Ru, 25.06.2005
Я от Бернарда ушел…, Елена Груева, 24.06.2005
Жестокие игры, Итоги, 21.06.2005
Безопасная война полов, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.06.2005
Ноющий ковчег, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.06.2005
Сложная конструкция, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.06.2005
Двор, где подкашиваются ноги, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.06.2005
Пока все дома, Олег Зинцов, Ведомости, 16.06.2005
Нам ли их осуждать, Марина Давыдова, Известия, 15.06.2005
Слишком красиво, Александр Соколянский, Время новостей, 15.06.2005
Пробками закидали, Глеб Ситковский, Газета, 15.06.2005
Чаепитие на вулкане, Ольга Егошина, Новые известия, 15.06.2005
Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, dell’APT, 1.10.2001
Москва слезам не верит, Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001
Чай, кофе, потанцуем, Антон Красовский, Независимая газета, 27.09.2001
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001
Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001
Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001
Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001
Время Ю, Ирина Корнеева, Время МН, 20.09.2001
Львы зимой, Наталия Каминская, Культура, 21.09.2000
Не теряя осанки, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.09.2000
Один день из жизни «Табакерки», Елена Ямпольская, Новые Известия, 14.09.2000
Мелисса и Эндрю, Алексей Филиппов, Известия, 14.09.2000
Игра в театр, Алена Злобина, Эксперт, 21.02.2000
Тот самый чай, Ольга Егошина, Литературная газета, 16.02.2000
Женщины на грани красного цвета, Светлана Хохрякова, Культура, 3.02.2000
Российская риторика, Марина Гаевская, Современная драматургия, № 2, 02.2000
Чужие, Елена Губайдуллина, Театральный курьер, 02.2000
Горький в цветах, Ирина Глущенко, Независимая газета, 27.01.2000
Qui pro quo, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.01.2000
Не будьте как дети, Марина Давыдова, Время новостей, 18.01.2000
Немного Горького в любовной мелодраме, Нина Агишева, Московские новости, 18.01.2000
Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.01.2000
Красавицы и чудовища, Елена Ковальская, Афиша, 17.01.2000
Эти разные, разные «Варвары», Екатерина Сухотина, Народная газета, 14.01.2000
Варвары и варварши, Мария Седых, Общая газета, 13.01.2000
Горький в стиле Чехова, Майа Одина, Сегодня, 11.01.2000
«Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев», Олег Зинцов, Ведомости, 10.01.2000
В тюрьме и без героя, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 6.01.2000
Падение авиаторов, Павел Руднев, 01.2000
Пять пудов любви, Марина Мурзина, Аргументы и факты, № 1-2, 01.2000
Старые «Варвары» и новое варварство, Алексей Филиппов, Известия, 29.12.1999
Премьеры у Табакова, Роман Должанский, Коммерсант, 28.01.1998
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, 02.1994
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, 05.1993