РежиссерыПомощники режиссера | Тот самый чайОльга Егошина, Литературная газета, 16.02.2000 Театр «Мастерская П. Фоменко» играет первую премьеру в новом здании (б. кинотеатр «Киев»). Свершилось! Долгие годы шло строительство, а театр играл на случайных площадках, теперь «фоменки» возвращаются к своим зрителям. Мотив возвращения знакомого последнее время вообще стал лейтмотивом нашей жизни. Вспомните, сколько рекламных роликов, строится именно на этом: тот самый чай! Тот самый вкус! Те самые «фоменки»!Режиссер Евгений Каменькович обратился к Горькому, автору для театра достаточно новому, инородному. Романтическая приподнятость стиля, ницшеанский культ силы в его пьесах казались достаточно чуждыми театру фоменок, где предпочтение отдавалось авторам иных стилей и направлений. Эксперимент обещал быть интересным. Тем более что для Горького выбрано пространство Малой сцены. В своей во многом автобиографической «Повести о первой любви» Максим Горький сделал важное для себя признание: «Тут, кажется, я впервые почувствовал себя врагом слабых людей». В «Варварах» он испытывал «на прочность» приехавших в маленький уездный город инженеров, с одной стороны, одуряющей скукой и мерзостями «звериной уездной глуши», с другой роковой любовью. «Силу в лавочке не купишь», наставительно замечала в «Варварах» сильная женщина Надежда Монахова и, не найдя этой силы в окружающих мужчинах, кончала жизнь самоубийством. Надежда Монахова в исполнении Галины Тюниной женщина, давно уставшая от жизни. Ей лень ходить, говорить, поднимать тяжелые веки. Она произносит глупости ироничным тоном умницы, уверенной в своем превосходстве над окружающими. Финальное самоубийство кажется нелепой случайностью: такая Надежда могла бы застрелиться в любой момент без всякого внешнего повода? И финальный выстрел не столько потрясает, сколько воспринимается как курьезный штрих странной жизни странного городишки. Спектакль «Варвары» точнее было бы назвать авторским подзаголовком: «Сцены в уездном городе». Впервые в истории постановок этой пьесы центром стала не история Надежды Монаховой, не переплетения любовей и разочарований, разрывов и романов, а собственно быт тихого уездного городка Верхополье, где единственная достопримечательность караси и оркестр пожарной команды. «Отвратительный городишко», характеризует его заезжий инженер Черкун. Евгений Каменькович эту интонацию брезгливого разглядывания подчеркивает и усиливает. В вытянутом прямоугольном пространстве, сжатом пятью колоннами-обрубками, теснятся неожиданное многолюдье персонажей и россыпь вещей: бутылки всех форм, расцветок и размеров, стаканы и рюмки, чемоданы, саквояжи, рюкзаки, заплечные мешки, сумки, чертежи, книги, бумаги, шляпы, фуражки, гитара, шуба? От вещей тесно, душно. В пространстве Малой сцены пьеса Горького оказалась на удивление населенной и многолюдной. Несуразные прически и костюмы разных лет (начала века, двадцатых годов, пятидесятых, где антикварные сумочки-ридикюли соседствуют с вполне сегодняшним ширпотребом), утрированно нелепые манеры действительно превращают в какой-то момент местных аборигенов в экспонаты жутковатого музея. Не люди людишки. Слабые, жалкие, отвратительные. Театр смотрит на события пьесы как бы с высоты птичьего полета, не слишком доверяя серьезности происходящего. Казалось бы, куда уж больше событий: любовные многоугольники, объяснения в любви и ненависти, ограбление, попытка убийства, разрывы мужей с женами и детей с отцами, наконец, финальное самоубийство. Но в спектакле фоменок события превращаются в монотонное мелькание жанровых картинок из серии «Их быт, их нравы». Вот так любят в Верхополье, вот так стреляются, вот так пьют. Но четыре часа на одном этнографическом интересе вытягивать довольно сложно. Актеры «подгоняют» Горького под усредненную манеру среднего «фоменковского» спектакля, не столько играя своих героев, сколько «играясь» в предлагаемые обстоятельства. Когда-то «несерьезность», ироничность студенческих спектаклей фоменок завораживала, теперь во взрослых, признанных актерах скорее раздражает. Ностальгия по вкусу «того самого чая» вещь опасная. К сожалению, лучшие актерские работы этого спектакля лишь отзвуки ранее сыгранных ролей. Полина и Ксения Кутеповы играют очередную вариацию характеров сильной и слабой женщины, пристально вглядывающихся друг в друга, ищущих друг в друге свое зеркальное отражение. Гриша Редозубов в исполнении Юрия Степанова прелестная работа, но и это лишь этюдный набросок талантливого артиста. Обаяние юности проходит, и должна наступить зрелость мастерства, пора, когда похвалы типа «мило, талантливо», должны скорее огорчать, чем радовать. «Варвары» у «фоменок» милый, интеллигентный, добросовестный, но совсем не «горький», не «варварский» спектакль. Пресса Марина Брусникина, Наталья Скороход и Евгений Каменькович в программе «Наблюдатель», Фекла Толстая, телеканал «Культура», 10.09.2015 Евгений Каменькович: «Андрей Мягков и его супруга Анастасия Вознесенская во время репетиций стеснялись делать друг другу замечания», Анжелика Заозерская, Москвичка, 9.07.2014 Евгений Каменькович: А был ли кролик?!, Алла Шендерова, Ваш досуг, 12.01.2008 Сказка о дружбе, Елена Губайдуллина, Театрал, 1.10.2007 Не возвращайтесь к былым возлюбленным
, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.09.2007 Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007 Бочкотара, куда несешься ты?, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.09.2007 Тары-бары в бочкотаре, Глеб Ситковский, Газета, 12.09.2007 Тара для счастья, Ольга Егошина, Новые Известия, 11.09.2007 Фига без кармана, Марина Давыдова, Известия, 11.09.2007 Кантовать и перекантовывать, Алла Шендерова, Коммерсант, 10.09.2007 Тюльку затарь, адъюнкт, Олег Зинцов, Ведомости, 10.09.2007 Не ко времени, Дина Годер, Время новостей, 10.09.2007 Возрождение легендарного спектакля, ТВ-Центр, 7.09.2007 Бочкотара навсегда, Степан Поляков, ВАШ ДОСУГ, 21.06.2007 Трепет молодых, Ольга Егошина, Новые известия, 9.04.2007 Трепет молодых, Ольга Егошина, Новые Известия, 9.04.2007 Вожатый, Алла Шендерова, Настроение, 03.2007 Всем поклон, С. Овчинникова, Планета Красота, 01.2007 Самое важное, Елена Ковальская, Афиша, 1.12.2006 Учитель словесности, Сергей Конаев, Ведомости, 1.12.2006 Игра в игру, Елена Губайдуллина, Новые известия Театрал, 1.12.2006 По волосам не плачут, Марина Гаевская, Культура, 30.11.2006 Певица и толмач, Галина Облезова, Новое время, 26.11.2006 Проза жизни, Алла Шендерова, Ваш досуг, 24.11.2006 «Фоменкам» удалось самое важное, Юлия Черникова, Утро.ру, 23.11.2006 Право на въезд, Итоги, 20.11.2006 Лучшая литература, Маргарита Удовиченко, Финанс № 45 (182), 20.11.2006 Жизненно важное, Алена Данилова, Взгляд, 20.11.2006 На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, Новое время, 19.11.2006 Трудности перевода, Алексей Филиппов, Московские новости, 17.11.2006 Классный час Ксении Кутеповой, Елена Дьякова, Новая газета, 16.11.2006 Ухватиться за Венерин волос, Ольга Галахова, Независимая газета, 16.11.2006 Потерянный рай, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.11.2006 Сколько волосу ни виться, Марина Давыдова, Известия, 15.11.2006 Кто знает про самое важное?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2006 Проткнули время, Глеб Ситковский, Gzt.ru, 14.11.2006 Любовь в войлочных тапках, Ольга Егошина, Новые известия, 14.11.2006 Аншлаг на «Самом важном», Любовь Лебедина, Труд № 210, 14.11.2006 Давайте я вас запишу, Олег Зинцов, Ведомости № 214 (1741), 14.11.2006 В одно касание, Дина Годер, Время новостей, 13.11.2006 В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное», Григорий Заславский, Радио «Маяк», 13.11.2006 Самое важное, Кристина Матвиенко, Time Out Москва, 8.11.2006 Взрослые игры, Татьяна Сошникова, Профиль N44 (505), 11.2006 Воздушный Шоу, Сергей Конаев, Экран и Сцена, 07.2005 Шоу сирен, Дина Годер, Газета.Ru, 25.06.2005 Я от Бернарда ушел
, Елена Груева, 24.06.2005 Жестокие игры, Итоги, 21.06.2005 Безопасная война полов, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.06.2005 Ноющий ковчег, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.06.2005 Сложная конструкция, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.06.2005 Двор, где подкашиваются ноги, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.06.2005 Пока все дома, Олег Зинцов, Ведомости, 16.06.2005 Нам ли их осуждать, Марина Давыдова, Известия, 15.06.2005 Слишком красиво, Александр Соколянский, Время новостей, 15.06.2005 Пробками закидали, Глеб Ситковский, Газета, 15.06.2005 Чаепитие на вулкане, Ольга Егошина, Новые известия, 15.06.2005 Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, dellAPT, 1.10.2001 Москва слезам не верит, Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001 Чай, кофе, потанцуем, Антон Красовский, Независимая газета, 27.09.2001 Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001 А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001 Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001 Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001 Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001 Время Ю, Ирина Корнеева, Время МН, 20.09.2001 Львы зимой, Наталия Каминская, Культура, 21.09.2000 Не теряя осанки, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.09.2000 Один день из жизни «Табакерки», Елена Ямпольская, Новые Известия, 14.09.2000 Мелисса и Эндрю, Алексей Филиппов, Известия, 14.09.2000 Он чувствовал себя с ними слабым и растерянным, или Семь женщин в красном, Алла Шевелева, Diplomat, 05.2000 Игра в театр, Алена Злобина, Эксперт, 21.02.2000 Тот самый чай, Ольга Егошина, Литературная газета, 16.02.2000 Женщины на грани красного цвета, Светлана Хохрякова, Культура, 3.02.2000 Российская риторика, Марина Гаевская, Современная драматургия, № 2, 02.2000 Чужие, Елена Губайдуллина, Театральный курьер, 02.2000 Горький в цветах, Ирина Глущенко, Независимая газета, 27.01.2000 Qui pro quo, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.01.2000 Не будьте как дети, Марина Давыдова, Время новостей, 18.01.2000 Немного Горького в любовной мелодраме, Нина Агишева, Московские новости, 18.01.2000 Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.01.2000 Красавицы и чудовища, Елена Ковальская, Афиша, 17.01.2000 Эти разные, разные «Варвары», Екатерина Сухотина, Народная газета, 14.01.2000 Варвары и варварши, Мария Седых, Общая газета, 13.01.2000 Горький в стиле Чехова, Майа Одина, Сегодня, 11.01.2000 «Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев», Олег Зинцов, Ведомости, 10.01.2000 В тюрьме и без героя, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 6.01.2000 Падение авиаторов, Павел Руднев, 01.2000 Пять пудов любви, Марина Мурзина, Аргументы и факты, № 1-2, 01.2000 Старые «Варвары» и новое варварство, Алексей Филиппов, Известия, 29.12.1999 Премьеры у Табакова, Роман Должанский, Коммерсант, 28.01.1998 Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, 02.1994 Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, 05.1993 Мастера «Мастерской Фоменко», Мария Хализева, 1993 |