ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Немного Горького в любовной мелодраме

Нина Агишева, Московские новости, 18.01.2000
Театр «Мастерская Петра Фоменко» наконец обрел свой дом: премьера «Варваров» Горького состоялась уже на Кутузовском проспекте, в бывшем здании кинотеатра «Киев», реконструированном с помощью двух крупных банков, чьи названия, как и фамилии их руководителей, увековечены ныне на металлических досках перед входом. Современные Саввы Морозовы старались не зря: одна из самых интеллигентных и спаянных столичных студий, чьи актеры уже завоевали экран, а режиссеры — подмостки других театров, слишком долго была бомжом, В итоге получился милый театрик западного образца с двумя небольшими залами, куда с удовольствием будет ходить молодежь — посмотреть на сверстников и выпить чего-нибудь в подвальчике, переоборудованном под буфет.
Под стать помещению получились и «Варвары», которых обычно играют с надрывом: легкие, непритязательные, ученически-старательные. Вместо декораций — картины по стенам: русский провинциальный пейзаж (город Верхополье) и локомотив на рельсах (приехавшие из столицы инженеры). Красавица-аристократка Лидия Павловна — невысокая славная Ксения Кутепова в амазонке, красноречиво говорящая об отсутствии здесь пока пошивочных цехов. Переборы гитары, потом будет и духовой оркестр. Молодые непошлые лица, играющие без штампов. Еще одна версия русского сюжета о том, как в вишневый сад приехали варвары и если и не купили его, как Лопахин, то все сломали и изгадили.
Чеховская пьеса была написана тремя годами раньше горьковской, и как буревестник революции находился под сильным влиянием гениальной драматургии своего старшего собрата, так и «фоменки» не удержались от подражания известным чеховским постановкам. Во всяком случае, третью сцену спектакля, которую режиссер Евгений Каменькович назвал «Валтасаров пир», можно посвятить Петеру Штайну и его «Вишневому саду»: та же анфилада комнат, в которых что-то пьют и во что-то играют, тот же оркестр, танцы и те же истерические женские выходы на авансцену — одним словом, пир во время чумы, где-то уже явно виденный. Конечно, не всеми: молодые зрители приятно удивляются изящному прочтению скучного школьного автора и одинаково потешаются и над сыном городского головы Редозубова, который не отходит от бутылки с шартрезом, и над Надеждой Монаховой, которая с вытаращенными глазами преследует инженера Черкуна.
Монахова традиционно — самое интересное в «Варварах», а ее самоубийство в финале и реплика мужа: «Господа, вы убили человека?» — кульминация драмы. Галина Тюнина с голыми плечами и роскошными волосами больше напоминает в этой роли Настю из другой пьесы того же автора, нежели загадочную роковую героиню, из-за которой стреляются и сходят с ума. Почему зал и смеется, когда Черкун пытается оправдаться: «Она сама разбудила во мне зверя». Вообще вся последняя сцена, не случайно названная «Все — как в романе», весьма похожа на мексиканский сериал, где страстные женщины преследуют робких и неуверенных в себе мужчин и уже невозможно разобраться, кто кого любит. Дамы сплошь одеты в красное, сплошь не удовлетворены и несчастны — вспоминается неподражаемая Елена Соловей, произносящая знаменитое: «Господа, вы звери». Впрочем, Лидия Павловна тоже произносит: «Всюду — жалкие, всюду — жадные» и клянется, что обязательно найдет мужчину «стойкого, твердого, которого можно было бы уважать». Так проблема «варваров» приобретает новый, половой оттенок, что, может быть, сегодня и более актуально.
Рассуждения о том, как переменилась роль театра в нынешней жизни, давно уже стали общим местом. И ни к чему вспоминать товстоноговские постановки тех же горьковских пьес, Татьяну Доронину в «Варварах» или Инну Чурикову в фильме Глеба Панфилова «Васса». Пришли другие времена — и молодые исполнители и зрители, которым уже не надо против чего-то или за что-то бороться посредством классической пьесы, откровенно наслаждаются ее любовной интригой и остроумными репликами, а едва ли не лучшей актерской работой становится исполнение Ольгой Левитиной второстепенной роли Пелагеи Притыкиной, старой жены молодого мужа. Во всяком случае это самая пронзительная роль, за которой действительно ощущается человеческая боль, у остальных же - так, игра в чувства и ситуации безнадежно устаревших, хотя и забавных персонажей. Симптоматично, что молодой театр начинает свою новую жизнь именно таким спектаклем — неглупым и культурным, как всегда у «фоменок», но и не претендующим на что-то большее, спектаклем, органично вписывающимся в ряд развлечений продвинутой молодежи; дефиле, дискотека, «Варвары».
Пресса
Евгений Каменькович: А был ли кролик?!, Алла Шендерова, Ваш досуг, 12.01.2008
Сказка о дружбе, Елена Губайдуллина, Театрал, 1.10.2007
Не возвращайтесь к былым возлюбленным…, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.09.2007
Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007
Бочкотара, куда несешься ты?, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.09.2007
Тары-бары в бочкотаре, Глеб Ситковский, Газета, 12.09.2007
Тара для счастья, Ольга Егошина, Новые Известия, 11.09.2007
Фига без кармана, Марина Давыдова, Известия, 11.09.2007
Кантовать и перекантовывать, Алла Шендерова, Коммерсант, 10.09.2007
Тюльку затарь, адъюнкт, Олег Зинцов, Ведомости, 10.09.2007
Не ко времени, Дина Годер, Время новостей, 10.09.2007
Бочкотара навсегда, Степан Поляков, ВАШ ДОСУГ, 21.06.2007
Трепет молодых, Ольга Егошина, Новые известия, 9.04.2007
Трепет молодых, Ольга Егошина, Новые Известия, 9.04.2007
Вожатый, Алла Шендерова, Настроение, 03.2007
Всем поклон, С. Овчинникова, Планета Красота, 01.2007
Самое важное, Елена Ковальская, Афиша, 1.12.2006
Учитель словесности, Сергей Конаев, Ведомости, 1.12.2006
Игра в игру, Елена Губайдуллина, Новые известия — Театрал, 1.12.2006
По волосам не плачут, Марина Гаевская, Культура, 30.11.2006
Певица и толмач, Галина Облезова, Новое время, 26.11.2006
Проза жизни, Алла Шендерова, Ваш досуг, 24.11.2006
«Фоменкам» удалось самое важное, Юлия Черникова, Утро.ру, 23.11.2006
Право на въезд, Итоги, 20.11.2006
Лучшая литература, Маргарита Удовиченко, Финанс № 45 (182), 20.11.2006
Жизненно важное, Алена Данилова, Взгляд, 20.11.2006
На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, Новое время, 19.11.2006
Трудности перевода, Алексей Филиппов, Московские новости, 17.11.2006
Классный час Ксении Кутеповой, Елена Дьякова, Новая газета, 16.11.2006
Ухватиться за Венерин волос, Ольга Галахова, Независимая газета, 16.11.2006
Потерянный рай, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.11.2006
Сколько волосу ни виться, Марина Давыдова, Известия, 15.11.2006
Кто знает про самое важное?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2006
Проткнули время, Глеб Ситковский, Gzt.ru, 14.11.2006
Любовь в войлочных тапках, Ольга Егошина, Новые известия, 14.11.2006
Аншлаг на «Самом важном», Любовь Лебедина, Труд № 210, 14.11.2006
Давайте я вас запишу, Олег Зинцов, Ведомости № 214 (1741), 14.11.2006
В одно касание, Дина Годер, Время новостей, 13.11.2006
В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное», Григорий Заславский, Радио «Маяк», 13.11.2006
Самое важное, Кристина Матвиенко, Time Out Москва, 8.11.2006
Взрослые игры, Татьяна Сошникова, Профиль N44 (505), 11.2006
Воздушный Шоу, Сергей Конаев, Экран и Сцена, 07.2005
Шоу сирен, Дина Годер, Газета.Ru, 25.06.2005
Я от Бернарда ушел…, Елена Груева, 24.06.2005
Жестокие игры, Итоги, 21.06.2005
Безопасная война полов, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.06.2005
Ноющий ковчег, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.06.2005
Сложная конструкция, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.06.2005
Двор, где подкашиваются ноги, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.06.2005
Пока все дома, Олег Зинцов, Ведомости, 16.06.2005
Нам ли их осуждать, Марина Давыдова, Известия, 15.06.2005
Слишком красиво, Александр Соколянский, Время новостей, 15.06.2005
Пробками закидали, Глеб Ситковский, Газета, 15.06.2005
Чаепитие на вулкане, Ольга Егошина, Новые известия, 15.06.2005
Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, dell’APT, 1.10.2001
Москва слезам не верит, Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001
Чай, кофе, потанцуем, Антон Красовский, Независимая газета, 27.09.2001
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001
Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001
Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001
Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001
Время Ю, Ирина Корнеева, Время МН, 20.09.2001
Львы зимой, Наталия Каминская, Культура, 21.09.2000
Не теряя осанки, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.09.2000
Один день из жизни «Табакерки», Елена Ямпольская, Новые Известия, 14.09.2000
Мелисса и Эндрю, Алексей Филиппов, Известия, 14.09.2000
Игра в театр, Алена Злобина, Эксперт, 21.02.2000
Тот самый чай, Ольга Егошина, Литературная газета, 16.02.2000
Женщины на грани красного цвета, Светлана Хохрякова, Культура, 3.02.2000
Российская риторика, Марина Гаевская, Современная драматургия, № 2, 02.2000
Чужие, Елена Губайдуллина, Театральный курьер, 02.2000
Горький в цветах, Ирина Глущенко, Независимая газета, 27.01.2000
Qui pro quo, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.01.2000
Не будьте как дети, Марина Давыдова, Время новостей, 18.01.2000
Немного Горького в любовной мелодраме, Нина Агишева, Московские новости, 18.01.2000
Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.01.2000
Красавицы и чудовища, Елена Ковальская, Афиша, 17.01.2000
Эти разные, разные «Варвары», Екатерина Сухотина, Народная газета, 14.01.2000
Варвары и варварши, Мария Седых, Общая газета, 13.01.2000
Горький в стиле Чехова, Майа Одина, Сегодня, 11.01.2000
«Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев», Олег Зинцов, Ведомости, 10.01.2000
В тюрьме и без героя, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 6.01.2000
Падение авиаторов, Павел Руднев, 01.2000
Пять пудов любви, Марина Мурзина, Аргументы и факты, № 1-2, 01.2000
Старые «Варвары» и новое варварство, Алексей Филиппов, Известия, 29.12.1999
Премьеры у Табакова, Роман Должанский, Коммерсант, 28.01.1998
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, 02.1994
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, 05.1993