ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Игра в театр

Алена Злобина, Эксперт, 21.02.2000
В последнее время новые труппы в Москве плодятся со скоростью, заставляющей вспомнить о кроликах. Популярные артисты (Табаков, Калягин, Джигарханян) обзавелись театрами имени себя; личности не столь именитые делят столичную географию или изощряются в придумывании оригинальных названий: Театр эмоциональной драмы, Театр Луны, «Сопричастность», «Глас», «Вишневый сад», «Параджановское фойе», «Мир искусства», «Весь мир», «Русский дом», «Фест», «МОСТ», «МЕЛ», «АпАРТе», «Драм-антре»?
Однако девять из каждого десятка этих заведений с точки зрения театрального искусства являются несуществующими: за годы работы они не произвели ни одной не то чтобы достойной внимания, но попросту пристойной постановки. Критиков на их премьеры и фуршетом не заманишь, а те, кого повышенное чувство профессионального долга заставляет-таки принять приглашение, после с ужасом говорят коллегам: «Больше никогда в жизни!» Публика, правда, ходит, поскольку она давно уже разошлась с критикой; но велика ли цена аншлагов, если билеты стоят где тридцать, а где и пятнадцать рублей: дешевле, чем в кино. Естественно, без бюджетных ассигнований дело не обходится. А мы еще плачем, что власти не дают денег на культуру!
Главное же, большинство этих трупп сумело раздобыть себе помещения. А вот театр «Мастерская Фоменко» до недавних пор своего дома не имел — ситуация тем более парадоксальная, что именно «фоменки» своим успехом как бы оправдывали существование всех прочих, доказывая: новые театры надо открывать обязательно. Пусть расцветают все цветы: авось какой-нибудь один порадует своей красотой и свежестью.

На новом месте

Когда «Мастерская Фоменко» наконец-то получила свой дом — крохотный кинотеатр «Киев» в сталинском доме на Кутузовском проспекте, поклонники молодого театра затаили дыханье в ожидании чего-нибудь «эдакого». Разочарование принесла уже афиша — пьесу Горького «Варвары» поставил не сам «мастер», а «подмастерье» Евгений Каменькович. 
Перед премьерой постановщик говорил, что пьеса вновь стала своевременной и публика сразу поймет, про что это. Теоретически оно верно: Горький писал о пришествии капитализма в Россию, сейчас эта история повторяется; но на практике аналогия не срабатывает. Спектакль поставлен строго по тексту, а вот кто у нас нынче выступает в роли «варваров», с чем и зачем пришли они в «избяную», «деревянную» Русь, с начала века (получается) ничуть не изменившуюся, как нам относиться к разыгрываемой драме и как относится к ней сам постановщик, остается решительно непонятным. Вся актуализация сводится к тому, что приезжие из столицы одеты в черную кожу; это, конечно, должно говорить об их «современности», но какого сорта? Еще более невнятна вторая костюмная «метафора»: к финалу дамы одна за другой переодеваются в платья цвета зари. Кто-то из рецензентов робко предположил, что, может, всех их надлежит считать коллективной жертвой общемужского «варварства»; идея, конечно, увлекательная, однако ни с чем, кроме экипировки, не связанная и порожденная, похоже, единственно лишь благожелательным намерением найти в постановке хоть какой-то смысл. Ибо других нету.
Взамен зрителю предлагаются обстоятельность и скука. Вялотекущее действие, продолжающееся три с половиной часа, тонет в бытовых подробностях типа постоянного выпивания и закусывания или раскладывания пасьянса, которые отыгрываются старательно и порой забавно. Вообще «фоменки», как всегда, органичны и милы, но ничего сколько-нибудь свежего, неожиданного в их игре нет. Напротив, все более чем привычно, все знакомо до мелочей. Все тот же набор своеобразных интонаций звучит в высоких ломких голосах двойняшек Кутеповых, по-прежнему зеркально похожих, хотя здесь они играют не близнецов и не маму с дочкой, но совершенно разных женщин; ни один новый жест не поколебал тонкого изящества Галины Тюниной, до автоматизма отработано юношеское обаяние Кирилла Пирогова, как всегда элегантно язвителен Карэн Бадалов? и так далее по списку. А хуже всего то, что артисты не справляются с изображением сильных эмоций и сложных психологических поворотов, которых требует драма Горького. Этот недостаток особенно очевиден в крохотном зале, отменяющем дистанцию между сценой и зрителем, так что до актерского «холодного носа» можно буквально дотронуться рукой.

Ностальгический вздох

Мы полюбили «фоменок», еще когда они учились в ГИТИСе, причем делать скидки на нежный возраст отнюдь не приходилось: уже на втором-третьем курсе студенты демонстрировали не только естественное обаяние молодости и счастливый азарт игры, но уверенное мастерство, которому могли бы позавидовать и опытные профессионалы. Восторженную реакцию Москвы подтвердили зарубежные авторитеты: «Владимир III степени» (постановка Сергея Женовача) заслужил главный приз Международного фестиваля студенческих спектаклей, а дипломная работа мастерской, «Волки и овцы» (постановка Петра Фоменко), получила Гран-при уже на «взрослом» фестивале в Торуни (Польша).
Понятно, что «фоменки» не захотели расставаться и в 1993 году перешли на положение театра, сохранив студенческое название «Мастерская Фоменко». И хотя первые его спектакли, поставленные «подмастерьем» Евгением Каменьковичем — «Как важно быть серьезным» и «Двенадцатая ночь», — не стали крупными театральными событиями, в них сохранялись «фирменные» свойства коллектива: блистательная легкость, заразительный азарт игры, неотразимая элегантность, артистизм и победительная сила молодых, нерастраченных дарований. Все это увлекало тем сильней, что общий фон выглядел уныло.

Дорога в никуда

Поиски новой манеры ознаменовались у «фоменок» спектаклем «Таня-Таня» по пьесе студентки Литинститута Оли Мухиной: эдакая «детская», наивно-претенциозная игра в постмодернизм, начатая выпускником мастерской Андреем Приходько и законченная Мастером; слишком много претерпевший от разных запретителей, он не стал закрывать работу ученика, но больше таких экспериментов на своей сцене не допускал. Следом появился добросовестный «Месяц в деревне» Сергея Женовача, впервые потребовавший от артистов подлинного драматизма, умения «переживать», изображать сложные, переломные состояния и впервые обнаруживший те недостатки, которые теперь так отчетливо выявились в «Варварах». Затем, в «Чичикове», которого поставил сам Петр Наумович, «фоменки» заговорили вдруг языком проповеди, пусть разбавленной юмором и всегдашней театральностью. Но если игра в театр была по обыкновению хороша, то проповеднический пафос вышел, увы, неубедительным. Засим наступила пауза, оправдываемая ремонтом полученного наконец помещения и вообще нехваткой денег. Но за материальными причинами явственно проступала растерянность: что делать, куда плыть?

Скорбное бесчувствие

Отсутствие драматической напряженности и идейного накала характерно для всего современного искусства, отдавшего на откуп масскульту и высокий пафос, и мужественную героику, и вечную любовь, а себе оставившего умные, изощренные, «элитарные» культурные игры, по большей части сугубо ироничные, но иногда проникнутые «скорбным бесчувствием». Можно искать объяснений в теории эстетики, как то делает Михаил Ямпольский (см. статью «Безразличие как принцип существования», «Эксперт» № 48 за 1999 год), а можно просто сказать, что все мысли и страсти себя исчерпали. Как бы то ни было, театру сложнее прочих избавиться от живой эмоциональности, ибо он занимает промежуточное положение. Будучи искусством по определению немассовым (поскольку не тиражируем), он, однако, не может гордо сказать зрителям: «Подите прочь! Какое дело?» К тому же материалом здесь является живой человек, актер, которым нельзя играть, как словами или художественными объектами: напротив, он сам хочет играть; при этом театральный репертуар непредставим без классики, и если интерпретаторы не хотят (а «фоменки» не хотят) ее травестировать, то должны «проживать».
Есть, правда, третий вариант: представлять комедию, которая отлично может обойтись веселым азартом игры, стихией легкомысленного лицедейства в лучшем смысле этого слова. Что «фоменки» и делали в первых своих спектаклях; за что мы их и любили. Но театр, как любой живой организм, должен развиваться. И если наши любимцы остановились в развитии, это не вина их, а беда. Общая беда сегодняшнего искусства, оцепенело уставившегося в пустоту бесчувствия. 

Виды на будущее

А тем временем по театральной Москве, мгновенно замечающей все достойное внимания, расползается слух: в ГИТИСе дают та-акую «Аркадию»! Постановка пьесы Тома Стоппарда, в прошлом году осуществленная Евгением Каменьковичем на втором курсе мастерской Фоменко, имеет скромное обозначение «текстовый тренинг», но на самом деле это полноценный спектакль с отличными актерскими работами, которые поражают зрелым мастерством. Одно плохо: в нем не увидишь любви, которую сам Стоппард считает главным содержанием своей пьесы. Очень хотелось бы списать эту недостачу на юные лета исполнителей, однако судьба старших «фоменок» мешает предаться упованьям. В том-то и проблема, что за ранним мастерством отнюдь не следует быстрое созревание чувств; в том и драма, что сегодня искусство очень много знает и умеет, но очень мало может.
Пресса
Евгений Каменькович: А был ли кролик?!, Алла Шендерова, Ваш досуг, 12.01.2008
Сказка о дружбе, Елена Губайдуллина, Театрал, 1.10.2007
Не возвращайтесь к былым возлюбленным…, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.09.2007
Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007
Бочкотара, куда несешься ты?, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.09.2007
Тары-бары в бочкотаре, Глеб Ситковский, Газета, 12.09.2007
Тара для счастья, Ольга Егошина, Новые Известия, 11.09.2007
Фига без кармана, Марина Давыдова, Известия, 11.09.2007
Кантовать и перекантовывать, Алла Шендерова, Коммерсант, 10.09.2007
Тюльку затарь, адъюнкт, Олег Зинцов, Ведомости, 10.09.2007
Не ко времени, Дина Годер, Время новостей, 10.09.2007
Бочкотара навсегда, Степан Поляков, ВАШ ДОСУГ, 21.06.2007
Трепет молодых, Ольга Егошина, Новые известия, 9.04.2007
Трепет молодых, Ольга Егошина, Новые Известия, 9.04.2007
Вожатый, Алла Шендерова, Настроение, 03.2007
Всем поклон, С. Овчинникова, Планета Красота, 01.2007
Самое важное, Елена Ковальская, Афиша, 1.12.2006
Учитель словесности, Сергей Конаев, Ведомости, 1.12.2006
Игра в игру, Елена Губайдуллина, Новые известия — Театрал, 1.12.2006
По волосам не плачут, Марина Гаевская, Культура, 30.11.2006
Певица и толмач, Галина Облезова, Новое время, 26.11.2006
Проза жизни, Алла Шендерова, Ваш досуг, 24.11.2006
«Фоменкам» удалось самое важное, Юлия Черникова, Утро.ру, 23.11.2006
Право на въезд, Итоги, 20.11.2006
Лучшая литература, Маргарита Удовиченко, Финанс № 45 (182), 20.11.2006
Жизненно важное, Алена Данилова, Взгляд, 20.11.2006
На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, Новое время, 19.11.2006
Трудности перевода, Алексей Филиппов, Московские новости, 17.11.2006
Классный час Ксении Кутеповой, Елена Дьякова, Новая газета, 16.11.2006
Ухватиться за Венерин волос, Ольга Галахова, Независимая газета, 16.11.2006
Потерянный рай, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.11.2006
Сколько волосу ни виться, Марина Давыдова, Известия, 15.11.2006
Кто знает про самое важное?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2006
Проткнули время, Глеб Ситковский, Gzt.ru, 14.11.2006
Любовь в войлочных тапках, Ольга Егошина, Новые известия, 14.11.2006
Аншлаг на «Самом важном», Любовь Лебедина, Труд № 210, 14.11.2006
Давайте я вас запишу, Олег Зинцов, Ведомости № 214 (1741), 14.11.2006
В одно касание, Дина Годер, Время новостей, 13.11.2006
В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное», Григорий Заславский, Радио «Маяк», 13.11.2006
Самое важное, Кристина Матвиенко, Time Out Москва, 8.11.2006
Взрослые игры, Татьяна Сошникова, Профиль N44 (505), 11.2006
Воздушный Шоу, Сергей Конаев, Экран и Сцена, 07.2005
Шоу сирен, Дина Годер, Газета.Ru, 25.06.2005
Я от Бернарда ушел…, Елена Груева, 24.06.2005
Жестокие игры, Итоги, 21.06.2005
Безопасная война полов, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.06.2005
Ноющий ковчег, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.06.2005
Сложная конструкция, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.06.2005
Двор, где подкашиваются ноги, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.06.2005
Пока все дома, Олег Зинцов, Ведомости, 16.06.2005
Нам ли их осуждать, Марина Давыдова, Известия, 15.06.2005
Слишком красиво, Александр Соколянский, Время новостей, 15.06.2005
Пробками закидали, Глеб Ситковский, Газета, 15.06.2005
Чаепитие на вулкане, Ольга Егошина, Новые известия, 15.06.2005
Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, dell’APT, 1.10.2001
Москва слезам не верит, Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001
Чай, кофе, потанцуем, Антон Красовский, Независимая газета, 27.09.2001
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001
Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001
Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001
Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001
Время Ю, Ирина Корнеева, Время МН, 20.09.2001
Львы зимой, Наталия Каминская, Культура, 21.09.2000
Не теряя осанки, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.09.2000
Один день из жизни «Табакерки», Елена Ямпольская, Новые Известия, 14.09.2000
Мелисса и Эндрю, Алексей Филиппов, Известия, 14.09.2000
Игра в театр, Алена Злобина, Эксперт, 21.02.2000
Тот самый чай, Ольга Егошина, Литературная газета, 16.02.2000
Женщины на грани красного цвета, Светлана Хохрякова, Культура, 3.02.2000
Российская риторика, Марина Гаевская, Современная драматургия, № 2, 02.2000
Чужие, Елена Губайдуллина, Театральный курьер, 02.2000
Горький в цветах, Ирина Глущенко, Независимая газета, 27.01.2000
Qui pro quo, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.01.2000
Не будьте как дети, Марина Давыдова, Время новостей, 18.01.2000
Немного Горького в любовной мелодраме, Нина Агишева, Московские новости, 18.01.2000
Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.01.2000
Красавицы и чудовища, Елена Ковальская, Афиша, 17.01.2000
Эти разные, разные «Варвары», Екатерина Сухотина, Народная газета, 14.01.2000
Варвары и варварши, Мария Седых, Общая газета, 13.01.2000
Горький в стиле Чехова, Майа Одина, Сегодня, 11.01.2000
«Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев», Олег Зинцов, Ведомости, 10.01.2000
В тюрьме и без героя, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 6.01.2000
Падение авиаторов, Павел Руднев, 01.2000
Пять пудов любви, Марина Мурзина, Аргументы и факты, № 1-2, 01.2000
Старые «Варвары» и новое варварство, Алексей Филиппов, Известия, 29.12.1999
Премьеры у Табакова, Роман Должанский, Коммерсант, 28.01.1998
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, 02.1994
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, 05.1993