ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Нам ли их осуждать

Марина Давыдова, Известия, 15.06.2005
Сезон подходит к концу. Театральный воздух разряжен. Если бы не Чеховский фестиваль, в сценической жизни уже начался бы обычный летний застой. И вдруг премьера, да еще в «Мастерской Петра Фоменко». Здесь поставили пьесу Бернарда Шоу «Дом, где разбиваются сердца».

Пока на театральном небосклоне вспыхивали (а некоторые, не успев толком вспыхнуть, тут же гасли) новые театральные имена, в Москве жил и работал Евгений Каменькович. Нешумно так жил. Никаких тебе скандалов, провалов и громких побед. Забубенных театральных экспериментов и надругательств над классикой. Кропотливая работа над каждой ролью. Тяга к густонаселенным пьесам. Почти неизбежные длинноты. В общем, типичный режиссер-труженик.

В нынешнем сезоне Каменькович поставил на курсе Сергея Женовача один из лучших своих (и сезона) спектаклей — «Мариенбад» по роману Шолом-Алейхема. Любовная лихорадка, адюльтерная чехарда, местечковые обитатели варшавской улицы Налевки, их домочадцы, уехавшие на знаменитый немецкий курорт, флирт, флирт, еще флирт… В бесшабашной театральной круговерти, несмотря на общий сумбур, каждый характер был остроумно придуман и любовно прорисован. Народ повалил на «Мариенбад» валом. Критики включили его в топ-десятку сезона. Терпение и труд многое перетрут (в отличие от напора и нахрапа).

Новая постановка Каменьковича по пьесе категорически непохожего на Алейхема желчного пессимиста Бернарда Шоу парадоксальным образом к «Мариенбаду» отсылает. Напоминающий корабль дом капитана Шатовера (совсем не Ноев ковчег, а скорее «Корабль дураков»: поделом он должен погибнуть в горниле Первой мировой), так вот дом этот в спектакле «Мастерской» тоже кажется курортным местечком. Деградация обитателей дома (читай: дряхлеющей европейской цивилизации) — приключениями из жизни отдыхающих. Компания дурашливых людей, эдакая компания сэра Тоби из «Двенадцатой ночи» (ее Каменькович тоже ставил), прожигает тут жизнь ко всеобщему удовольствию зрителей. Чего не позволишь себе на отдыхе!

Все мотивы пьесы сохранены и все претворены не выветриваемым из «Мастерской» духом студийности в свою противоположность. Ни сатиры, ни желчи, ни эсхатологических предчувствий. Никакого тебе скорбного бесчувствия. Лишь энциклопедия умилительных человеческих слабостей. Герои не развенчаны, они расцвечены. Если уж сказано, что у Гектора Хэшебая (Илья Любимов) большие усы, так пусть они будут преогромные. Пусть капитан Шатовер (Карен Бадалов) носит фуражку с торчащей из-под нее паклей. Пусть одна дочь Шатовера (Наталья Курдюбова) будет лукавой роковухой, а другая (Полина Кутепова) — эфирным созданием, невзначай цитирующим Аркадину из «Чайки». С о-о-острыми такими коготками. Пусть музыка Доницетти смягчит и опоэтизирует сочиненный недобрым ирландцем гиньоль. Сердцееды и жертвы страсти, бездельники и дельцы, дамы света и беспросветные дуры — нам ли их осуждать!

У Шоу сошедший с ума мир катится в преисподнюю. Для артистов «Мастерской» жизнь без сумасшедшинки, как борщ без томата. В конце концов у обитателей Налевки тоже крыша в пути. Таки стоит ли делать из этого вывод о скором конце света?

Шоу отвратительно всякое притворство. Он срывает все и всяческие маски. Для артистов «Мастерской» притворство — это розыгрыш. Розыгрыш это веселье. Плох не тот, кто носит маску, а тот, кто не умеет отличить ее от лица.

Громоздкая и сумрачная пьеса все дорогу пытается оказать обаятельным насильникам нешуточное сопротивление — она замедляет движение спектакля, глушит сценические шутки нешуточной риторикой, но в конце концов все же сдается. Если этот корабль и тонет, то совсем не так, как у Шоу, а так, как у Феллини, — под звуки божественного Верди.
Пресса
Евгений Каменькович: А был ли кролик?!, Алла Шендерова, Ваш досуг, 12.01.2008
Сказка о дружбе, Елена Губайдуллина, Театрал, 1.10.2007
Не возвращайтесь к былым возлюбленным…, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.09.2007
Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007
Бочкотара, куда несешься ты?, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.09.2007
Тары-бары в бочкотаре, Глеб Ситковский, Газета, 12.09.2007
Тара для счастья, Ольга Егошина, Новые Известия, 11.09.2007
Фига без кармана, Марина Давыдова, Известия, 11.09.2007
Кантовать и перекантовывать, Алла Шендерова, Коммерсант, 10.09.2007
Тюльку затарь, адъюнкт, Олег Зинцов, Ведомости, 10.09.2007
Не ко времени, Дина Годер, Время новостей, 10.09.2007
Бочкотара навсегда, Степан Поляков, ВАШ ДОСУГ, 21.06.2007
Трепет молодых, Ольга Егошина, Новые известия, 9.04.2007
Трепет молодых, Ольга Егошина, Новые Известия, 9.04.2007
Вожатый, Алла Шендерова, Настроение, 03.2007
Всем поклон, С. Овчинникова, Планета Красота, 01.2007
Самое важное, Елена Ковальская, Афиша, 1.12.2006
Учитель словесности, Сергей Конаев, Ведомости, 1.12.2006
Игра в игру, Елена Губайдуллина, Новые известия — Театрал, 1.12.2006
По волосам не плачут, Марина Гаевская, Культура, 30.11.2006
Певица и толмач, Галина Облезова, Новое время, 26.11.2006
Проза жизни, Алла Шендерова, Ваш досуг, 24.11.2006
«Фоменкам» удалось самое важное, Юлия Черникова, Утро.ру, 23.11.2006
Право на въезд, Итоги, 20.11.2006
Лучшая литература, Маргарита Удовиченко, Финанс № 45 (182), 20.11.2006
Жизненно важное, Алена Данилова, Взгляд, 20.11.2006
На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, Новое время, 19.11.2006
Трудности перевода, Алексей Филиппов, Московские новости, 17.11.2006
Классный час Ксении Кутеповой, Елена Дьякова, Новая газета, 16.11.2006
Ухватиться за Венерин волос, Ольга Галахова, Независимая газета, 16.11.2006
Потерянный рай, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.11.2006
Сколько волосу ни виться, Марина Давыдова, Известия, 15.11.2006
Кто знает про самое важное?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2006
Проткнули время, Глеб Ситковский, Gzt.ru, 14.11.2006
Любовь в войлочных тапках, Ольга Егошина, Новые известия, 14.11.2006
Аншлаг на «Самом важном», Любовь Лебедина, Труд № 210, 14.11.2006
Давайте я вас запишу, Олег Зинцов, Ведомости № 214 (1741), 14.11.2006
В одно касание, Дина Годер, Время новостей, 13.11.2006
В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное», Григорий Заславский, Радио «Маяк», 13.11.2006
Самое важное, Кристина Матвиенко, Time Out Москва, 8.11.2006
Взрослые игры, Татьяна Сошникова, Профиль N44 (505), 11.2006
Воздушный Шоу, Сергей Конаев, Экран и Сцена, 07.2005
Шоу сирен, Дина Годер, Газета.Ru, 25.06.2005
Я от Бернарда ушел…, Елена Груева, 24.06.2005
Жестокие игры, Итоги, 21.06.2005
Безопасная война полов, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.06.2005
Ноющий ковчег, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.06.2005
Сложная конструкция, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.06.2005
Двор, где подкашиваются ноги, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.06.2005
Пока все дома, Олег Зинцов, Ведомости, 16.06.2005
Нам ли их осуждать, Марина Давыдова, Известия, 15.06.2005
Слишком красиво, Александр Соколянский, Время новостей, 15.06.2005
Пробками закидали, Глеб Ситковский, Газета, 15.06.2005
Чаепитие на вулкане, Ольга Егошина, Новые известия, 15.06.2005
Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, dell’APT, 1.10.2001
Москва слезам не верит, Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001
Чай, кофе, потанцуем, Антон Красовский, Независимая газета, 27.09.2001
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001
Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001
Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001
Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001
Время Ю, Ирина Корнеева, Время МН, 20.09.2001
Львы зимой, Наталия Каминская, Культура, 21.09.2000
Не теряя осанки, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.09.2000
Один день из жизни «Табакерки», Елена Ямпольская, Новые Известия, 14.09.2000
Мелисса и Эндрю, Алексей Филиппов, Известия, 14.09.2000
Игра в театр, Алена Злобина, Эксперт, 21.02.2000
Тот самый чай, Ольга Егошина, Литературная газета, 16.02.2000
Женщины на грани красного цвета, Светлана Хохрякова, Культура, 3.02.2000
Российская риторика, Марина Гаевская, Современная драматургия, № 2, 02.2000
Чужие, Елена Губайдуллина, Театральный курьер, 02.2000
Горький в цветах, Ирина Глущенко, Независимая газета, 27.01.2000
Qui pro quo, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.01.2000
Не будьте как дети, Марина Давыдова, Время новостей, 18.01.2000
Немного Горького в любовной мелодраме, Нина Агишева, Московские новости, 18.01.2000
Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.01.2000
Красавицы и чудовища, Елена Ковальская, Афиша, 17.01.2000
Эти разные, разные «Варвары», Екатерина Сухотина, Народная газета, 14.01.2000
Варвары и варварши, Мария Седых, Общая газета, 13.01.2000
Горький в стиле Чехова, Майа Одина, Сегодня, 11.01.2000
«Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев», Олег Зинцов, Ведомости, 10.01.2000
В тюрьме и без героя, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 6.01.2000
Падение авиаторов, Павел Руднев, 01.2000
Пять пудов любви, Марина Мурзина, Аргументы и факты, № 1-2, 01.2000
Старые «Варвары» и новое варварство, Алексей Филиппов, Известия, 29.12.1999
Премьеры у Табакова, Роман Должанский, Коммерсант, 28.01.1998
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, 02.1994
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, 05.1993