ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Двор, где подкашиваются ноги

Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.06.2005
Театр «Мастерская Петра Фоменко» показал премьеру спектакля «Дом, где разбиваются сердца» по пьесе классика английской драматургии Бернарда Шоу. О новой постановке режиссера Евгения Каменьковича рассказывает РОМАН Ъ-ДОЛЖАНСКИЙ.

Сезон в «Мастерской» начался чеховскими «Тремя сестрами» в постановке руководителя театра Петра Фоменко, а закончился «Домом, где разбиваются сердца» — пьесой, которую ее автор, по собственному признанию, писал под влиянием драматургии Чехова. Бернард Шоу даже дал сочинению жанровое определение «фантазии в русском стиле на английские темы». В программке спектакля подзаголовок опущен, и это правильно, потому что стиль нового «Дома» не какой-то там «русский» или даже «чеховский», а стиль «Мастерской Фоменко». Что это значит, театралам долго объяснять не надо. Значит это, что игра актеров будет очаровательна и естественна, но при том слегка шаловлива, что даже самые длинные и серьезные диалоги будут казаться легкими и непринужденными, что на сцене появится очень много приятных мелочей, которые будут с удовольствием и знанием дела обыграны, что зрителей непременно посетит легкая грусть, но они все равно не потеряют крепкую нить истории. 

В пьесе «Дом, где разбиваются сердца» идет речь о людях, зависших над бездной. Первая мировая война все ближе и ближе подступает к дому старого моряка капитана Шотовера, но обитатели построенного в виде корабля здания живут как ни в чем не бывало: ведут бессмысленные разговоры, пьют чай, выясняют отношения, изнывают от безделья, ссорятся или флиртуют. Все актеры, кроме разве что Натальи Мартыновой, играющей гостью дома, значительно моложе своих героев, отчего легкомысленный артистизм усиливается, а социальный пафос Шоу, естественно, приглушается. Драматург на самом деле гневно осуждал своих персонажей, отдавших мир «во власть коварного невежества и бездушной силы». Почти все герои пьесы подводят промежуточные или даже окончательные итоги своей жизни, а героям спектакля — как бы женщины ни убеждали нас в избытке жизненного опыта и как бы мужчины ни пудрили сединой головы — итожить былое рановато. Да и не отдавали они никому мир, сами еще позавчера из песочницы. Впрочем, следить за игрой «фоменок» все равно одно удовольствие — особенно за Полиной Кутеповой и Натальей Курдюбовой, играющими родных сестер, дочерей эксцентричного старика Шотовера (Карэн Бадалов).

Именно капитан завел странный обычай: бросать со второго этажа пробки от бутылок и не убирать их. В конце концов вся земля перед его домом оказалась засыпана легкими светлыми цилиндрами, точно гравием. Поэтому все первое действие герои с трудом балансируют по сцене, рискуя упасть, или бросают друг в друга пригоршни пробок. Выглядит это необязательно, но очаровательно, вполне в духе вышеназванного стиля. А во второй части пробки все-таки приходится собрать в мешки, ведь каждую минуту может начаться авианалет. Художник Владимир Максимов вообще проявил чудеса изобретательности, вписав в тесный зальчик «Мастерской Фоменко» целый двухэтажный дом с галереями, множеством занятных деталей и еще с огромной, нависающей над зрительскими рядами деревянной фигурой. Такими в старину украшали носовые части кораблей.

Режиссер Евгений Каменькович наверняка чувствовал, что спектакля о закате европейской цивилизации не получится. Во-первых, столь глобальные обобщения нехарактерны для «фоменок». Во-вторых, цивилизация эта с описанных в пьесе времен столько раз закатывалась, что пьеса Шоу, даром что он многоуважаемый классик, попросту устарела. И сколько бы ни заклеивали окна в доме крест-накрест, сколько бы ни предупреждало радио о воздушной тревоге, никакой настоящей тревоги в спектакле не чувствуется. «Дом, где разбиваются сердца» идет долго, пока еще неровно, где-то поживее, где-то поскучнее. Но с героями, почти четыре часа занимающими наше внимание, все-таки надо что-то делать. Поэтому в финале их сначала наряжают в белые платья и заставляют раскачиваться в невесть откуда взявшихся гамаках. А потом и вовсе отправляют куда подальше. От взрыва вражеской бомбы одна из галерей дома рушится, падает одним концом на пол и таким образом превращается в трап. По нему персонажи Шоу вереницей белых привидений поднимаются на борт дома-корабля и исчезают. Ну и что с того, что так и остается непонятным, зачем было ставить сегодня пьесу Шоу? Зато романтично, стильно и беззаботно.
Пресса
Евгений Каменькович: А был ли кролик?!, Алла Шендерова, Ваш досуг, 12.01.2008
Сказка о дружбе, Елена Губайдуллина, Театрал, 1.10.2007
Не возвращайтесь к былым возлюбленным…, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.09.2007
Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007
Бочкотара, куда несешься ты?, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.09.2007
Тары-бары в бочкотаре, Глеб Ситковский, Газета, 12.09.2007
Тара для счастья, Ольга Егошина, Новые Известия, 11.09.2007
Фига без кармана, Марина Давыдова, Известия, 11.09.2007
Кантовать и перекантовывать, Алла Шендерова, Коммерсант, 10.09.2007
Тюльку затарь, адъюнкт, Олег Зинцов, Ведомости, 10.09.2007
Не ко времени, Дина Годер, Время новостей, 10.09.2007
Бочкотара навсегда, Степан Поляков, ВАШ ДОСУГ, 21.06.2007
Трепет молодых, Ольга Егошина, Новые известия, 9.04.2007
Трепет молодых, Ольга Егошина, Новые Известия, 9.04.2007
Вожатый, Алла Шендерова, Настроение, 03.2007
Всем поклон, С. Овчинникова, Планета Красота, 01.2007
Самое важное, Елена Ковальская, Афиша, 1.12.2006
Учитель словесности, Сергей Конаев, Ведомости, 1.12.2006
Игра в игру, Елена Губайдуллина, Новые известия — Театрал, 1.12.2006
По волосам не плачут, Марина Гаевская, Культура, 30.11.2006
Певица и толмач, Галина Облезова, Новое время, 26.11.2006
Проза жизни, Алла Шендерова, Ваш досуг, 24.11.2006
«Фоменкам» удалось самое важное, Юлия Черникова, Утро.ру, 23.11.2006
Право на въезд, Итоги, 20.11.2006
Лучшая литература, Маргарита Удовиченко, Финанс № 45 (182), 20.11.2006
Жизненно важное, Алена Данилова, Взгляд, 20.11.2006
На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, Новое время, 19.11.2006
Трудности перевода, Алексей Филиппов, Московские новости, 17.11.2006
Классный час Ксении Кутеповой, Елена Дьякова, Новая газета, 16.11.2006
Ухватиться за Венерин волос, Ольга Галахова, Независимая газета, 16.11.2006
Потерянный рай, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.11.2006
Сколько волосу ни виться, Марина Давыдова, Известия, 15.11.2006
Кто знает про самое важное?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2006
Проткнули время, Глеб Ситковский, Gzt.ru, 14.11.2006
Любовь в войлочных тапках, Ольга Егошина, Новые известия, 14.11.2006
Аншлаг на «Самом важном», Любовь Лебедина, Труд № 210, 14.11.2006
Давайте я вас запишу, Олег Зинцов, Ведомости № 214 (1741), 14.11.2006
В одно касание, Дина Годер, Время новостей, 13.11.2006
В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное», Григорий Заславский, Радио «Маяк», 13.11.2006
Самое важное, Кристина Матвиенко, Time Out Москва, 8.11.2006
Взрослые игры, Татьяна Сошникова, Профиль N44 (505), 11.2006
Воздушный Шоу, Сергей Конаев, Экран и Сцена, 07.2005
Шоу сирен, Дина Годер, Газета.Ru, 25.06.2005
Я от Бернарда ушел…, Елена Груева, 24.06.2005
Жестокие игры, Итоги, 21.06.2005
Безопасная война полов, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.06.2005
Ноющий ковчег, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.06.2005
Сложная конструкция, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.06.2005
Двор, где подкашиваются ноги, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.06.2005
Пока все дома, Олег Зинцов, Ведомости, 16.06.2005
Нам ли их осуждать, Марина Давыдова, Известия, 15.06.2005
Слишком красиво, Александр Соколянский, Время новостей, 15.06.2005
Пробками закидали, Глеб Ситковский, Газета, 15.06.2005
Чаепитие на вулкане, Ольга Егошина, Новые известия, 15.06.2005
Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, dell’APT, 1.10.2001
Москва слезам не верит, Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001
Чай, кофе, потанцуем, Антон Красовский, Независимая газета, 27.09.2001
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001
Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001
Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001
Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001
Время Ю, Ирина Корнеева, Время МН, 20.09.2001
Львы зимой, Наталия Каминская, Культура, 21.09.2000
Не теряя осанки, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.09.2000
Один день из жизни «Табакерки», Елена Ямпольская, Новые Известия, 14.09.2000
Мелисса и Эндрю, Алексей Филиппов, Известия, 14.09.2000
Игра в театр, Алена Злобина, Эксперт, 21.02.2000
Тот самый чай, Ольга Егошина, Литературная газета, 16.02.2000
Женщины на грани красного цвета, Светлана Хохрякова, Культура, 3.02.2000
Российская риторика, Марина Гаевская, Современная драматургия, № 2, 02.2000
Чужие, Елена Губайдуллина, Театральный курьер, 02.2000
Горький в цветах, Ирина Глущенко, Независимая газета, 27.01.2000
Qui pro quo, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.01.2000
Не будьте как дети, Марина Давыдова, Время новостей, 18.01.2000
Немного Горького в любовной мелодраме, Нина Агишева, Московские новости, 18.01.2000
Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.01.2000
Красавицы и чудовища, Елена Ковальская, Афиша, 17.01.2000
Эти разные, разные «Варвары», Екатерина Сухотина, Народная газета, 14.01.2000
Варвары и варварши, Мария Седых, Общая газета, 13.01.2000
Горький в стиле Чехова, Майа Одина, Сегодня, 11.01.2000
«Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев», Олег Зинцов, Ведомости, 10.01.2000
В тюрьме и без героя, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 6.01.2000
Падение авиаторов, Павел Руднев, 01.2000
Пять пудов любви, Марина Мурзина, Аргументы и факты, № 1-2, 01.2000
Старые «Варвары» и новое варварство, Алексей Филиппов, Известия, 29.12.1999
Премьеры у Табакова, Роман Должанский, Коммерсант, 28.01.1998
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, 02.1994
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, 05.1993