Режиссеры

Лучшая литература

Маргарита Удовиченко, Финанс № 45 (182), 20.11.2006
«Фоменки» любят и умеют работать с прозой. Даже безбрежно-глубинные толстовские опусы выходили у них осмысленными и легкокрылыми. Но на этот раз задача казалась неподъемной. Во-первых, режиссер Евгений Каменькович остановил взгляд на тексте современном, что само по себе нехарактерно для Мастерской. Во-вторых, роман Михаила Шишкина «Венерин волос», гремучая, пятисотстраничная смесь времен, героев, метафор и смыслов, четко подпадает под категорию «не сценично». Но мастер умудрился вычленить из мощного несветлого потока бессчетных обрывочных историй сюжет. Получилась сложносочиненная, но внятная история: русский переводчик работает в Швейцарии в госорганизации, предоставляющей беженцам вид на жительство, и вопрошает у несчастливцев «зачем приехали?», те покорно рассказывают. Параллельно герой пишет книгу о певице, пересказавшей свою жизнь в дневниках, начатых на заре XX века, заброшенных в 1936-м. Таким образом, спектакль охватывает все столетие вплоть до чеченской войны. Это к вопросу о содержании. Форма безупречна — все легко, свободно, импровизационно, атмосферно и отлично сыграно. Актеры жонглируют десятками ролей, играючи оживляют литературу. Евгений Каменькович придумал спектаклю удачное название — «Самое важное». Вы думаете, это о любви? Нет, все гораздо интереснее.