ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Взрослые игры

Татьяна Сошникова, Профиль N44 (505), 11.2006
Ничем другим, кроме давней дружбы режиссера Фоменко и актрисы Максаковой, появление спектакля «Как жаль» объяснить нельзя. Начиная с антрепризного, общефилософского названия и заканчивая интригующе поздним началом в 22 часа, все в этом спектакле необязательно и претенциозно. Почему актриса выбрала для моноспектакля-бенефиса новеллу Маркеса «Любовная отповедь сидящему в кресле мужчине», понятно — она позволяет поплакать о нелегкой доле замужней дамы, продемонстрировать отменную физическую форму при смене нарядов прямо на сцене и подразумевает деликатное присутствие элегантного красавца рядом (Максим Литовченко).

В центре застеленной ковром сцены в кресле сидит закрывшийся газетой El Pais мужчина и в ответ на все ламентации жены, затеявшей Большой Разговор в состоянии великого женского Некстати, только и бормочет: «Мамочка! Душечка!» Вообще-то они одеваются на свою серебряную свадьбу, где «соберутся все, кто хоть что-нибудь значит в этой стране. Все, кроме бедных» и где «будет алкоголя на сумму, достаточную для решения жилищной проблемы». Но она вдруг решила поговорить, и забравшись в попугайскую клетку, занавешенную траурными полотнами, кричит оттуда: «А жизнь-то прошла к чертям собачьим!», и не помогают огуречные маски и компрессы из плаценты, потому что это не кожа старится, а что-то непоправимое происходит с душой. Мужу, конечно, интереснее El Pais. Это здоровая реакция: и отповедь, и исповедь мужчина воспринимает как упреки и спешит укрыться. Жаль, зрителю некуда скрыться от этой явной неудачи — выбранная к постановке новелла Маркеса — не лучший его текст, местами он сентиментален до пошлости, а высказывание актрисы на тему «жизнь прошла, а я любила паразита» недотянуло до художественного.

Другой спектакль — «Самое важное» уходит корнями в те времена, когда «фоменки» были совсем молоды и абсолютно прекрасны, не было у них еще своего театра, а был студенческий спектакль «Школа для дураков» по одноименной книжке Саши Соколова в постановке Евгения Каменьковича, и играли в нем юные и прекрасные Полина Агуреева, Инга Оболдина и Михаил Крылов. С тех пор актеры «Мастерской» стали небожителями, но тяга «фоменок» к постановке и разыгрыванию странных и волшебных текстов осталась. Вот и решил Евгений Каменькович сделать Сашу Соколова из Михаила Шишкина. Сюжеты в «Венерином волосе», по которому сделан спектакль, слоятся, как пирожное пти-фур, крошки разлетаются на ветру по залу в течение четырех часов.

Основных сюжетов два. Воспоминания о минувшей любви переводчика (Иван Верховых) в швейцарском приемнике беженцев: они проходят под политической картой мира, иглами исколоты страны, чьи жители мечтают засыпать под перезвон колокольчиков швейцарских коров. Второй сюжет — разыгранные Мадлен Джабраиловой дневники певицы Изабеллы Юрьевой, особенно актрисе удалась старость певицы. Два побочных сюжета цементируют действие. История беженцев (фальшивая игра Михаила Крылова и Галины Кашковской), пытающихся обмануть иммиграционную службу. «Какая разница, с кем это случилось. Мы станем тем, что говорим. Мысль о реке есть сама река», — умоляют они главу иммиграционной службы. «В рай все равно никого не пустят», — сурово отрезает им Томас Моцкус, одетый, как бог, в глубокое долгое белое, и сдвигает за собой проемы между четырьмя красными кубами, образующими швейцарский флаг.

И воспоминания толмача об учительнице биологии Гальпетре в огромном мохеровом берете и с похабным рисунком учеников на спине (ее нежно и умно играет Ксения Кутепова). Но что бы или кого бы ни изображали актеры, на самом деле они вместе со зрителем ищут «самое важное». «Где вы? Не потеряйтесь, идите за мной. Я покажу вам в этом мимолетном городе самое важное. Я покажу вам травку-муравку», — кричит гид (Рустэм Юскаев) Гальпетриным ученикам, радостно заблудившимся в нежных сумбурных зарослях «Венериного волоса» и там, под масками персонажей, догадывающимся, что они сами есть эта травка-муравка на театральной карте страны.
Пресса
Евгений Каменькович: А был ли кролик?!, Алла Шендерова, Ваш досуг, 12.01.2008
Сказка о дружбе, Елена Губайдуллина, Театрал, 1.10.2007
Не возвращайтесь к былым возлюбленным…, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.09.2007
Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007
Бочкотара, куда несешься ты?, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.09.2007
Тары-бары в бочкотаре, Глеб Ситковский, Газета, 12.09.2007
Тара для счастья, Ольга Егошина, Новые Известия, 11.09.2007
Фига без кармана, Марина Давыдова, Известия, 11.09.2007
Кантовать и перекантовывать, Алла Шендерова, Коммерсант, 10.09.2007
Тюльку затарь, адъюнкт, Олег Зинцов, Ведомости, 10.09.2007
Не ко времени, Дина Годер, Время новостей, 10.09.2007
Бочкотара навсегда, Степан Поляков, ВАШ ДОСУГ, 21.06.2007
Трепет молодых, Ольга Егошина, Новые известия, 9.04.2007
Трепет молодых, Ольга Егошина, Новые Известия, 9.04.2007
Вожатый, Алла Шендерова, Настроение, 03.2007
Всем поклон, С. Овчинникова, Планета Красота, 01.2007
Самое важное, Елена Ковальская, Афиша, 1.12.2006
Учитель словесности, Сергей Конаев, Ведомости, 1.12.2006
Игра в игру, Елена Губайдуллина, Новые известия — Театрал, 1.12.2006
По волосам не плачут, Марина Гаевская, Культура, 30.11.2006
Певица и толмач, Галина Облезова, Новое время, 26.11.2006
Проза жизни, Алла Шендерова, Ваш досуг, 24.11.2006
«Фоменкам» удалось самое важное, Юлия Черникова, Утро.ру, 23.11.2006
Право на въезд, Итоги, 20.11.2006
Лучшая литература, Маргарита Удовиченко, Финанс № 45 (182), 20.11.2006
Жизненно важное, Алена Данилова, Взгляд, 20.11.2006
На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, Новое время, 19.11.2006
Трудности перевода, Алексей Филиппов, Московские новости, 17.11.2006
Классный час Ксении Кутеповой, Елена Дьякова, Новая газета, 16.11.2006
Ухватиться за Венерин волос, Ольга Галахова, Независимая газета, 16.11.2006
Потерянный рай, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.11.2006
Сколько волосу ни виться, Марина Давыдова, Известия, 15.11.2006
Кто знает про самое важное?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2006
Проткнули время, Глеб Ситковский, Gzt.ru, 14.11.2006
Любовь в войлочных тапках, Ольга Егошина, Новые известия, 14.11.2006
Аншлаг на «Самом важном», Любовь Лебедина, Труд № 210, 14.11.2006
Давайте я вас запишу, Олег Зинцов, Ведомости № 214 (1741), 14.11.2006
В одно касание, Дина Годер, Время новостей, 13.11.2006
В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное», Григорий Заславский, Радио «Маяк», 13.11.2006
Самое важное, Кристина Матвиенко, Time Out Москва, 8.11.2006
Взрослые игры, Татьяна Сошникова, Профиль N44 (505), 11.2006
Воздушный Шоу, Сергей Конаев, Экран и Сцена, 07.2005
Шоу сирен, Дина Годер, Газета.Ru, 25.06.2005
Я от Бернарда ушел…, Елена Груева, 24.06.2005
Жестокие игры, Итоги, 21.06.2005
Безопасная война полов, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.06.2005
Ноющий ковчег, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.06.2005
Сложная конструкция, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.06.2005
Двор, где подкашиваются ноги, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.06.2005
Пока все дома, Олег Зинцов, Ведомости, 16.06.2005
Нам ли их осуждать, Марина Давыдова, Известия, 15.06.2005
Слишком красиво, Александр Соколянский, Время новостей, 15.06.2005
Пробками закидали, Глеб Ситковский, Газета, 15.06.2005
Чаепитие на вулкане, Ольга Егошина, Новые известия, 15.06.2005
Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, dell’APT, 1.10.2001
Москва слезам не верит, Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001
Чай, кофе, потанцуем, Антон Красовский, Независимая газета, 27.09.2001
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001
Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001
Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001
Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001
Время Ю, Ирина Корнеева, Время МН, 20.09.2001
Львы зимой, Наталия Каминская, Культура, 21.09.2000
Не теряя осанки, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.09.2000
Один день из жизни «Табакерки», Елена Ямпольская, Новые Известия, 14.09.2000
Мелисса и Эндрю, Алексей Филиппов, Известия, 14.09.2000
Игра в театр, Алена Злобина, Эксперт, 21.02.2000
Тот самый чай, Ольга Егошина, Литературная газета, 16.02.2000
Женщины на грани красного цвета, Светлана Хохрякова, Культура, 3.02.2000
Российская риторика, Марина Гаевская, Современная драматургия, № 2, 02.2000
Чужие, Елена Губайдуллина, Театральный курьер, 02.2000
Горький в цветах, Ирина Глущенко, Независимая газета, 27.01.2000
Qui pro quo, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.01.2000
Не будьте как дети, Марина Давыдова, Время новостей, 18.01.2000
Немного Горького в любовной мелодраме, Нина Агишева, Московские новости, 18.01.2000
Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.01.2000
Красавицы и чудовища, Елена Ковальская, Афиша, 17.01.2000
Эти разные, разные «Варвары», Екатерина Сухотина, Народная газета, 14.01.2000
Варвары и варварши, Мария Седых, Общая газета, 13.01.2000
Горький в стиле Чехова, Майа Одина, Сегодня, 11.01.2000
«Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев», Олег Зинцов, Ведомости, 10.01.2000
В тюрьме и без героя, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 6.01.2000
Падение авиаторов, Павел Руднев, 01.2000
Пять пудов любви, Марина Мурзина, Аргументы и факты, № 1-2, 01.2000
Старые «Варвары» и новое варварство, Алексей Филиппов, Известия, 29.12.1999
Премьеры у Табакова, Роман Должанский, Коммерсант, 28.01.1998
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, 02.1994
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, 05.1993