ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Вожатый

Алла Шендерова, Настроение, 03.2007

В «Мастерской Петра Фоменко» его называют пионервожатым. Так повелось с тех пор, когда Евгений Каменькович преподавал на курсе Петра Фоменко — том самом курсе, с которого началась любимая всеми «Мастерская Петра Фоменко».

А. Шендерова. Ваша мама работала в опере, отец- в балете. А вас почему-то понесло учиться на актерский факультет…
Е. Каменькович. Мама работала не только в опере, но и снимала фильмы, преподавала, несколько лет возглавляла киевский театр Русской драмы — кстати, именно там с ней сделал свой первый спектакль выдающийся театральный художник Давид Боровский. Но, думаю, вы правы — ее запомнят как оперного режиссера. В ГИТИСе она освоила не только режиссуру, но и профессию балетмейстера, поэтому справиться на оперной сцене одновременно с хором, мимансом, солистами, балетом могла без проблем. А папа сначала был просто хулиганом. Он дружил с Борисом Сичкиным (Бубой Касторским из «Неуловимых мстителей») — они жили на соседних улицах и были кем-то вроде «а-ля Беня Крик». Когда началась война, оба попали танцорами в Ансамбль Вирского — обслуживали фронт. После войны папу (без всякого образования!) взяли характерным солистом Киевского балета — настолько он был талантлив. Потом он стал балетмейстером, организовал Киевский мюзик-холл. А последние годы работал в Театре Ивана Франка. В Киеве родителей до сих пор помнят и почитают. Что касается меня, видит Бог — я не хотел быть актером. В 1972 году я поехал в Москву поступать на режиссуру, но Мария Иосифовна Кнебель даже не стала со мной разговаривать — настолько я был вызывающе молод. В тот год было очень жарко, а на мне, единственном, был пиджак. Вот за это меня, наверное, и приняли на актерский — подумали, интеллигентный мальчик. ..

А. Шендерова. И как вам давалась учеба?
Е. Каменькович. Легко! Мастерством актера я вообще не занимался, но все остальное, особенно лекции, доставляло мне большое удовольствие. После этого я сам себя отправил в армию — сначала помогал обезвреживать мины, неразорвавшиеся со времен войны в Севастополе, а потом несколько месяцев прослужил в местном Театре флота, где освоил все театральные специальности. И уже после этого опять поступил в ГИТИС — на режиссуру к Андрею Александровичу Гончарову.

А. Шендерова. Это там вы поставили спектакль, в котором студент Сергей Женовач изображал памятник Гоголю?
Е. Каменькович. Нет-нет! Отучившись у Гончарова, я напросился в аспирантуру к Петру Фоменко. Я тогда плохо понимал, кто он такой, но много слышал про его знаменитый спектакль «Смерть Тарелкина». Потом Фоменко набрал свой курс, где я стал одним из педагогов. На курсе был первый ученик — Сережа Женовач, Он и сыграл в дипломном спектакле Гоголя, вернее памятник Гоголю.
Пьеса называлась «Все время на морозе» — по «Перламутровой Зинаиде» Михаила Рощина. Потом Сережа отучился, и мы стали преподавать вместе. И сразу случился замечательный курс, выпускников которого теперь в шутку называют «основоположниками» (с них начался театр «Мастерская Фоменко». — Ред.) — это был набор 1988 года. Я тогда помогал набирать курс не только Петру Фоменко, но и Анатолию Васильеву. Судорожно перебрасывал одних абитуриентов туда, других сюда, как остался жив — не знаю. Хорошее было время.

А. Шендерова. Ваша дочка Надя уже снимается в кино. Как вы к этому относитесь?
Е. Каменькович. Отношусь замечательно, поскольку мы с Полиной не прикладывали к этому усилий — все вышло само. Сейчас главное, чтобы это увлечение прошло — слишком уж тяжелая профессия. И потом мне не нравится, что театр сегодня вытеснили куда-то в лакейскую.

А. Шендерова. А где снималась Надя?
Е. Каменькович. Вместе с Полиной в сериале «Штрафбат» и в фильме «Марс» — там у нее уже настоящая роль. Это дебютный фильм Ани Меликян. Я однажды попал на съемочную площадку, и меня поразило, что эта молодая женщина-режиссер очень точно знает, чего хочет. Я ее сразу зауважал. И сам фильм мне понравился.

А. Шендерова. По амплуа Надя похожа на вас или на Полину?
Е. Каменькович. Конечно, на Полину. Но вообще — ни на кого. Она уже сложный человек, мало нас слушается.

А. Шендерова. Чему бы вам хотелось ее научить?
Е. Каменькович. Очень банально: я бы хотел, чтобы она умела трудиться. А она занимается только тем, что ей легко дается.

А. Шендерова. Она читает книжки или смотрит телек?
Е. Каменькович. Телевизор мы стараемся запрещать, книжки она читает нерегулярно. И, к сожалению, все активнее подбирается к компьютеру. Уберечь от этого ребенка сегодня нельзя. У нас огромная библиотека, но, когда Наде нужно срочно найти какое-то стихотворение Пушкина, я - вместо того, чтобы взять стремянку и лезть на верхнюю полку за книгой, — включаю компьютер и быстро нахожу искомое. Ужасно, но что поделаешь!..

А. Шендерова. Ваши сегодняшние студенты отличаются от того знаменитого набора 1988 года?
Е. Каменькович. Для них не существует авторитетов. Скажем, тогда был жив Анатолий Эфрос, гремел Васильев. Сейчас в театре авторитетов мало или их нет вообще. Выпускники показываются в театр для проформы, но не слишком стремятся там работать. Имеют 5 — 6 съемочных дней в сериале — этого хватает, чтобы поесть, снять квартиру и… бегать по кастингам…

А. Шендерова. Театр становится раритетным времяпровождением.
Е. Каменькович. Как и любой «хэнд мэйд». Вот, например, «Венерин волос» Михаила Шишкина — тоже товар не ходовой, а штучный. Шишкин придумал какой-то особый ритм прозы — именно он поражает в романе больше всего.

А. Шендерова. А вам каким-то образом удалось передать это на сцене.
Е. Каменькович. Мы очень волновались, когда узнали, что на «Самое важное» придет Шишкин. Было бы жестоко, если бы он оказался каким-то обыкновенным человеком, а он… я его теперь про себя называю «учитель» — он ведь был раньше школьным учителем. Удивительно тонкой организации человек! И если вы меня спросите о каком-то главном событии моей жизни за последнее время, я назову встречу с настоящим Автором. Его добровольная швейцарская изоляция очень способствовала его методу письма. Он очень сложно пишет — если ты к этому подключаешься, то наступает кайф, если нет…

А. Шендерова. Ваши дальнейшие планы?
Е. Каменькович. В институте я уже не первый раз подбираюсь к новой пьесе Оли Мухиной. Режиссерской группе второго курса я предложил две пьесы на выбор: услышав Олину, они сказали: это про нас! И не стали слушать вторую. А потом мне хочется поставить пьесу Брайана Фрила «После занавеса» (у Додина идет его «Молли Суини», а в Мастерской — «Танцы на празднике урожая»). Там описывается встреча чеховских героев — Андрея Прозорова из «Трех сестер» и Сони из «Дяди Вани» в Москве 20-х годов. Я очень хочу это сделать.

А. Шендерова. У Андрея с Соней не завяжется роман?
Е. Каменькович. Нет, там другое. Но зачем я буду вам заранее рассказывать?!

А. Шендерова. А вам не хочется кино снимать? Сейчас ведь все этим занимаются.
Е. Каменькович. Однажды, когда была жива Мария Владимировна Миронова, в «Табакерке» шел мой спектакль «Учитель русского». Мы по нему сделали фильм — я снимал не один, а вместе с Аллой Суриковой, и понял, что в кино надо иметь другие мозги.

А. Шендерова. А когда Полине Кутеповой предлагают новый сценарий, она с вами советуется? У вас взгляды на кино не расходятся?
Е. Каменькович. Они расходятся по всем параметрам, но сценарий — такая вещь, что сразу видно, стоит сниматься или нет.

А. Шендерова. Невозможно работать 24 часа в сутки. Вы репетируете в «Мастерской», а потом приходите домой и видите одну из своих актрис. ..
Е. Каменькович. Мы стараемся не говорить о театре. Потом, мы так редко оказываемся дома.

А. Шендерова. Вы бываете в Киеве?
Е. Каменькович. У меня там осталась 92-летняя тетушка, езжу ее навещать. Мне там хорошо дышится, несмотря на все «чернобыли». Киев стал этакой Веной. Открылось множество очаровательных кафе. Появились новые небольшие театры и студии, где я еще не бывал, но некоторые зовут меня ставить. Наверное, в память о маме с папой.

А. Шендерова. Вы любите путешествовать?
Е. Каменькович. Люблю, но я уже почти везде был.

А. Шендерова. А Надя?
Е. Каменькович. Надя уже выбрала район Парижа, где будет жить. А я бы хотел поехать в Китай — там, говорят, несмотря на все «культурные революции», сохранились десятки разновидностей театра. Вот бы посмотреть.
Пресса
Евгений Каменькович: А был ли кролик?!, Алла Шендерова, Ваш досуг, 12.01.2008
Сказка о дружбе, Елена Губайдуллина, Театрал, 1.10.2007
Не возвращайтесь к былым возлюбленным…, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.09.2007
Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007
Бочкотара, куда несешься ты?, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.09.2007
Тары-бары в бочкотаре, Глеб Ситковский, Газета, 12.09.2007
Тара для счастья, Ольга Егошина, Новые Известия, 11.09.2007
Фига без кармана, Марина Давыдова, Известия, 11.09.2007
Кантовать и перекантовывать, Алла Шендерова, Коммерсант, 10.09.2007
Тюльку затарь, адъюнкт, Олег Зинцов, Ведомости, 10.09.2007
Не ко времени, Дина Годер, Время новостей, 10.09.2007
Бочкотара навсегда, Степан Поляков, ВАШ ДОСУГ, 21.06.2007
Трепет молодых, Ольга Егошина, Новые известия, 9.04.2007
Трепет молодых, Ольга Егошина, Новые Известия, 9.04.2007
Вожатый, Алла Шендерова, Настроение, 03.2007
Всем поклон, С. Овчинникова, Планета Красота, 01.2007
Самое важное, Елена Ковальская, Афиша, 1.12.2006
Учитель словесности, Сергей Конаев, Ведомости, 1.12.2006
Игра в игру, Елена Губайдуллина, Новые известия — Театрал, 1.12.2006
По волосам не плачут, Марина Гаевская, Культура, 30.11.2006
Певица и толмач, Галина Облезова, Новое время, 26.11.2006
Проза жизни, Алла Шендерова, Ваш досуг, 24.11.2006
«Фоменкам» удалось самое важное, Юлия Черникова, Утро.ру, 23.11.2006
Право на въезд, Итоги, 20.11.2006
Лучшая литература, Маргарита Удовиченко, Финанс № 45 (182), 20.11.2006
Жизненно важное, Алена Данилова, Взгляд, 20.11.2006
На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, Новое время, 19.11.2006
Трудности перевода, Алексей Филиппов, Московские новости, 17.11.2006
Классный час Ксении Кутеповой, Елена Дьякова, Новая газета, 16.11.2006
Ухватиться за Венерин волос, Ольга Галахова, Независимая газета, 16.11.2006
Потерянный рай, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.11.2006
Сколько волосу ни виться, Марина Давыдова, Известия, 15.11.2006
Кто знает про самое важное?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2006
Проткнули время, Глеб Ситковский, Gzt.ru, 14.11.2006
Любовь в войлочных тапках, Ольга Егошина, Новые известия, 14.11.2006
Аншлаг на «Самом важном», Любовь Лебедина, Труд № 210, 14.11.2006
Давайте я вас запишу, Олег Зинцов, Ведомости № 214 (1741), 14.11.2006
В одно касание, Дина Годер, Время новостей, 13.11.2006
В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное», Григорий Заславский, Радио «Маяк», 13.11.2006
Самое важное, Кристина Матвиенко, Time Out Москва, 8.11.2006
Взрослые игры, Татьяна Сошникова, Профиль N44 (505), 11.2006
Воздушный Шоу, Сергей Конаев, Экран и Сцена, 07.2005
Шоу сирен, Дина Годер, Газета.Ru, 25.06.2005
Я от Бернарда ушел…, Елена Груева, 24.06.2005
Жестокие игры, Итоги, 21.06.2005
Безопасная война полов, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.06.2005
Ноющий ковчег, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.06.2005
Сложная конструкция, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.06.2005
Двор, где подкашиваются ноги, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.06.2005
Пока все дома, Олег Зинцов, Ведомости, 16.06.2005
Нам ли их осуждать, Марина Давыдова, Известия, 15.06.2005
Слишком красиво, Александр Соколянский, Время новостей, 15.06.2005
Пробками закидали, Глеб Ситковский, Газета, 15.06.2005
Чаепитие на вулкане, Ольга Егошина, Новые известия, 15.06.2005
Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, dell’APT, 1.10.2001
Москва слезам не верит, Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001
Чай, кофе, потанцуем, Антон Красовский, Независимая газета, 27.09.2001
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001
Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001
Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001
Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001
Время Ю, Ирина Корнеева, Время МН, 20.09.2001
Львы зимой, Наталия Каминская, Культура, 21.09.2000
Не теряя осанки, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.09.2000
Один день из жизни «Табакерки», Елена Ямпольская, Новые Известия, 14.09.2000
Мелисса и Эндрю, Алексей Филиппов, Известия, 14.09.2000
Игра в театр, Алена Злобина, Эксперт, 21.02.2000
Тот самый чай, Ольга Егошина, Литературная газета, 16.02.2000
Женщины на грани красного цвета, Светлана Хохрякова, Культура, 3.02.2000
Российская риторика, Марина Гаевская, Современная драматургия, № 2, 02.2000
Чужие, Елена Губайдуллина, Театральный курьер, 02.2000
Горький в цветах, Ирина Глущенко, Независимая газета, 27.01.2000
Qui pro quo, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.01.2000
Не будьте как дети, Марина Давыдова, Время новостей, 18.01.2000
Немного Горького в любовной мелодраме, Нина Агишева, Московские новости, 18.01.2000
Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.01.2000
Красавицы и чудовища, Елена Ковальская, Афиша, 17.01.2000
Эти разные, разные «Варвары», Екатерина Сухотина, Народная газета, 14.01.2000
Варвары и варварши, Мария Седых, Общая газета, 13.01.2000
Горький в стиле Чехова, Майа Одина, Сегодня, 11.01.2000
«Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев», Олег Зинцов, Ведомости, 10.01.2000
В тюрьме и без героя, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 6.01.2000
Падение авиаторов, Павел Руднев, 01.2000
Пять пудов любви, Марина Мурзина, Аргументы и факты, № 1-2, 01.2000
Старые «Варвары» и новое варварство, Алексей Филиппов, Известия, 29.12.1999
Премьеры у Табакова, Роман Должанский, Коммерсант, 28.01.1998
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, 02.1994
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, 05.1993