ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Проза жизни

Алла Шендерова, Ваш досуг, 24.11.2006
Несмотря на явный драматургический бум, театры упорно берутся за прозу. Так бывало и раньше — в начале XX века Московский Художественный театр прославился постановками по романам Толстого и Достоевского. А в 60-е годы самыми знаменитыми спектаклями любимовской «Таганки» стали инсценировки прозы писателей-деревенщиков. «Пьес им, что ли не хватало?!» — спросит удивленный читатель. Ну, в случае с МХТ понятно — не каждая пьеса наполнена столь гениальными прозрениями, как «Воскресение» или «Братья Карамазовы». А вот «Таганке» действительно не хватало современных пьес — драматурги тех лет писали о светлом коммунистическом будущем, по-настоящему 60-70-е отразились в прозе.
Нечто подобное происходит и сейчас. Пьес сегодня не пишет только ленивый, но мало кому удается отразить в них суть времени, его приметы, ароматы и запахи. Самое важное.
Все это режиссер Евгений Каменькович обнаружил в романе Михаила Шишкина, получившим год назад премию «Национальный бестселлер». «Такой вкусный текст, такие хорошие буквы», — аж причмокивал он во время репетиций, не замечая изумленных взглядов журналистов, убежденных в том, что роман Шишкина поставить нельзя.
Толмач — alter ego Шишкина — работает в швейцарском Центре по приему беженцев, переводит жуткие рассказы русских переселенцев, мечтающих о виде на жительство; в перерывах читает древнего историка Ксенофонта, пишет письма сыну, вспоминает бывшую жену Изольду и почему-то — школьную училку Гальпетру, которую всем классом ненавидели, а вот поди ж ты - попробуй выкинуть ее из памяти. А по ночам он читает воспоминания русской певицы Изабеллы, чья жизнь полностью совпала с XX веком.
Сами посудите — как ставить такой роман? С чего начать?

Ну, конечно же, со школьных экскурсий! Нарядившись в войлочные музейные тапочки, актеры скользят-плывут по гладкому полу, очутившись на той выставке, каждый экспонат которой взят из памяти Толмача. Вот прошла Гальпетра (страшилу в вязаном берете, с откляченным задом и пудовыми грудями с явным удовольствием играет Ксения Кутепова), долдоня про скульптуру Лаокоона, на глазах которого погибают его сыновья. А вот и сам Толмач (Иван Верховых), под руку с прекрасной рыжей Изольдой (Галина Кашковская) бродит, рассматривая скульптуры в Риме?

Прогулки по Риму «рифмуются» с экскурсиями Гальпетры, расставание с Изольдой (она любит не Толмача, а погибшего в автокатастрофе Тристана) — с давней потерей юности (была у Толмача девушка, да взрезала себе вены). Да что роман — вся история человечества давно зарифмована! Под нежное пение акапелла актеры, сбрасывая со стола невесомых бумажных кукол, напомнят нам, как брели, срываясь в пропасть, высланные в 40-е годы советские крымские татары — теми же тропами, по которым когда-то шли войска древних греков.
И автор, и режиссер тонко чувствуют историю — ее рифмы и ее ритм: у всякой Изольды должен быть Тристан. Жизнь, качнувшись влево, непременно качнется вправо. Одна и та же женщина может быть прекрасной девушкой и старухой — меняются только время и место.
Так что нет ничего удивительного в том, что несметную толпу персонажей романа играют всего 8 актеров. Но обычное актерское переодевание-перевоплощение здесь кажется почти переселением душ. Полина Кутепова, играющая маму певицы Изабеллы, вдруг становится вынырнувшей из океана памяти возлюбленной Толмача (сюжет позаимствован из знаменитого «Соляриса» Станислава Лема). Ксения Кутепова превращается из Гальпетры в гимназисточку 10-х годов, а потом в чистенькую немку, адвокатшу русского забулдыги, приютившегося в теплой Швейцарской тюрьме.

По одной роли получили Мадлен Джабраилова и Иван Верховых. Джабраилова играет певицу Изабеллу, в старости перечитывающую свои дневники. «Мама! Папа!» — очарованно-ошеломленно произносит она, «оживляя» свои воспоминания, и каждый сидящий в зале вдруг видит собственное детство.

Приглашенный на роль Толмача режиссер Саратовского театра драмы Иван Верховых ничего не играет, а очень деликатно подталкивает и направляет действие. Он появляется в глубине сцены, залитой призрачным розоватым светом (изумительно простые и поэтичные декорации сделал к спектаклю Владимир Максимов), рассуждая о Ксенофонте, описавшем войну греков с персами: «Сколько людей прошмыгнуло, а эти греки остались — потому что он их записал!» И по ходу спектакля часто обращается — то ли к залу, то ли к очередным русским беженцам, с мягко-настойчивой фразой: «Давайте я вас запишу! Вспомните только самое важное».
Пресса
Евгений Каменькович: А был ли кролик?!, Алла Шендерова, Ваш досуг, 12.01.2008
Сказка о дружбе, Елена Губайдуллина, Театрал, 1.10.2007
Не возвращайтесь к былым возлюбленным…, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.09.2007
Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007
Бочкотара, куда несешься ты?, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.09.2007
Тары-бары в бочкотаре, Глеб Ситковский, Газета, 12.09.2007
Тара для счастья, Ольга Егошина, Новые Известия, 11.09.2007
Фига без кармана, Марина Давыдова, Известия, 11.09.2007
Кантовать и перекантовывать, Алла Шендерова, Коммерсант, 10.09.2007
Тюльку затарь, адъюнкт, Олег Зинцов, Ведомости, 10.09.2007
Не ко времени, Дина Годер, Время новостей, 10.09.2007
Бочкотара навсегда, Степан Поляков, ВАШ ДОСУГ, 21.06.2007
Трепет молодых, Ольга Егошина, Новые известия, 9.04.2007
Трепет молодых, Ольга Егошина, Новые Известия, 9.04.2007
Вожатый, Алла Шендерова, Настроение, 03.2007
Всем поклон, С. Овчинникова, Планета Красота, 01.2007
Самое важное, Елена Ковальская, Афиша, 1.12.2006
Учитель словесности, Сергей Конаев, Ведомости, 1.12.2006
Игра в игру, Елена Губайдуллина, Новые известия — Театрал, 1.12.2006
По волосам не плачут, Марина Гаевская, Культура, 30.11.2006
Певица и толмач, Галина Облезова, Новое время, 26.11.2006
Проза жизни, Алла Шендерова, Ваш досуг, 24.11.2006
«Фоменкам» удалось самое важное, Юлия Черникова, Утро.ру, 23.11.2006
Право на въезд, Итоги, 20.11.2006
Лучшая литература, Маргарита Удовиченко, Финанс № 45 (182), 20.11.2006
Жизненно важное, Алена Данилова, Взгляд, 20.11.2006
На рандеву с вечным, Алексей Мокроусов, Новое время, 19.11.2006
Трудности перевода, Алексей Филиппов, Московские новости, 17.11.2006
Классный час Ксении Кутеповой, Елена Дьякова, Новая газета, 16.11.2006
Ухватиться за Венерин волос, Ольга Галахова, Независимая газета, 16.11.2006
Потерянный рай, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.11.2006
Сколько волосу ни виться, Марина Давыдова, Известия, 15.11.2006
Кто знает про самое важное?, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.11.2006
Проткнули время, Глеб Ситковский, Gzt.ru, 14.11.2006
Любовь в войлочных тапках, Ольга Егошина, Новые известия, 14.11.2006
Аншлаг на «Самом важном», Любовь Лебедина, Труд № 210, 14.11.2006
Давайте я вас запишу, Олег Зинцов, Ведомости № 214 (1741), 14.11.2006
В одно касание, Дина Годер, Время новостей, 13.11.2006
В «Мастерской П. Фоменко» поставили «Самое важное», Григорий Заславский, Радио «Маяк», 13.11.2006
Самое важное, Кристина Матвиенко, Time Out Москва, 8.11.2006
Взрослые игры, Татьяна Сошникова, Профиль N44 (505), 11.2006
Воздушный Шоу, Сергей Конаев, Экран и Сцена, 07.2005
Шоу сирен, Дина Годер, Газета.Ru, 25.06.2005
Я от Бернарда ушел…, Елена Груева, 24.06.2005
Жестокие игры, Итоги, 21.06.2005
Безопасная война полов, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 20.06.2005
Ноющий ковчег, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.06.2005
Сложная конструкция, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.06.2005
Двор, где подкашиваются ноги, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.06.2005
Пока все дома, Олег Зинцов, Ведомости, 16.06.2005
Нам ли их осуждать, Марина Давыдова, Известия, 15.06.2005
Слишком красиво, Александр Соколянский, Время новостей, 15.06.2005
Пробками закидали, Глеб Ситковский, Газета, 15.06.2005
Чаепитие на вулкане, Ольга Егошина, Новые известия, 15.06.2005
Да-да, нет-нет Оли Мухиной, Константин Александров, dell’APT, 1.10.2001
Москва слезам не верит, Юрий Алесин, www.MoscowOut.ru, 1.10.2001
Чай, кофе, потанцуем, Антон Красовский, Независимая газета, 27.09.2001
Молодая кровь, Григорий Заславский, Русский журнал, 26.09.2001
А у нас в квартире газ, Марина Давыдова, Время Новостей, 25.09.2001
Разбиваются сердца под воздействием винца, Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.09.2001
Из жизни шпрот, Алексей Филиппов, Известия, 24.09.2001
Куда летим, командир?, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 21.09.2001
Время Ю, Ирина Корнеева, Время МН, 20.09.2001
Львы зимой, Наталия Каминская, Культура, 21.09.2000
Не теряя осанки, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 15.09.2000
Один день из жизни «Табакерки», Елена Ямпольская, Новые Известия, 14.09.2000
Мелисса и Эндрю, Алексей Филиппов, Известия, 14.09.2000
Игра в театр, Алена Злобина, Эксперт, 21.02.2000
Тот самый чай, Ольга Егошина, Литературная газета, 16.02.2000
Женщины на грани красного цвета, Светлана Хохрякова, Культура, 3.02.2000
Российская риторика, Марина Гаевская, Современная драматургия, № 2, 02.2000
Чужие, Елена Губайдуллина, Театральный курьер, 02.2000
Горький в цветах, Ирина Глущенко, Независимая газета, 27.01.2000
Qui pro quo, Екатерина Васенина, Новая газета, 20.01.2000
Не будьте как дети, Марина Давыдова, Время новостей, 18.01.2000
Немного Горького в любовной мелодраме, Нина Агишева, Московские новости, 18.01.2000
Зачем Париж, если рядом нет Мужчины?, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 18.01.2000
Красавицы и чудовища, Елена Ковальская, Афиша, 17.01.2000
Эти разные, разные «Варвары», Екатерина Сухотина, Народная газета, 14.01.2000
Варвары и варварши, Мария Седых, Общая газета, 13.01.2000
Горький в стиле Чехова, Майа Одина, Сегодня, 11.01.2000
«Варвары» в бывшем кинотеатре «Киев», Олег Зинцов, Ведомости, 10.01.2000
В тюрьме и без героя, Глеб Ситковский, Вечерний клуб, 6.01.2000
Падение авиаторов, Павел Руднев, 01.2000
Пять пудов любви, Марина Мурзина, Аргументы и факты, № 1-2, 01.2000
Старые «Варвары» и новое варварство, Алексей Филиппов, Известия, 29.12.1999
Премьеры у Табакова, Роман Должанский, Коммерсант, 28.01.1998
Отрицательные эмоции должны иметь свой выход, Петр Фоменко, Театральная жизнь, № 2, 02.1994
Добрые игры в недобром мире, Наталья Крымова, 05.1993