Режиссеры

Рассказ о счастливой Москве

Лилия Валеева, «Новости культуры» (ТК «Культура»), 3.05.2007
В Театре Олега Табакова — премьера. Спектакль «Рассказ о счастливой Москве» по роману Андрея Платонова в постановке Миндаугаса Карбаускиса. Его по праву называют основным режиссером «Табакерки». Там Карбаускис поставил свои лучшие спектакли: «Дядя Ваня» Чехова, «Когда я умирала» Фолкнера, гоголевске «Мертвые души» и «Рассказ о семи повешенных» Леонида Андреева, который в этом году был удостоен «Золотой маски». Теперь — новая работа Карбаускиса. Рассказывают «Новости культуры».

Один спектакль Карбаускиса в афише «Табакерки» сменяет другой. Непонятно, почему его называют самым неразговорчивым режиссером. Он говорит, что хороший театр любит прозу. После андреевского «Рассказа о семерых повешенных», Карбаускис рассказывает историю о «Счастливой Москве» Платонова. «Этот всеобщий праздник, как тогда, в те годы, труда не отменит. И значит, тогда пихали людям иллюзию, сейчас ее пихают. Многие в эту иллюзию верят. Везде плохо, кроме нас, кроме здесь», — говорит режиссер. В условном пространстве можно рассказать о чем угодно. Актеры, в сущности, ведь тоже рассказывают эту историю, наблюдая за своими персонажами со стороны.

Москва Ивановна Честнова говорит: «Нас учат уму, а ум - в голове, снаружи ничего нет». С лучистыми глазами, ямочками на щеках на сцене самая платоновская девушка российского театра — Ирина Пегова. Она выдергивает вилку из розетки, сжимает ее в руке, и вода продолжает кипеть в стакане. Когда-то она сыграла платоновскую Фро в дипломном спектакле Василия Сенина. Миндаугас Карбаускис думал, что многие будут вспоминать постановку его однокурсника, потому предложил Пеговой эту роль в самый последний момент. «Первого апреля позвонил и сказал. Сложно было, что ребята знали текст, а я два слова связать не могла», — рассказывает Ирина Пегова.

Инсценировка романа писалась довольно долго. По словам режиссера, все это происходило на репетициях. «Менялись сцены, актеры — это было самое тяжелое», — признается актер Дмитрий Куличков. Удивительный, парадоксальный платоновский язык сохранен в неприкосновенности. Почти все герои — тоже: служащий Божко, хирург Самбикин, механик Сарториус. «Я прочитал, немного понял. Это же, как сказка: маленькая девочка, и все обороты платоновские, их же не выкинешь», — говорит актер Александр Яценко.

«Все это так быть должно» — этими словами Карбаускис заканчивает свой спектакль. Хотя у Платонова в финале совсем другая фраза. «Если бы все человечество лежало спящим, то по лицу его нельзя было бы узнать его настоящего характера и можно было бы обмануться». Считается, что «Счастливую Москву» Платонов не дописал, а Карбаускис уверен, что это законченное произведение.