Режиссеры

Рассказ о счастливой Москве

Евгения Александрова, Weekend.ru, 3.06.2007
Рассказ о том, как Москва Ивановна Честнова — девушка полной комплекции и коммунистической закалки — пыталась «жить будущей жизнью», «по правде с трудом». Личное же счастье было для нее синонимом глупости. Потому не смогла она одарить вниманием ни Божко, талантливого эсперансиста и геометра, ни хирурга Самбикина, ни влюбленного в нее инженера Сарториуса. Дети октябрьской революции, вместе они строили «светлое будущее», давя в себе желание любить и быть индивидуально счастливыми.

Ученик Петра Фоменко Миндаугас Карбаускис всесторонне обласкан критикой и захвален благодарным зрителем. И не без оснований. Его спектакли — это удовольствие от встречи с интеллектуальным, ненавязчивым и очень душевным театром, о котором хочется писать с восхищением, всяческими «ахами» и восклицательными знаками. Предыдущая его работа — «Рассказ о семи повешенных» по прозе Андреева — только что получила «Золотую Маску» в номинации «Приз критиков и журналистов». А «Счастливая Москва» — отчасти продолжение «Повешенных».
Литературной основой стала неосвоенная театром проза: странноватый роман Андрея Платонова, где корявыми смешными предложениями описывается жизнь первых советских людей. На сцене вместо декораций гардероб с рядами вешалок, герои без конца скидывают и надевают пальто, звучно стуча номерками — а под серыми шинелями у них ярко красные рубахи и платья, чтобы всем было ясно — перед нами трудяга и советский человек. Нелепый слог Платонова и отстраненно-ироничная игра актеров вместе дали потрясающий комедийный эффект: невозможно сдержать улыбку и не полюбить эту пухлую, сияющую здоровьем и счастьем Москву и ее мужчин. 

Честнову играет Ирина Пегова («Прогулка», «Космос как предчувствие»), еще одна ученица Фоменко, и кажется, трудно подобрать актрису более подходящую на эту роль. «Большая грудь», «розовая чистота», «цветущие пространства тела», находящегося «накануне женственной человечности, когда человек почти нечаянно заводится внутри человека»? От героини Пеговой так и веет здоровьем, теплом, любовью и счастьем такого масштаба, что им можно захлебнуться, стоит только подойти. И неудивительно, что мужчины — даже советские — влюбляются в нее с первого взгляда. Безвозмездно помогает ей любитель международной переписки Божко (Усольцев), рекламирующий неграм из Конго чудесную жизнь молодого СССР. Упорно сопротивляется чувствам хирург Самбикин (Куличков), уверенный, что Москва не будет ему верна: «не может она никогда променять весь шум жизни на шепот одного человека». И только изобретатель Сарториус (Яценко) не может противостоять обаянию Москвы. Привязанность к ней разрушает его жизнь и карьеру великого изобретателя. Да и судьба Честновой складывается трагически: получив травму на стройке метро, она становится безногой калекой и понимает, что, откладывая личное счастье на потом, упустила что-то важное, что-то необходимое… Чего теперь не вернуть.

И все-таки финал у спектакля вполне радостный. Сарториус сменил фамилию, город и жену и продолжил трудиться во имя «светлого будущего». Божко тоже не остался один и по-прежнему переписывается с «дорогими, отстраненными друзьями» из Мельбурна, Капштадта, Гонконга, Шанхая, сообщая им, как счастлив пролетариат, скопляя себе «громадное наследство в виде социализма». Радиоприемник бодро напевает: «Дорогие мои москвичи», а на сердце — радостно и легко. Как будто не герои, а мы сами узнали рецепт настоящего счастья.