ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Марина Зудина: «Я знаю, что такое любовь»

Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004
После выхода на экраны в 1985 году фильма Г. Натансона «Валентин и Валентина» Марина Зудина проснулась знаменитой. Сегодня в кино она почти не снимается, но увидеть талантливую актрису можно в Театре-студии под руководством Олега Табакова и МХАТе им. Чехова, где она занята во многих спектаклях. Прошедший театральный сезон для Марины Зудиной сложился весьма удачно, среди ее последних работ — Юлия в «Последней жертве» Островского и Елена в «Дяде Ване» Чехова.

 — Чем интересна роль Елены Андреевны в «Дяде Ване»?
 — Интересно все время играть разные характеры. И не обязательно положительные. Одно время Олег Павлович Табаков преподавал в актерской студии в Нью-Йорке, где многие известные артисты просили его, чтобы он работал с ними над Чеховым. Актрисы, которые репетировали Раневскую, Аркадину, Елену Андреевну, очень боялись быть отрицательными персонажами. Чехов, имея жену актрису, хорошо знал женскую психологию и не идеализировал женщин. В его пьесах есть героини, которые ради любви готовы отказаться от всего, которые бросаются в любовь как в омут с головой (Нина Заречная, Маша в «Чайке», Маша в «Трех сестрах»), но Елена Андреевна другая — у нее разум превалирует над чувством, она осторожная, нерешительная, ее изысканность граничит с холодностью. Дойдя во взаимоотношениях до определенной черты, она говорит: «Нет». Мне было интересно играть светскую женщину, которая совершенно не вписывается в деревенскую жизнь, которая живет по своим нравственным законам. Неизвестно, что человечнее: остаться верной своему долгу и уехать, или, забыв обо всем на свете, разрушить налаженные отношения. Не стоит забывать и такую вещь: Россия — православная страна, до революции брак накладывал серьезные нравственные обязательства: измена строго наказывалась, развод было очень сложно получить. Елену не стоит воспринимать как идеал, она не та героиня, на которую стоит стремиться быть похожей. Она живой человек со своими недостатками и достоинствами.
 — Борьба, которую она ведет с собой, притягивает зрителей?
 — Да, это было интересно играть. Особенно после моей положительной роли в спектакле «Последняя жертва». Для Юлии, героини пьесы Островского, любовь превыше всего, она живет ради любимого человека. Образ Елены гораздо сложнее. Миндаугас Карбаускис выстроил очень изящный, ломкий рисунок роли.
 — Вы сравнивали себя с Еленой Андреевной? Что вам близко в ней, а что не смогли принять?
 — Я знаю, что такое любовь, в моей жизни она занимает очень большое место. А Елена открывает для себя, что та любовь, которую она принимала за настоящую, таковой не оказалась. И мне до конца это трудно понять, а следовательно и сыграть. Если бы так произошло со мной, я не знаю, что бы я делала. Елена очень несчастна. Если дядя Ваня не реализовался как личность, то она не состоялась как женщина. У нее нет детей, и она осознает, что с мужем они чужие, что она не любит его. А сближает нас с ней чувство ответственности за тех людей, которые рядом с нами. И еще подобно Елене я не во все вписываюсь, не люблю и не умею подстраиваться под обстоятельства и людей.
 — Как вы готовились к роли?
 — Каждый настраивается по-своему: кто-то смотрит чеховские постановки, кто-то читает литературу того периода, кто-то слушает музыку. Но в основном подготовка к предстоящей роли идет на подсознательном уровне. Ты можешь готовиться как угодно, но главное — найти общий язык с режиссером и понять, какую историю он хочет рассказать.
Если мы совпадаем с режиссером во взглядах на пьесу и мне интересна его трактовка, то пытаюсь выразить то, что он требует. Если этого нет, лучше отказаться и уйти, потому что бессмысленно и неплодотворно работать с режиссером, которому ты не веришь или понимаешь, что он делает не так, как чувствуешь ты. Не стоит пытаться играть свой спектакль в спектакле режиссера.
 — Премьера «Дяди Вани» состоялась в рамках фестиваля «Черешневый лес». Репетиционный период был достаточно коротким?
 — Репетиционный период был действительно небольшой, но подготовка к нему велась давно. Табаков еще прошлым летом предложил Миндаугасу Карбаускису поставить «Дядю Ваню», и тот согласился, сказав, что давно думал об этой пьесе. Осенью он уже вовсю готовился: подобрал музыку, съездил в Питер на премьеру «Дяди Вани» Льва Додина. Некоторые из артистов тогда же были оповещены, что будут играть в этом спектакле. Многое определяет внутренняя готовность режиссера к работе. В случае с «Дядей Ваней» нам не репетиций не хватило, а прогонов со зрителем. Мы сыграли только один спектакль в мае, а потом был перерыв на три недели. Когда в спектакле присутствует много технических моментов, то довольно трудно сосредоточиться на игре. Несмотря на все эти трудности, мне кажется, спектакль получился интересный. И он еще будет набирать силу.
 — Вы видели спектакль Додина?
 — Хотя я видела не самый удачный прогон перед показом на фестивале «Золотая маска», спектакль мне понравился. Мы в это время репетировали уже совсем в иной эстетике. Карбаускис сделал совершенно самостоятельный спектакль, со своим ритмом, там нет никаких перекличек с работой Додина.
 — В спектакле сильный актерский ансамбль. Что значит для вас чувство локтя на сцене?
 — В спектакле заняты мхатовские актеры Борис Плотников, Дмитрий Назаров, Ольга Барнет, приглашенная актриса из Мастерской Петра Фоменко Ирина Пегова, из Табакерки пришли Олег Табаков, Наталья Журавлева, Сергей Беляев и я. До этого не все из нас вместе работали, поэтому ушло какое-то время на то, чтобы почувствовать друг друга и найти общий язык. От партнера очень многое зависит. 
 — Вы читаете рецензии на спектакли с вашим участием?
 — Да. Но чем больше читаешь, тем больше удивляешься: такое впечатление, что критики смотрят не одни и те же спектакли, а совершенно разные постановки и пишут абсолютно противоположные вещи. Поэтому публикации скорее похожи на обзорные статьи, нежели на серьезную театральную критику. Закрадывается мысль, что среди театральных критиков существует несколько группировок и они просто спорят между собой. Играет свою роль и то, что газеты выходят на следующий день или через день после спектакля, журналист не успевает еще осмыслить увиденное, а нужно срочно сдавать материал.
Бывший завлит одного из московских театров, рассказывала мне, что во время учебы им постоянно напоминали: «Когда вы пишите отрицательную рецензию, помните, что на следующее утро после вашей статьи актер проснется и ему надо будет выходить на сцену». К сожалению, эта культура уходит в небытие. Иногда, увлекаясь красивыми и эффектными фразами, критики забывают о спектакле и не пытаются понять, что хотел сказать режиссер, а излагают исключительно свое видение. 
 — Над чем вы работаете сейчас?
 — Мы репетируем во МХАТе «Тартюфа», которого ставит Нина Чусова, удивительно талантливый человек, она буквально заряжает всех своей энергией. По первой своей профессии она актриса, поэтому много и хорошо показывает. Олег Павлович играет Тартюфа, а я - Эльмиру. По разным причинам состав еще окончательно не утвержден. Когда только начинали работу, преобладала эстетика эпохи Мольера. А в ходе репетиций незаметно подошли к 50-70 годам XX века. И постепенно история стала более понятной и актуальной: дети, принадлежащие к «золотой молодежи», и жена пекутся только об одном — чтобы глава семьи не отдал на сторону деньги, которые, как они считают, принадлежат только им. Даже самый богатый человек мечтает встретить родственную душу, но рядом, к сожалению, часто оказываются люди, которые заинтересованы не в нем самом, а в его богатстве, его статусе. Конечно, я сейчас излагаю упрощенно?
 — В последних двух спектаклях — «Дяди Вани» и «Последней жертве» — вы играете вместе с Олегом Павловичем. Его присутствие на сцене мешает или помогает вам?
 — Мы уже лет шесть вместе не играли, а теперь вдруг два спектакля подряд? Чем талантливей партнер рядом с тобой, тем легче играть. Поэтому я очень люблю работать с Олегом Павловичем. Он много энергии, азарта вносит в спектакль. Если возникают какие-то идеи относительно ролей друг друга, то обязательно делимся. Какие бы ошибки я не совершала, он никогда не навязывает свое мнение. Понимает, что только стукнувшись лбом о стену, я пойму, что не права. Случаются и весьма плодотворные споры.
Однажды у нас был тяжелый период: и он, и я выпускали премьеру, но это были разные спектакли. Мы пребывали в очень напряженном состоянии, но жили разными проблемами, а когда сталкивались, от нас во все стороны летели искры. Тогда я решила, что в будущем надо избегать подобных ситуаций. Когда делаешь совместную работу, это положительно влияет и на семейную жизнь: общие проблемы и переживания сближают.
Бывают у нас и забавные случаи. В «Тартюфе» есть сцена, где Тартюф соблазняет Эльмиру. И Олег Павлович как-то останавливается на репетиции и говорит: «А как же я это буду играть, если поссорюсь с ней?» Кстати, о ссорах. Мы играли в «Сублимации любви» и вместе ездили на спектакли, а радио в машине было постоянно настроено на волну «Ультра», и все время раздавалась безумная музыка. Я настойчиво просила или сменить волну, или хотя бы сделать потише. Но когда Олег Павлович за рулем, он не любит, чтобы его дергали, делали замечания. Поэтому когда мы доезжали до МХАТа, то были уже заведенные, и никаких адюльтерных историй играть не хотелось. Потом радиостанцию все-таки сменили, и все нормализовалось. Когда играешь комедию, важно быть в хорошем настроении. 
 — Впереди лето. Как планируете провести отпуск?
 — Вначале мы с нашим сыном Павликом поедем в Прагу, где Олег Павлович некоторое время будет преподавать. Мы очень любим этот город и достаточно регулярно бываем там. Поселимся у друзей в прелестной деревушке под Прагой. Потом Павлик поедет с бабушкой на море, а мы - в Австрию на озеро Вертер. В этих красивых местах отдыхают австрийцы, русских там очень мало.
Пресса
Рассказ о счастливой Москве, Жанна Филатова, Театральная афиша, 11.2007
Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007
Табаков ищет талантливых детей и режиссеров, Ася Кравченко, Независимая газета, 13.09.2007
Лекарство от попсы, Марина Давыдова, Известия, 13.08.2007
Китайская принцесса выбрала «Самое важное», Алла Шендерова, Коммерсант, 19.06.2007
Небо в алмазах, Катерина Антонова, Театральные Новые Известия, 8.06.2007
Рассказ о счастливой Москве, Евгения Александрова, Weekend.ru, 3.06.2007
Страшно, аж жуть?, Елена Груева, Московский корреспондент, 06.2007
Любовь против коммунизма, Юлия Черникова, Утро.ru, 29.05.2007
«Красная Москва» — город-герой. Посмертно, Елена Дьякова, Новая газета, 28.05.2007
Счастье помогло, Марина Давыдова, Известия, 18.05.2007
Было у Москвы три любовника, Ольга Егошина, Новые известия, 16.05.2007
Девушка «ку-ку» эпохи Москвошвеи, Александра Денисова, Огонек, 14.05.2007
Я люблю Москву, Олег Зинцов, Ведомости, 11.05.2007
Москва без любви, Алена Карась, Российская газета, 11.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лиза Биргер, TimeOut-Москва, 8.05.2007
Одна абсолютно счастливая Москва, Глеб Ситковский, Газета, 8.05.2007
Вспоминайте нас, Итоги, 7.05.2007
Счастье как предчувствие, Елена Ямпольская, Известия, 7.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лилия Валеева, «Новости культуры» (ТК «Культура»), 3.05.2007
Девушка-электричество, Дина Годер, Газета.ru, 2.05.2007
Слеза комсомолки Москвы, Алла Шендерова, Коммерсант, 2.05.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости. Пятница, 27.04.2007
Хранение столичности, Роман Должанский, Коммерсант, 27.04.2007
Ирина Пегова — Москва во плоти, Сергей Конаев, ВАШ ДОСУГ, 27.04.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости, 27.04.2007
Рассказ о счастливой Москве, Елена Ковальская, Афиша, 17.04.2007
Наш ответ оптимистам, Александр Соколянский, Время новостей, 30.03.2007
«Гвоздь» вбили в «Захудалый род», Татьяна Кузнецова, Коммерсант, 14.03.2007
Олигарх из табакерки, Марина Квасницкая, Российская газета, 13.03.2007
Подвал столичного значения, Ирина Алпатова, Культура, 1.03.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Послевкусие «ЗОЛОТОЙ МАСКИ», Борис Тух, Вести недели — день за днем, 8.12.2006
Душа просит сказки, Марина Квасницкая, Россiя, 30.11.2006
Театральный фестиваль — дело живое, Элла Аграновская, Молодежь Эстонии, 18.11.2006
Пять пудов любви, Алла Шендерова, ВАШ ДОСУГ, 25.10.2006
Гоголь по-безруковски?, Марина Лисовец, Невское время, 8.09.2006
Гоголь по-безруковски…, Марина Лисовец, Невское время, 8.09.2006
ГАМЛЕТ. ПОКОЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ, Марина Дмитревская, Час пик, 6.09.2006
ГОГОЛЬ ПО-ХУЛИГАНСКИ, Марина Лисовец, 08.2006
Как важно быть серьезным, Елена Груева, ВАШ ДОСУГ, 29.06.2006
Тополиный пух, жара, хрусталь, Елена Ямпольская, Известия, 27.06.2006
«Похождение» повесы, Коммерсант Weekend, 31.03.2006
Масляков был зрителем, а Табаков — покровителем, Наталия Каминская, Культура, 30.03.2006
Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, 28.03.2006
Табаков поощрил смелость и дерзость, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 28.03.2006
Театральные впечатления Павла Руднева, Павел Руднев, Новый Мир, 1.03.2006
Яна Сексте. ТЕРРОРИСТКА МУСЯ, Анастасия Исаева, ДОМ АКТЕРА, 1.03.2006
Поднимись над суетой, Александр Смольяков, Планета Красота, 1.03.2006
Нежный портрет на фоне смерти, Марина Квасницкая, Россiя, 9.02.2006
Миндаугас Карбаускис и Смерть, Борис Тух, ДЕНЬ за ДНЕМ, 27.01.2006
Место смерти изменить нельзя, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 24.01.2006
Мечты Агафьи Тихоновны, Культура, 12.01.2006
Милость к падшим, Алла Шендерова, ДОМ АКТЕРА, 1.01.2006
Вешал бы кто?!, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.01.2006
Плюшкин с харизмой, Елена Губайдуллина, Планета Красота, 6.2006
Режиссер, который ничего не хочет делать, Светлана Полякова, Независимая газета, 23.12.2005
Жажда жизни, Светлана Тарасова, Досуг & развлечения, 22.12.2005
Пограничное состояние, Алексей Филиппов, Русский Курьер, 19.12.2005
Рассказ о семи повешенных, Кристина Матвиенко, TIME OUT МОСКВА, 14.12.2005
Молодой повеса, Елена Ковальская, АФИША, 13.12.2005
ИГРА В ВЕРЕВОЧКУ ПО-НАШЕМУ, Елена Дьякова, Новая Газета, 12.12.2005
НЕТ СМЕРТИ НА ЗЕМЛЕ, Вера Максимова, Независимая газета, 7.12.2005
Помни о смерти, Итоги, 5.12.2005
А НА НЕЙТРАЛЬНОЙ ПОЛОСЕ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.12.2005
Над морем всходило солнце, Мария Хализева, Экран и сцена, 1.12.2005
Детские игры со смертью, Алена Карась, Российская газета, 1.12.2005
Он пугает, а нам не страшно, Светлана Хохрякова, Культура, 1.12.2005
СМЕРТЕЛЬНЫЙ НОМЕР НЕ ПРОЙДЕТ, Марина Давыдова, Известия, 30.11.2005
Персонаж с петлей на шее, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 30.11.2005
Закончится вешалкой, Глеб Ситковский, Газета, 29.11.2005
Ужу, уму — равно ужасно умирать, Александр Соколянский, Время новостей, 29.11.2005
Смерть как весело, Роман Должанский, Коммерсант, 29.11.2005
Минуты настоящего, Ольга Егошина, Новые Известия, 28.11.2005
«Каждый раз начинаю все с нуля», Ольга Романцова, Газета, 23.11.2005
Уйти и не вернуться, Артем Солнышкин, Досуг & развлечения, 17.11.2005
Смертельные игры, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
Миндаугас Карбаускис: «Премии сродни восхождению на гору», Ирина Воробьева, ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, 1.09.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
Стихотворения в позе, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
Разговаривать не надо, приседайте до упаду…, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТА, Артур Соломонов, Известия, 13.04.2005
О театр, ты спорт!, Алена Карась, Российская газета, 13.04.2005
Мяч с сюрпризом, Ольга Егошина, Новые Известия, 13.04.2005
ЖЮРИ УТКНУЛОСЬ В «ТРЯПИЧНЫЙ УГОЛ», Любовь Лебедина, Труд, 13.04.2005
«Золотые маски» разлетелись по всей стране, Лариса Васильева, Комсомольская правда, 13.04.2005
Здоровый дух, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 13.04.2005
Спортивная"маск"ировочка, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 13.04.2005
ПОБЕДА И УЧАСТИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.04.2005
Триумфы и тренажеры, Анна Гордеева, Время новостей, 13.04.2005
К пьедесталу наперегонки, Глеб Ситковский, Газета, 12.04.2005
ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.04.2005
Кавалеры «Золотой маски», Ирина Корнеева, Российская газета, 12.04.2005
Гадание о «Маске», Александр Соколянский, Время новостей, 12.04.2005
Большой маскарад, Алена Карась, Российская газета, 12.04.2005
Победителям устроили сцену, Роман Должанский, Коммерсант, 12.04.2005
«Иди сюда, буржуазненький наш!», Артур Соломонов, Известия, 1.04.2005
Марафон открытий, Ольга Егошина, Новые Известия, 22.03.2005
Золотая Маска, В.Г., TIME OUT МОСКВА, 21.03.2005
Режиссер Миндаугас Карбаускис: Нас нанимают на время, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.02.2005
Нас нанимают на время, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.02.2005
Режиссер Миндаугас КАРБАУСКИС: НАС НАНИМАЮТ НА ВРЕМЯ, Екатерина Васенина, Новая Газета, 7.02.2005
Бестиарий от слова best, Елена Дьякова, Новая газета, 23.12.2004
Комедия, местами даже фарс, Алена Карась, Российская газета, 22.12.2004
Контрольный выстрел, Олег Зинцов, Ведомости, 22.12.2004
Генеральская дочь, Елена Солнцева, Время новостей, 22.12.2004
Хищница с декадентским изломом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.12.2004
Не спи — проснешься, Марина Давыдова, Известия, 21.12.2004
Пистолет как развлечение, Ольга Егошина, Новые известия, 21.12.2004
Смерть как перекур, Глеб Ситковский, Газета, 21.12.2004
Патология красоты и клиника свободы, Елена Ямпольская, Русский курьер, 20.12.2004
Драма для кукол, Марина Шимадина, Коммерсант, 16.12.2004
Станиславский в своей тарелке, Марина Шимадина, Коммерсант, 9.12.2004
Три вопроса Андрею Смолякову, Денис Белоусов, Досуг&развлечения, 2.12.2004
Кумир с щетиной, Татьяна Коновалова, МК, 25.10.2004
Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004
Машина времени, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 22.09.2004
Чехов из «Табакерки», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2004
Дмитрий Назаров: Интриги — украшение театра, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 6.08.2004
Хотели как лучше…, Елена Ямпольская, Русский курьер, 9.07.2004
Марина Зудина: «Я знаю, что такое любовь», Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004
Легкое дыхание, Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004
Когда мы увидим «небо в алмазах»?, Любовь Лебедина, Труд, 29.05.2004
Люди в склепе, Ирина Алпатова, Культура, 27.05.2004
Дядя Ваня не догнал Олега Табакова, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 26.05.2004
«Дядя Ваня», Марина Мурзина, АиФ-Москва, 26.05.2004
Четвертая стена, пятая стена, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.05.2004
Край или конец света?, Елена Дьякова, Новая Газета, 24.05.2004
Дом восходящего солнца, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 22.05.2004
Радость, которой не миновать, Дина Годер, Газета.Ru, 20.05.2004
Дом окнами в зал, Ольга Егошина, Новые известия, 20.05.2004
«Дядя Ваня» против «Чайки», Марина Райкина, МК, 20.05.2004
Больше жизни, Александр Соколянский, Время новостей, 20.05.2004
Деревенский романс, Алена Карась, Российская газета, 20.05.2004
Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 18.05.2004
Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, 1.05.2004
Когда я умирала, Елена Ковальская, Афиша, 13.02.2004
Смертный путь из грязи в князи, Елена Дьякова, Новая газета, 12.02.2004
Живые и мертвая, Мария Хализева, Вечерний клуб, 29.01.2004
В добрый последний путь!, Ирина Алпатова, Культура, 29.01.2004
Фокус делать не из чего, Дина Годер, Русский журнал, 27.01.2004
Протестанты в «Табакерке», Алена Карась, Российская газета, 27.01.2004
На кладбище и обратно, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.01.2004
Дорога на кладбище, Александр Соколянский, Время новостей, 27.01.2004
Поджечь родную мать, Ольга Егошина, Новые известия, 26.01.2004
Смерть — понятие растяжимое, Марина Давыдова, Известия, 26.01.2004
Вечерами в «Табакерке» озвучивают порнофильмы, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 7.07.2003
Шапочка в кризисе слова, Мария Львова, Вечерний клуб, 3.07.2003
Белый бычок в страшной шапочке, Ирина Алпатова, Культура, 2.07.2003
Порнокино: хор замученных детей, Елена Дьякова, Новая газета, 2.07.2003
Комедия без ошибок, Марина Давыдова, Известия, 27.06.2003
Синхронный перевод, Роман Должанский, Коммерсантъ, 26.06.2003
О любви к метафизике, Алла Шендерова, Экран и сцена, 12.04.2003
Ядерная физика в действии, Нина Агишева, Московские Новости, 5.03.2003
Элементарные частицы, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.02.2003
Неочевидное вероятное, Марина Давыдова, Известия, 26.02.2003
На нарах творчества, Ирина Алпатова, Культура, 30.05.2002
Театр должен быть утоплен, Ольга Романцова, Вести.ru, 27.05.2002
Лицедей, как он есть, Алексей Филиппов, Известия, 16.05.2002
Безумие в день кровяной колбасы, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.05.2002
Драма на гастролях, Ирина Корнеева, Время МН, 15.05.2002
Диагноз — лицедей, Дарья Коробова, Независимая газета, 15.05.2002
Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002
Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002
Одна абсолютно счастливая семья, Глеб Ситковский, 19.01.2002
Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.01.2002
Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 12.01.2002
Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002
Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002
Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002
Старосветская челядь, Мария Хализева, Вечерний клуб, 01.2002
На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер