ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Генеральская дочь

Елена Солнцева, Время новостей, 22.12.2004
Предыдущей премьерой театра стал спектакль с названием «Он был титулярный советник» по гоголевской «Шинели». Можно было бы предположить, что следующую премьеру, про генеральскую дочь Гедду Габлер, которая вышла замуж за незначительного и небогатого аспиранта и от неудовлетворенности жизнью довела до самоубийства старого друга, а потом и сама выстрелила себе в висок, к жизни вызвала напрашивающаяся рифма из старого стишка… Однако совпадение случайно, хотя история возникновения в репертуаре театра «Гедды Габлер» требует некоторого предуведомления. «Мастерская Фоменко» начинает напоминать Художественный театр времен Станиславского и Немировича, когда к труппе основоположников все время присоединяются новые поколения — целыми студиями. Режиссер нового спектакля Миндаускас Карбаускис окончил курс Петра Фоменко в 2001 году, и его дипломной работой как раз была «Гедда Габлер», поставленная с однокурсниками, многие из которых пришли работать в «Мастерскую», в то время как сам постановщик получил приглашение в студию Олега Табакова. Прошло четыре года, молодые актеры, влившиеся в театр Фоменко, участвовали в новых спектаклях, но больших ролей не имели — за исключением нескольких вводов. Возможно, что этот актерский голод и стал главной причиной возобновления старого студенческого спектакля, имевшего в свое время громкий успех. Естественно, за четыре года многое изменилось, студент Карбаускис вырос в известного и желанного для многих театров мастера, но в то же время сохранил общую для всех «фоменок» группу крови — и его должна была заинтриговать попытка еще раз войти в ту же воду.

В заглавной роли спектакля снова выступила Наталья Курдюбова — собственно, «Гедду Габлер» всегда ставили «на актрису» (из последнего — на Наталью Тенякову в Театре Моссовета, на Наталью Вдовину в «Сатириконе»), поскольку в образе Гедды и заключается тайна этой поздней пьесы Ибсена, пьесы еще вполне символисткой, но уже с немного сдвинутой оптикой. Гедда, гордая дочь генерала Габлера, то ли действительно является позднеромантической героиней, то ли пародией на нее, то ли и вовсе «садомазохисткой, манипулятором и убийцей с суицидальными наклонностями», как писал про нее критик Харольд Блум. И к тому, и к другому, и к третьему в пьесе можно найти достаточно оснований, как, впрочем, и еще бог знает к каким трактовкам. Кто-то называл Гедду воплощением декаданса, сущность которого в том, что люди потеряли способность видеть цель, заменив живое содержание красивой формой. Нобелевский лауреат Сигрид Унсет в 1917 году утверждала, что судьба Гедды является ярким примером того, «как заурядная и испорченная женщина формируется в эпоху отсутствия авторитетов». На все эти премудрые интерпретации Карбаускис просто закрыл глаза.

Никакого символизма, кризисов идеологии, эмансипации, феминизма и фрейдистских мотивов. Конкретные мотивировки, житейская среда. Избалованная и капризная местная красавица — да и красавица ли? но безусловно породистая и изящная женщина — окружена самодовольными в сущности эгоистами, людьми, чувствам которых отказано в подлинности. Вышла замуж от тоски — молодость уходит, а никто из лучших претендентов не изъявил готовности жениться. Может быть, можно сделать из мужа хотя бы министра? И тут же сама понимает, что это смешно. Йорган Тесман (Алексей Колубков) — ограниченный «специалист», жертва тетушкиного воспитания, способен лишь к усидчивому копированию архивных документов. Кто еще рядом? Асессор Брак (эту роль, как и в студенческие годы, играет Никита Зверев, нынче актер «Табакерки») — самодовольный циник, подчеркивающий свою близость с полицейскими чиновниками. Тетушка Юлле — с добродетельной миной паразитирующая на чужих жизнях. Каким играл Левборга сам Карбаускас в том студенческом спектакле, я не знаю, но Максим Литовченко играет его алкоголиком, ищущим любого предлога для возвращения к пагубной привычке, а пресловутая книга, написанная в соавторстве с глупенькой Теа, возможно, представляется истинным шедевром только подвыпившему Йоргану (начинал, впрочем, репетировать Евгений Цыганов, и каков тогда был бы расклад?). Ибсен писал, что Гедде «они противостоят как некая чуждая сила, враждебная самим основам ее существа». В спектакле — да, противостоят, но не враждебно, а скорее равнодушно. Что бы они ни говорили, им эта Гедда, в сущности, нужна лишь как знак, элемент престижа, генеральская дочь, символ. Именно балованная эгоцентристка Гедда — подлинная жертва этой привычной жизни, с ее незаметным лицемерием и устоявшимися обычаями. В конце концов ее становится даже жаль — что она ни делает, как ни старается, жизнь обтекает ее и следует своему руслу, никак не желая отзываться на призывы бедной сиротки. А Гедда, конечно, настоящая сирота, в отличие от прочих сирот (не случайно в пьесе ни у кого из женщин нет детей, не встречается ни одного упоминания о матерях, а отцы персонажей давно умерли) свою одинокость и брошенность осознающая.

К концу спектакля Гедда совсем по-детски изумляется: ее муж вместе с вечной вдохновительницей Теа собирается восстанавливать сожженную рукопись, а что будет делать она одна вечерами? И что ей вообще делать, когда никто не принимает ее в игру и не играет по ее правилам? И стреляется-то она назло — из инфантильного желания привлечь внимание; и опять неудача, пошлое, неэстетичное так и тянется за ней следом — Теа брезгливо закрывает дверь, чтобы не смотреть на ужасное — простреленную голову Гедды: так и представляешь себе эти разлетевшиеся мозги…

Карбаускис вовсе не щепетилен, хотя и никаких физиологических подробностей на сцене нет, исключая, пожалуй что, раздевающегося Йоргена — в белье, похожем на детский песочник: и животик виден, и другие жалкие достоинства… А что делать, жизнь такая. В спектакле режиссер никого не жалеет, но и жестокости в нем нет. Только жесткость режиссерской структуры, да и детальная, до мельчайших подробностей, проработанность каждого куска текста — в этом, кстати, Карбаускис скорее следует Сергею Женовачу, чем Петру Фоменко, который куда больше полагается на актерскую интуицию и воздух импровизации. 

В той абсолютной ясности, которой отличаются все побуждения персонажей, в их гротесковой типажности, построенной на исследовании характеров и обстоятельств, рождается новая пьеса — не ибсеновская, а скорее пинтеровская, слегка абсурдистская, но в то же время крепко привязанная к почве. Не сильно сократив текст, Карбаускис полностью лишил его ибсеновской «болтливости» (впрочем, исследователи отмечали, что «Гедда» — самая приземленная из всех пьес норвежского драматурга). Другое дело, как связать эту бесспорно добросовестную работу с сегодняшним днем, что увидеть в ней из волнующего нынешнюю публику? Все-таки версия, что спектакль нужен скорее для демонстрации возможностей части труппы, кажется пока самой убедительной. Все актеры, конечно, очень хороши (в этом спектакле убедительна даже исполнительница роли служанки Марты Нина Птицына, до того работавшая в театре вахтером), и сам спектакль такой ладный, крепенький и законченный, что любо-дорого. Вот только той самой «Белой гвардией» для своего поколения он, боюсь, не станет.
Елена Н. СОЛНЦЕВА
Пресса
Рассказ о счастливой Москве, Жанна Филатова, Театральная афиша, 11.2007
Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007
Табаков ищет талантливых детей и режиссеров, Ася Кравченко, Независимая газета, 13.09.2007
Лекарство от попсы, Марина Давыдова, Известия, 13.08.2007
Китайская принцесса выбрала «Самое важное», Алла Шендерова, Коммерсант, 19.06.2007
Небо в алмазах, Катерина Антонова, Театральные Новые Известия, 8.06.2007
Рассказ о счастливой Москве, Евгения Александрова, Weekend.ru, 3.06.2007
Страшно, аж жуть?, Елена Груева, Московский корреспондент, 06.2007
Любовь против коммунизма, Юлия Черникова, Утро.ru, 29.05.2007
«Красная Москва» — город-герой. Посмертно, Елена Дьякова, Новая газета, 28.05.2007
Счастье помогло, Марина Давыдова, Известия, 18.05.2007
Было у Москвы три любовника, Ольга Егошина, Новые известия, 16.05.2007
Девушка «ку-ку» эпохи Москвошвеи, Александра Денисова, Огонек, 14.05.2007
Я люблю Москву, Олег Зинцов, Ведомости, 11.05.2007
Москва без любви, Алена Карась, Российская газета, 11.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лиза Биргер, TimeOut-Москва, 8.05.2007
Одна абсолютно счастливая Москва, Глеб Ситковский, Газета, 8.05.2007
Вспоминайте нас, Итоги, 7.05.2007
Счастье как предчувствие, Елена Ямпольская, Известия, 7.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лилия Валеева, «Новости культуры» (ТК «Культура»), 3.05.2007
Девушка-электричество, Дина Годер, Газета.ru, 2.05.2007
Слеза комсомолки Москвы, Алла Шендерова, Коммерсант, 2.05.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости. Пятница, 27.04.2007
Хранение столичности, Роман Должанский, Коммерсант, 27.04.2007
Ирина Пегова — Москва во плоти, Сергей Конаев, ВАШ ДОСУГ, 27.04.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости, 27.04.2007
Рассказ о счастливой Москве, Елена Ковальская, Афиша, 17.04.2007
Наш ответ оптимистам, Александр Соколянский, Время новостей, 30.03.2007
«Гвоздь» вбили в «Захудалый род», Татьяна Кузнецова, Коммерсант, 14.03.2007
Олигарх из табакерки, Марина Квасницкая, Российская газета, 13.03.2007
Подвал столичного значения, Ирина Алпатова, Культура, 1.03.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Послевкусие «ЗОЛОТОЙ МАСКИ», Борис Тух, Вести недели — день за днем, 8.12.2006
Душа просит сказки, Марина Квасницкая, Россiя, 30.11.2006
Театральный фестиваль — дело живое, Элла Аграновская, Молодежь Эстонии, 18.11.2006
Пять пудов любви, Алла Шендерова, ВАШ ДОСУГ, 25.10.2006
Гоголь по-безруковски?, Марина Лисовец, Невское время, 8.09.2006
Гоголь по-безруковски…, Марина Лисовец, Невское время, 8.09.2006
ГАМЛЕТ. ПОКОЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ, Марина Дмитревская, Час пик, 6.09.2006
ГОГОЛЬ ПО-ХУЛИГАНСКИ, Марина Лисовец, 08.2006
Как важно быть серьезным, Елена Груева, ВАШ ДОСУГ, 29.06.2006
Тополиный пух, жара, хрусталь, Елена Ямпольская, Известия, 27.06.2006
«Похождение» повесы, Коммерсант Weekend, 31.03.2006
Масляков был зрителем, а Табаков — покровителем, Наталия Каминская, Культура, 30.03.2006
Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, 28.03.2006
Табаков поощрил смелость и дерзость, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 28.03.2006
Театральные впечатления Павла Руднева, Павел Руднев, Новый Мир, 1.03.2006
Яна Сексте. ТЕРРОРИСТКА МУСЯ, Анастасия Исаева, ДОМ АКТЕРА, 1.03.2006
Поднимись над суетой, Александр Смольяков, Планета Красота, 1.03.2006
Нежный портрет на фоне смерти, Марина Квасницкая, Россiя, 9.02.2006
Миндаугас Карбаускис и Смерть, Борис Тух, ДЕНЬ за ДНЕМ, 27.01.2006
Место смерти изменить нельзя, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 24.01.2006
Мечты Агафьи Тихоновны, Культура, 12.01.2006
Милость к падшим, Алла Шендерова, ДОМ АКТЕРА, 1.01.2006
Вешал бы кто?!, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.01.2006
Плюшкин с харизмой, Елена Губайдуллина, Планета Красота, 6.2006
Режиссер, который ничего не хочет делать, Светлана Полякова, Независимая газета, 23.12.2005
Жажда жизни, Светлана Тарасова, Досуг & развлечения, 22.12.2005
Пограничное состояние, Алексей Филиппов, Русский Курьер, 19.12.2005
Рассказ о семи повешенных, Кристина Матвиенко, TIME OUT МОСКВА, 14.12.2005
Молодой повеса, Елена Ковальская, АФИША, 13.12.2005
ИГРА В ВЕРЕВОЧКУ ПО-НАШЕМУ, Елена Дьякова, Новая Газета, 12.12.2005
НЕТ СМЕРТИ НА ЗЕМЛЕ, Вера Максимова, Независимая газета, 7.12.2005
Помни о смерти, Итоги, 5.12.2005
А НА НЕЙТРАЛЬНОЙ ПОЛОСЕ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.12.2005
Над морем всходило солнце, Мария Хализева, Экран и сцена, 1.12.2005
Детские игры со смертью, Алена Карась, Российская газета, 1.12.2005
Он пугает, а нам не страшно, Светлана Хохрякова, Культура, 1.12.2005
СМЕРТЕЛЬНЫЙ НОМЕР НЕ ПРОЙДЕТ, Марина Давыдова, Известия, 30.11.2005
Персонаж с петлей на шее, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 30.11.2005
Закончится вешалкой, Глеб Ситковский, Газета, 29.11.2005
Ужу, уму — равно ужасно умирать, Александр Соколянский, Время новостей, 29.11.2005
Смерть как весело, Роман Должанский, Коммерсант, 29.11.2005
Минуты настоящего, Ольга Егошина, Новые Известия, 28.11.2005
«Каждый раз начинаю все с нуля», Ольга Романцова, Газета, 23.11.2005
Уйти и не вернуться, Артем Солнышкин, Досуг & развлечения, 17.11.2005
Смертельные игры, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
Миндаугас Карбаускис: «Премии сродни восхождению на гору», Ирина Воробьева, ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, 1.09.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
Стихотворения в позе, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
Разговаривать не надо, приседайте до упаду…, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТА, Артур Соломонов, Известия, 13.04.2005
О театр, ты спорт!, Алена Карась, Российская газета, 13.04.2005
Мяч с сюрпризом, Ольга Егошина, Новые Известия, 13.04.2005
ЖЮРИ УТКНУЛОСЬ В «ТРЯПИЧНЫЙ УГОЛ», Любовь Лебедина, Труд, 13.04.2005
«Золотые маски» разлетелись по всей стране, Лариса Васильева, Комсомольская правда, 13.04.2005
Здоровый дух, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 13.04.2005
Спортивная"маск"ировочка, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 13.04.2005
ПОБЕДА И УЧАСТИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.04.2005
Триумфы и тренажеры, Анна Гордеева, Время новостей, 13.04.2005
К пьедесталу наперегонки, Глеб Ситковский, Газета, 12.04.2005
ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.04.2005
Кавалеры «Золотой маски», Ирина Корнеева, Российская газета, 12.04.2005
Гадание о «Маске», Александр Соколянский, Время новостей, 12.04.2005
Большой маскарад, Алена Карась, Российская газета, 12.04.2005
Победителям устроили сцену, Роман Должанский, Коммерсант, 12.04.2005
«Иди сюда, буржуазненький наш!», Артур Соломонов, Известия, 1.04.2005
Марафон открытий, Ольга Егошина, Новые Известия, 22.03.2005
Золотая Маска, В.Г., TIME OUT МОСКВА, 21.03.2005
Режиссер Миндаугас Карбаускис: Нас нанимают на время, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.02.2005
Нас нанимают на время, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.02.2005
Режиссер Миндаугас КАРБАУСКИС: НАС НАНИМАЮТ НА ВРЕМЯ, Екатерина Васенина, Новая Газета, 7.02.2005
Бестиарий от слова best, Елена Дьякова, Новая газета, 23.12.2004
Комедия, местами даже фарс, Алена Карась, Российская газета, 22.12.2004
Контрольный выстрел, Олег Зинцов, Ведомости, 22.12.2004
Генеральская дочь, Елена Солнцева, Время новостей, 22.12.2004
Хищница с декадентским изломом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.12.2004
Не спи — проснешься, Марина Давыдова, Известия, 21.12.2004
Пистолет как развлечение, Ольга Егошина, Новые известия, 21.12.2004
Смерть как перекур, Глеб Ситковский, Газета, 21.12.2004
Патология красоты и клиника свободы, Елена Ямпольская, Русский курьер, 20.12.2004
Драма для кукол, Марина Шимадина, Коммерсант, 16.12.2004
Станиславский в своей тарелке, Марина Шимадина, Коммерсант, 9.12.2004
Три вопроса Андрею Смолякову, Денис Белоусов, Досуг&развлечения, 2.12.2004
Кумир с щетиной, Татьяна Коновалова, МК, 25.10.2004
Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004
Машина времени, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 22.09.2004
Чехов из «Табакерки», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2004
Дмитрий Назаров: Интриги — украшение театра, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 6.08.2004
Хотели как лучше…, Елена Ямпольская, Русский курьер, 9.07.2004
Марина Зудина: «Я знаю, что такое любовь», Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004
Легкое дыхание, Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004
Когда мы увидим «небо в алмазах»?, Любовь Лебедина, Труд, 29.05.2004
Люди в склепе, Ирина Алпатова, Культура, 27.05.2004
Дядя Ваня не догнал Олега Табакова, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 26.05.2004
«Дядя Ваня», Марина Мурзина, АиФ-Москва, 26.05.2004
Четвертая стена, пятая стена, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.05.2004
Край или конец света?, Елена Дьякова, Новая Газета, 24.05.2004
Дом восходящего солнца, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 22.05.2004
Радость, которой не миновать, Дина Годер, Газета.Ru, 20.05.2004
Дом окнами в зал, Ольга Егошина, Новые известия, 20.05.2004
«Дядя Ваня» против «Чайки», Марина Райкина, МК, 20.05.2004
Больше жизни, Александр Соколянский, Время новостей, 20.05.2004
Деревенский романс, Алена Карась, Российская газета, 20.05.2004
Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 18.05.2004
Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, 1.05.2004
Когда я умирала, Елена Ковальская, Афиша, 13.02.2004
Смертный путь из грязи в князи, Елена Дьякова, Новая газета, 12.02.2004
Живые и мертвая, Мария Хализева, Вечерний клуб, 29.01.2004
В добрый последний путь!, Ирина Алпатова, Культура, 29.01.2004
Фокус делать не из чего, Дина Годер, Русский журнал, 27.01.2004
Протестанты в «Табакерке», Алена Карась, Российская газета, 27.01.2004
На кладбище и обратно, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.01.2004
Дорога на кладбище, Александр Соколянский, Время новостей, 27.01.2004
Поджечь родную мать, Ольга Егошина, Новые известия, 26.01.2004
Смерть — понятие растяжимое, Марина Давыдова, Известия, 26.01.2004
Вечерами в «Табакерке» озвучивают порнофильмы, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 7.07.2003
Шапочка в кризисе слова, Мария Львова, Вечерний клуб, 3.07.2003
Белый бычок в страшной шапочке, Ирина Алпатова, Культура, 2.07.2003
Порнокино: хор замученных детей, Елена Дьякова, Новая газета, 2.07.2003
Комедия без ошибок, Марина Давыдова, Известия, 27.06.2003
Синхронный перевод, Роман Должанский, Коммерсантъ, 26.06.2003
О любви к метафизике, Алла Шендерова, Экран и сцена, 12.04.2003
Ядерная физика в действии, Нина Агишева, Московские Новости, 5.03.2003
Элементарные частицы, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.02.2003
Неочевидное вероятное, Марина Давыдова, Известия, 26.02.2003
На нарах творчества, Ирина Алпатова, Культура, 30.05.2002
Театр должен быть утоплен, Ольга Романцова, Вести.ru, 27.05.2002
Лицедей, как он есть, Алексей Филиппов, Известия, 16.05.2002
Безумие в день кровяной колбасы, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.05.2002
Драма на гастролях, Ирина Корнеева, Время МН, 15.05.2002
Диагноз — лицедей, Дарья Коробова, Независимая газета, 15.05.2002
Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002
Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002
Одна абсолютно счастливая семья, Глеб Ситковский, 19.01.2002
Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.01.2002
Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 12.01.2002
Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002
Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002
Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002
Старосветская челядь, Мария Хализева, Вечерний клуб, 01.2002
На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер