ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Здоровый дух

Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 13.04.2005
Оба жюри «Золотой маски- 2005» — драматическое и музыкальное выдали объективные решения по абсолютному большинству пунктов премиального списка. Победили сильнейшие, и в этом смысле идея провести церемонию закрытия в спортивном духе пришлась как нельзя кстати.

Без церемоний

На билетах слово «церемония» было зачеркнуто, а рядом пропечатано: спортивно-оздоровительное мероприятие. Слоган гласил: «О, спорт, ты мир, а мир, как известно, — театр». Сочинила все это режиссер Нина Чусова, известная театральная выдумщица, и упрекнуть ее практически не в чем: вечер в Театре им. Моссовета прошел вполне бодро. В фойе стояли тренажеры, декорация была стилизована под спортивную площадку, листочки с именами лауреатов доставали из баскетбольных мячей. Из лож, размахивая шарфами, скандировали речевки фанаты, а распоряжаться мероприятием актрисе Инге Оболдиной помогал спортивный комментатор Василий Уткин. Но главное, на сцену для вручения «Масок» выходили Ирина Роднина, Владислав Третьяк и баскетбольная команда ЦСКА. Люди спорта вызвали у театральной публики радость и умиление. А также гордость за театр, представший в столь выгодном отражении. 

Опера: триумф Новосибирска

Второй год подряд «Золотая маска» за лучший оперный спектакль достается Новосибирскому театру оперы и балета. В этом году это означало больше, чем признание профессионального качества. Постановка «Аиды» как раз уязвима, если рассматривать ее как последовательно воплощенную художественную идею. Она скорее знак курса, выбранного лидерами молодого поколения, искренними и модными одновременно. «Аида» оказалась способна расколоть и сплотить общество. Расколоть — по эстетическим предпочтениям. Сплотить — вопреки цеховым. Постановщик оперы Дмитрий Черняков, в энный раз ставший лауреатом «Маски», справедливо сказал о том, что опера начинает восприниматься как неотъемлемая часть современного театра. На спектакль сбежались далеко не только операманы, но и вся московская художественная тусовка. А пресса, аккредитованная на фестивале, будучи уверена, что жюри под предводительством Родиона Щедрина «Аиду» прокатит, сговорилась выдать ей приз критики. Но сражение между официальным судом и партией прогресса не состоялась: новосибирский спектакль наградили и судьи, и критики — причем последние впервые за историю фестиваля отдали свои предпочтения не драматическому спектаклю, а опере.

Директору Новосибирского театра Борису Мездричу у себя дома сильно достается за оперный арт-хаус, которому он дал ход в крупном государственном театре. Но в Москве союз сибиряков со столичными мастерами приносит победы. Лучшей певицей признали москвичку Ирину Макарову, ярко сыгравшую в «Аиде» Амнерис. Ложкой дегтя стало то, что премией обнесли дирижера Теодора Курентзиса, которому пришлось бороться с акустикой Кремлевского дворца и неритмичным Радамесом. Но в победе команды его вклад был одним из решающих. 

В этом году дирижерский конкурс на «Маске» был редкостно сильным — при том что Валерий Гергиев декларативно запретил себя номинировать. Дирижерская «Маска» досталась Александру Анисимову, сделавшему в ростовском театре работу европейского класса — оперу Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда».

Большой театр, попавший в целых семь номинаций, был удостоен лишь премии за лучшую мужскую роль — ее получил опытный американский легионер Роберт Хейл, спевший «Летучего голландца», — и спецприза за работу хора. Присутствие оперы Большого театра на фестивале растет с каждым годом, что абсолютно закономерно. Но побеждает тот, кто эффектнее рискует, — а в данном случае это были новосибирцы.

Весьма показательно, что в номинации «Оперетта/мюзикл» тоже победил Новосибирск — музыкальный спектакль «В джазе только девушки», выпущенный местным Театром музкомедии, выиграл у технологичного московского мюзикла «Ромео и Джульетта», а персональную награду получил стильно танцевавший «простак» Александр Выскрибенцев.

Балет: американский Петербург

Интрига балетного конкурса заключалась в соперничестве двух балетов Большого («Ромео и Джульетта» в постановке тандема Доннеллан — Поклитару и «Магриттомания» русско-американского хореографа Юрия Посохова) и спектакля «Форсайт в Мариинском». На таком фоне меркли даже очередная программа балетов Баланчина из Мариинки и баланчинская же «Серенада», представленная Пермским театром.

Петербург, заполучив главного хореографа современности Уильяма Форсайта, продолжил свой путь последовательного освоения мировых шедевров. Большой более радикально отряхнул прах последних бесславных десятилетий, но выбрал другой вариант интеграции в мировую лигу — нашел постановщиков, способных создавать спектакли на цивилизованном международном уровне.

«Маски» за лучший спектакль, лучшую женскую (Наталья Сологуб) и мужскую (Андрей Меркурьев) роли досталась «Форсайту в Мариинском». Действительно, сегодня любое соревнование с этим концентратом лучших работ лучшего хореографа мира выглядит попыткой паровоза взлететь за космическим кораблем. А ведь еще пять лет назад Форсайт был для любой мариинской сильфиды чем-то вроде научной фантастики.

Современный танец — самая захватывающая балетно-танцевальная часть «Маски» последних лет в этом году оказалась самой невыразительной. Эксперты вытянули в финал целых семь спектаклей, но почти все они выпадают в общий серый осадок. Так что гвоздем «Маски» в этом разделе стала презентация книги Екатерины Васениной «Российский современный танец. Диалоги» — первой в России, посвященной этому динамично развивающемуся жанру. А вот награда, выданная среднестатистическому Эксцентрик-балету Сергея Смирнова и их спектаклю «Тряпичный угол» — прокол жюри. Приятно, что единственный.

Драма: в Москву, в Москву

Премиальный сюжет в разделе драмы требует разве что минимальных комментариев. Во-первых, за вычетом двух спецпризов все «Золотые маски» остались в Москве, а значит, жюри под председательством театроведа Инны Соловьевой, отставив в сторону соображения политкорректности, судило спектакли исключительно с эстетических позиций. 

Во-вторых, хорошо, что два действительно лучших спектакля были разведены по разным номинациям. В итоге «Скрипка Ротшильда» Камы Гинкаса (МТЮЗ) выиграла в «большой форме», «Когда я умирала» Миндаугаса Карбаускиса (Театр п/р О. Табакова) — в малой. Лучшим художником справедливо был назван Сергей Бархин, выстроивший в «Скрипке Ротшильда» целый городок из ладных свежеструганых гробов. Лучшим режиссером стал Миндаугас Карбаускис — «Золотая маска», таким образом, официально подтвердила очевидное: 33-летний Карбаускис, всегда чуравшийся сравнений с ровесниками, не нуждается ни в каких оговорках про новое поколение — он спокойно и уверенно встал вровень с признанными лидерами сегодняшнего русского театра.

Радостно, что «Золотую маску» за лучшую женскую роль получила Ирина Пегова — замечательная Соня из «Дяди Вани» (в постановке опять-таки Карбаускиса). Хотя тут у жюри был трудный выбор: и Евдокия Германова («Когда я умирала»), и Алла Покровская (мхатовские «Мещане») играли в этом сезоне превосходно. Но отдать приз Ирине Пеговой за ее первую большую и значительную роль — это ведь и в самом деле красиво.

Наверняка непросто было выбирать и между работами Валерия Баринова («Скрипка Ротшильда») и Константина Райкина («Ричард III» в «Сатириконе»). Возможно, в этом пункте жюри учло то, что «Скрипка Ротшильда» и так получает две «Золотые маски». Но можно поверить и критикам, смотревшим «Ричарда III» не только на премьере, и со всей ответственностью заявляющим, что сейчас Райкин играет намного мощнее, чем на первых показах. «Ричарду III» достался, кстати, и приз зрительских симпатий, учрежденный компанией Nestle, которая на всех фестивальных показах угощала публику кофе и раздавала анкетки для голосования. 

Наши аплодисменты — решению отдать приз «Новация» спектаклю «Апокалипсис» театра «Тень» (о котором «Ведомости» писали вчера). Очередные овации — спектаклю легендарной Пины Бауш «Мойщик окон» («Золотая маска» за лучшие гастроли сезона).

Хмыкнуть можно разве что по поводу спецприза с формулировкой «за соединение национальных традиций с поэтикой европейского авангарда» — это про якутский «Макбет» по пьесе Ионеско (Саха-театр им. Ойунского). Впрочем, этот бодрый спектакль с отлично тренированными артистами вполне соответствовал спортивному стилю церемонии. Второй спецприз драматическое жюри отдало актеру Александру Ронису, сыгравшему Калафа в «Pro Турандот» Андрея Могучего. Тут хмыкать не станем: забавный был этот Калаф.

От статуса к сути

На 11-м году жизни фестиваль «Золотая маска», похоже, обрел идентичность. Сама процедура отбора, конкурса и показа была хорошо отработана в первое десятилетие. Но сам фестиваль шарахался в поисках собственного смысла. Он то стремился доказать статус национальной театральной премии, помпезно проводя заключительные церемонии на сцене Большого театра, то скатывался к стилю задушевных посиделок актерской братии и награждал себя капустниками на сценах попроще. Теперь статус доказывать уже не надо, и от излишнего официоза можно легко остаться в стороне. На церемонии официальных лиц почти не наблюдалось. Разве что символическое вбрасывание мяча поручили Михаилу Швыдкому.

«Золотая маска» образца 2005 г. стала праздничным, но рабочим мероприятием со здоровым процентом состязательности. Это доказали и качественная работа жюри, и церемония с красивой идеей отражения театральных достижений в зеркале спорта.
Пресса
Рассказ о счастливой Москве, Жанна Филатова, Театральная афиша, 11.2007
Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007
Табаков ищет талантливых детей и режиссеров, Ася Кравченко, Независимая газета, 13.09.2007
Лекарство от попсы, Марина Давыдова, Известия, 13.08.2007
Китайская принцесса выбрала «Самое важное», Алла Шендерова, Коммерсант, 19.06.2007
Небо в алмазах, Катерина Антонова, Театральные Новые Известия, 8.06.2007
Рассказ о счастливой Москве, Евгения Александрова, Weekend.ru, 3.06.2007
Страшно, аж жуть?, Елена Груева, Московский корреспондент, 06.2007
Любовь против коммунизма, Юлия Черникова, Утро.ru, 29.05.2007
«Красная Москва» — город-герой. Посмертно, Елена Дьякова, Новая газета, 28.05.2007
Счастье помогло, Марина Давыдова, Известия, 18.05.2007
Было у Москвы три любовника, Ольга Егошина, Новые известия, 16.05.2007
Девушка «ку-ку» эпохи Москвошвеи, Александра Денисова, Огонек, 14.05.2007
Я люблю Москву, Олег Зинцов, Ведомости, 11.05.2007
Москва без любви, Алена Карась, Российская газета, 11.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лиза Биргер, TimeOut-Москва, 8.05.2007
Одна абсолютно счастливая Москва, Глеб Ситковский, Газета, 8.05.2007
Вспоминайте нас, Итоги, 7.05.2007
Счастье как предчувствие, Елена Ямпольская, Известия, 7.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лилия Валеева, «Новости культуры» (ТК «Культура»), 3.05.2007
Девушка-электричество, Дина Годер, Газета.ru, 2.05.2007
Слеза комсомолки Москвы, Алла Шендерова, Коммерсант, 2.05.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости. Пятница, 27.04.2007
Хранение столичности, Роман Должанский, Коммерсант, 27.04.2007
Ирина Пегова — Москва во плоти, Сергей Конаев, ВАШ ДОСУГ, 27.04.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости, 27.04.2007
Рассказ о счастливой Москве, Елена Ковальская, Афиша, 17.04.2007
Наш ответ оптимистам, Александр Соколянский, Время новостей, 30.03.2007
«Гвоздь» вбили в «Захудалый род», Татьяна Кузнецова, Коммерсант, 14.03.2007
Олигарх из табакерки, Марина Квасницкая, Российская газета, 13.03.2007
Подвал столичного значения, Ирина Алпатова, Культура, 1.03.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Послевкусие «ЗОЛОТОЙ МАСКИ», Борис Тух, Вести недели — день за днем, 8.12.2006
Душа просит сказки, Марина Квасницкая, Россiя, 30.11.2006
Театральный фестиваль — дело живое, Элла Аграновская, Молодежь Эстонии, 18.11.2006
Пять пудов любви, Алла Шендерова, ВАШ ДОСУГ, 25.10.2006
Гоголь по-безруковски?, Марина Лисовец, Невское время, 8.09.2006
Гоголь по-безруковски…, Марина Лисовец, Невское время, 8.09.2006
ГАМЛЕТ. ПОКОЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ, Марина Дмитревская, Час пик, 6.09.2006
ГОГОЛЬ ПО-ХУЛИГАНСКИ, Марина Лисовец, 08.2006
Как важно быть серьезным, Елена Груева, ВАШ ДОСУГ, 29.06.2006
Тополиный пух, жара, хрусталь, Елена Ямпольская, Известия, 27.06.2006
«Похождение» повесы, Коммерсант Weekend, 31.03.2006
Масляков был зрителем, а Табаков — покровителем, Наталия Каминская, Культура, 30.03.2006
Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, 28.03.2006
Табаков поощрил смелость и дерзость, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 28.03.2006
Театральные впечатления Павла Руднева, Павел Руднев, Новый Мир, 1.03.2006
Яна Сексте. ТЕРРОРИСТКА МУСЯ, Анастасия Исаева, ДОМ АКТЕРА, 1.03.2006
Поднимись над суетой, Александр Смольяков, Планета Красота, 1.03.2006
Нежный портрет на фоне смерти, Марина Квасницкая, Россiя, 9.02.2006
Миндаугас Карбаускис и Смерть, Борис Тух, ДЕНЬ за ДНЕМ, 27.01.2006
Место смерти изменить нельзя, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 24.01.2006
Мечты Агафьи Тихоновны, Культура, 12.01.2006
Милость к падшим, Алла Шендерова, ДОМ АКТЕРА, 1.01.2006
Вешал бы кто?!, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.01.2006
Плюшкин с харизмой, Елена Губайдуллина, Планета Красота, 6.2006
Режиссер, который ничего не хочет делать, Светлана Полякова, Независимая газета, 23.12.2005
Жажда жизни, Светлана Тарасова, Досуг & развлечения, 22.12.2005
Пограничное состояние, Алексей Филиппов, Русский Курьер, 19.12.2005
Рассказ о семи повешенных, Кристина Матвиенко, TIME OUT МОСКВА, 14.12.2005
Молодой повеса, Елена Ковальская, АФИША, 13.12.2005
ИГРА В ВЕРЕВОЧКУ ПО-НАШЕМУ, Елена Дьякова, Новая Газета, 12.12.2005
НЕТ СМЕРТИ НА ЗЕМЛЕ, Вера Максимова, Независимая газета, 7.12.2005
Помни о смерти, Итоги, 5.12.2005
А НА НЕЙТРАЛЬНОЙ ПОЛОСЕ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.12.2005
Над морем всходило солнце, Мария Хализева, Экран и сцена, 1.12.2005
Детские игры со смертью, Алена Карась, Российская газета, 1.12.2005
Он пугает, а нам не страшно, Светлана Хохрякова, Культура, 1.12.2005
СМЕРТЕЛЬНЫЙ НОМЕР НЕ ПРОЙДЕТ, Марина Давыдова, Известия, 30.11.2005
Персонаж с петлей на шее, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 30.11.2005
Закончится вешалкой, Глеб Ситковский, Газета, 29.11.2005
Ужу, уму — равно ужасно умирать, Александр Соколянский, Время новостей, 29.11.2005
Смерть как весело, Роман Должанский, Коммерсант, 29.11.2005
Минуты настоящего, Ольга Егошина, Новые Известия, 28.11.2005
«Каждый раз начинаю все с нуля», Ольга Романцова, Газета, 23.11.2005
Уйти и не вернуться, Артем Солнышкин, Досуг & развлечения, 17.11.2005
Смертельные игры, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
Миндаугас Карбаускис: «Премии сродни восхождению на гору», Ирина Воробьева, ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, 1.09.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
Стихотворения в позе, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
Разговаривать не надо, приседайте до упаду…, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТА, Артур Соломонов, Известия, 13.04.2005
О театр, ты спорт!, Алена Карась, Российская газета, 13.04.2005
Мяч с сюрпризом, Ольга Егошина, Новые Известия, 13.04.2005
ЖЮРИ УТКНУЛОСЬ В «ТРЯПИЧНЫЙ УГОЛ», Любовь Лебедина, Труд, 13.04.2005
«Золотые маски» разлетелись по всей стране, Лариса Васильева, Комсомольская правда, 13.04.2005
Здоровый дух, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 13.04.2005
Спортивная"маск"ировочка, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 13.04.2005
ПОБЕДА И УЧАСТИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.04.2005
Триумфы и тренажеры, Анна Гордеева, Время новостей, 13.04.2005
К пьедесталу наперегонки, Глеб Ситковский, Газета, 12.04.2005
ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.04.2005
Кавалеры «Золотой маски», Ирина Корнеева, Российская газета, 12.04.2005
Гадание о «Маске», Александр Соколянский, Время новостей, 12.04.2005
Большой маскарад, Алена Карась, Российская газета, 12.04.2005
Победителям устроили сцену, Роман Должанский, Коммерсант, 12.04.2005
«Иди сюда, буржуазненький наш!», Артур Соломонов, Известия, 1.04.2005
Марафон открытий, Ольга Егошина, Новые Известия, 22.03.2005
Золотая Маска, В.Г., TIME OUT МОСКВА, 21.03.2005
Режиссер Миндаугас Карбаускис: Нас нанимают на время, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.02.2005
Нас нанимают на время, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.02.2005
Режиссер Миндаугас КАРБАУСКИС: НАС НАНИМАЮТ НА ВРЕМЯ, Екатерина Васенина, Новая Газета, 7.02.2005
Бестиарий от слова best, Елена Дьякова, Новая газета, 23.12.2004
Комедия, местами даже фарс, Алена Карась, Российская газета, 22.12.2004
Контрольный выстрел, Олег Зинцов, Ведомости, 22.12.2004
Генеральская дочь, Елена Солнцева, Время новостей, 22.12.2004
Хищница с декадентским изломом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.12.2004
Не спи — проснешься, Марина Давыдова, Известия, 21.12.2004
Пистолет как развлечение, Ольга Егошина, Новые известия, 21.12.2004
Смерть как перекур, Глеб Ситковский, Газета, 21.12.2004
Патология красоты и клиника свободы, Елена Ямпольская, Русский курьер, 20.12.2004
Драма для кукол, Марина Шимадина, Коммерсант, 16.12.2004
Станиславский в своей тарелке, Марина Шимадина, Коммерсант, 9.12.2004
Три вопроса Андрею Смолякову, Денис Белоусов, Досуг&развлечения, 2.12.2004
Кумир с щетиной, Татьяна Коновалова, МК, 25.10.2004
Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004
Машина времени, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 22.09.2004
Чехов из «Табакерки», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2004
Дмитрий Назаров: Интриги — украшение театра, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 6.08.2004
Хотели как лучше…, Елена Ямпольская, Русский курьер, 9.07.2004
Марина Зудина: «Я знаю, что такое любовь», Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004
Легкое дыхание, Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004
Когда мы увидим «небо в алмазах»?, Любовь Лебедина, Труд, 29.05.2004
Люди в склепе, Ирина Алпатова, Культура, 27.05.2004
Дядя Ваня не догнал Олега Табакова, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 26.05.2004
«Дядя Ваня», Марина Мурзина, АиФ-Москва, 26.05.2004
Четвертая стена, пятая стена, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.05.2004
Край или конец света?, Елена Дьякова, Новая Газета, 24.05.2004
Дом восходящего солнца, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 22.05.2004
Радость, которой не миновать, Дина Годер, Газета.Ru, 20.05.2004
Дом окнами в зал, Ольга Егошина, Новые известия, 20.05.2004
«Дядя Ваня» против «Чайки», Марина Райкина, МК, 20.05.2004
Больше жизни, Александр Соколянский, Время новостей, 20.05.2004
Деревенский романс, Алена Карась, Российская газета, 20.05.2004
Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 18.05.2004
Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, 1.05.2004
Когда я умирала, Елена Ковальская, Афиша, 13.02.2004
Смертный путь из грязи в князи, Елена Дьякова, Новая газета, 12.02.2004
Живые и мертвая, Мария Хализева, Вечерний клуб, 29.01.2004
В добрый последний путь!, Ирина Алпатова, Культура, 29.01.2004
Фокус делать не из чего, Дина Годер, Русский журнал, 27.01.2004
Протестанты в «Табакерке», Алена Карась, Российская газета, 27.01.2004
На кладбище и обратно, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.01.2004
Дорога на кладбище, Александр Соколянский, Время новостей, 27.01.2004
Поджечь родную мать, Ольга Егошина, Новые известия, 26.01.2004
Смерть — понятие растяжимое, Марина Давыдова, Известия, 26.01.2004
Вечерами в «Табакерке» озвучивают порнофильмы, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 7.07.2003
Шапочка в кризисе слова, Мария Львова, Вечерний клуб, 3.07.2003
Белый бычок в страшной шапочке, Ирина Алпатова, Культура, 2.07.2003
Порнокино: хор замученных детей, Елена Дьякова, Новая газета, 2.07.2003
Комедия без ошибок, Марина Давыдова, Известия, 27.06.2003
Синхронный перевод, Роман Должанский, Коммерсантъ, 26.06.2003
О любви к метафизике, Алла Шендерова, Экран и сцена, 12.04.2003
Ядерная физика в действии, Нина Агишева, Московские Новости, 5.03.2003
Элементарные частицы, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.02.2003
Неочевидное вероятное, Марина Давыдова, Известия, 26.02.2003
На нарах творчества, Ирина Алпатова, Культура, 30.05.2002
Театр должен быть утоплен, Ольга Романцова, Вести.ru, 27.05.2002
Лицедей, как он есть, Алексей Филиппов, Известия, 16.05.2002
Безумие в день кровяной колбасы, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.05.2002
Драма на гастролях, Ирина Корнеева, Время МН, 15.05.2002
Диагноз — лицедей, Дарья Коробова, Независимая газета, 15.05.2002
Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002
Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002
Одна абсолютно счастливая семья, Глеб Ситковский, 19.01.2002
Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.01.2002
Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 12.01.2002
Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002
Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002
Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002
Старосветская челядь, Мария Хализева, Вечерний клуб, 01.2002
На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер