ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Миндаугас Карбаускис: «Премии сродни восхождению на гору»

Ирина Воробьева, ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, 1.09.2005
Режиссер Миндаугас Карбаускис, чьи спектакли с успехом идут не только в театре-студии под руководством Олега Табакова, но и во МХАТе имени Чехова, считает шумиху вокруг своего имени надуманной. Так или нет — но именно он в этом году получил «Золотую Маску» за режиссуру спектакля «Когда я умирала», поставленного в «Табакерке».

 — Что изменилось после получения «Золотой Маски»?

 — Премии сродни восхождению на гору: лезешь-лезешь, залез, а захочешь слезть — не получится. Подниматься легче, чем спускаться. Ведь после признания и похвал от тебя ожидают большего, начинают другой счет предъявлять, а ты можешь быть к этому счету еще не готов.

 — В чем заключалась главная трудность в работе над спектаклем «Когда я умирала»?

 — Пожалуй, в написании инсценировки параллельно с репетициями. В течение трех месяцев, которые отводились на создание спектакля, утром и днем я репетировал, а вечером писал. Но, с другой стороны, было интересно, а для театра, как мне кажется, полезно отсутствие отдельной, самодостаточной инсценировки. Кроме того, определенная сложность была в том, что Фолкнера я впервые прочел на литовском, на русском же он воспринимался совсем иначе из-за слишком красивого перевода. В переводе на литовский, как, кстати, и в оригинале речь очень простая, грубоватая. В постановке я постарался передать ощущения от книги, прочитанной на литовском.

 — Одни считают, что это спектакль-парадокс — он о смерти, но зрители в зале смеются. С точки зрения других, это размышление на известную тему о том, что человек уходит из этого мира таким же одиноким, как и приходит. .. А что вы для себя открыли в Фолкнере?

 — Мнения о такой литературе и такой истории должны быть разными — здесь нет ни одного ответа, зато задается много вопросов. Мы даже не знаем, отчего она умерла. Может быть, от усталости? Очень интересный образ. Вообще этот роман — кладезь театральный образов. В самом произведении еще больше сюжетных линий, чем в спектакле, но, слава Богу, что смогли сделать, то, что получилось. Создали актерский ансамбль, попробовали создать особый мир. Самое же главное в спектакле, и в этом феномен Фолкнера как автора, что речь идет о живых. Они — главные действующие лица, отсюда и смех в зале. Спектакль про жизнь, которая продолжалась, когда она умирала.

 — Как зарождался спектакль?

 — Я работаю в театре-студии под руководством Табакова и каждый год предлагаю то, что мне интересно. Что до Фолкнера, то первые десять сцен мы сделали со студентами Сергея Женовача (Сергей Женовач ведет в РАТИ курс актеров и режиссеров. — «ВЕСТИ»). Потом я отошел от преподавательства, но наработанный материал остался, я решил продолжить и завершить начатое в «Табакерке».

 — А почему вы решили оставить работу преподавателя?

 — Знаете, недавно открываю журнал «Афиша» с материалом, посвященным выпуску курса Женовача. Огромное количество фотографий — ребята, руководитель курса… и ни одного преподавателя. А их ведь много, и это люди, которые делали мастерскую Фоменко. Я понял, что это — строительство чужого здания, и ушел. Не хотел обрекать себя на то, чтобы потом ходить обиженным.

 — Видимо, «Табакерку», где вы работаете приглашенным режиссером, вы воспринимаете как свое здание, а как началось сотрудничество с театром-студией?

 — По рекомендации моих педагогов, главным образом Евгения Борисовича Каменковича, активно работавшего во МХАТе, Олег Павлович посмотрел студенческий спектакль «Гедда Габлер» и пригласил поработать, спросив, что я хочу сделать. В первом же сезоне я выпустил три спектакля: в театре-студии — «Долгий рождественский обед» и «Лицедеев», во МХАТе — «Старосветских помещиков».

 — По первому образованию вы актер, но в спектаклях в этом качестве не участвуете. Почему?

 — Я пробовал себя в этой роли после окончания театрального училища в Литве. Для профессии актера нужны совсем другой посыл и совершенно иная психология. Я очень «головной». По моему мнению, я плохой актер.

 — Поэтому вы решили отправиться в Москву поступать на режиссуру?

 — Три года я практически сидел без работы и пришел в полное отчаяние, словом, было необходимо что-либо решать относительно дальнейшей жизни. Вообще в Литве очень маленький театральный рынок и если женщина может выйти замуж, родить детей и забыть про актерство, то для мужчины понять в 40-45 лет, что он лишь артист, и денег заработать не в силах, — настоящая трагедия. Кино в Литве нет, у театров бюджеты ограниченны, к тому же их не больше восьми, что не соответствует количеству выпускаемых каждый год артистов. Некоторые подрабатывают на телевидении, но для этого нужен особый талант. Возможно, окажись я в России сразу же после училища, моя судьба сложилась бы иначе. В Литве же наш курс вообще нигде не ждали. У преподавателей не было театров, в которые они могли бы порекомендовать своих студентов. Конкурсов, подобным московским, когда можно прийти в любой театр в определенные дни и показать себя, в Литве не практикуют. Так что дорога в храм искусства была непонятна. Постараться попасть куда-либо через режиссера? Но ведущих режиссеров всего пять и ни одному из них ты не нужен. Кто-то из знакомых посоветовал мне посидеть в театральном буфете, чтобы получить роль. Помню, я спросил, а на какой день это произойдет. Мне ответили, что, наверное, на пятый. Четыре дня я провел в буфете национального театра, разговаривал с артистами, меня начали воспринимать как штатного собрата, и на пятый день, в самом деле, предложили репетировать.

 — Что повлияло на выбор театрального вуза? Вы росли в театральной семье?

 — Профессии родителей к театру отношения не имеют. Отец 18 лет возглавлял колхоз, ныне коммерческое хозяйство. Называется оно «Наисиай» и находится в двух километрах от Горы крестов. А мама работала дефектологом. Но отец очень увлечен театром. До сих пор, приезжая в Москву, смотрит около десяти спектаклей, иногда по два спектакля в день — днем и вечером. Видимо, его увлечение на мне сказалось.

 — Театр произвел настолько сильное впечатление, что пошли в актеры?

 — Если бы театр производил на меня впечатление, я бы зрителем, наверное, оставался. Я заинтересовался театральной технологией, театром как профессией, а чем больше его узнаешь, тем меньше впечатляешься. По два спектакля в день по примеру отца никогда не смотрел. Мне к тому же очереди в гардероб очень не нравились.

 — Но как все же человек, который не испытывал особых восторгов в отношении театра, подался в артисты?

 — Было три брата — два умных, а третий артист.

 — И как родители отреагировали на ваше решение?

 — Пробовали помогать, взяток не давали, но связи задействовали. Меня ведь не принимали, я этюд сделать не мог, правда, стихи читал хорошо. С родительской помощью или нет, но в училище я поступил. Замечу, что это был 1990 год, когда вузы Литвы в ожидании скорой независимости республики специально набирали на десять ребят больше, чтобы они избежали советской армии. После развала Союза большинство принятых сверх плана выгнали.

 — Чем сейчас заняты?

 — Готовим к постановке «Рассказ о семи повешенных» Леонида Андреева и «Мертвые души».

 — В чем основная трудность в работе над спектаклем по мотивам главного произведения Гоголя?

 — Сложно найти ответ на вопрос «Что делать с вдохновением автора?». В этом романе многое от вдохновения, поэтому очень, очень трудно логически отследить все нити. Кроме того, все всё о «Мертвых душах» знают, и это тоже сложности создает. По всем составляющим выходит капкан, но посмотрим, как получится. Очень интересно.

 — На «Золотую Маску» номинировался еще один ваш спектакль — «Дядя Ваня», поставленный на сцене МХАТа. Во время работы вам мешало влияние других режиссеров?

 — Я очень хорошо помню «Дядю Ваню» Някрошюса, и этот спектакль действительно давлел, но только в начале работы, потом мы побрели, как мне кажется, по своему пути. Для меня это очень простая, понятная пьеса. Мне знакома жизнь, когда время не движется. Я знаю людей, которые так живут, я и сам так жил. 

 — Предложение поставить «Дядю Ваню» исходило от вас?

 — Да, и Олег Павлович на него откликнулся. В этом спектакле вообще все удачно связалось. И Шейнцис с Лешей Кондратьевым придумали замечательную сценографию (Олег Шейнцис и Алексей Кондратьев — художники-постановщики. — «ВЕСТИ»), и музыка Пускунигиса интересно легла.

 — Что для вас означают слова «невостребованный спектакль»?

 — Не нужный людям, непонятный по менталитету, спектакль, вокруг которого нет ажиотажа, какого-то мира не только в нем самом, но и вокруг него. Для меня такими спектаклями были «Синхрон» и «Гедда Габлер», уже в процессе работы над ними начались психологические проблемы, приходилось надрываться, некрасиво потеть, в результате и спектакли получились с надрывом.

 — Многие мэтры театра и кино отмечают, что зрители отдают предпочтение произведениям легкого жанра, не заставляющим размышлять. «Когда я умирала» к таковым не относятся, и тем не менее зал полный. Ваша публика — исключение?

 — Я не верю в нашествие зрителя-дурака, жаждущего, чтобы его отупляли, хотя время, конечно, накладывает свой отпечаток. Что до «Когда я умирала», то для некоторых он труден. После антракта 11-15 человек, как правило, уходят, и никакая премия мне этого не компенсирует. Каждый раз я пытаюсь объяснить их поведение. Двое могут не выдержать духоты, а остальные? Где и что я не доделал? Может, где-то запугал или запутал? Хотелось бы, конечно, зрителей о причине спросить. Но, по-моему, решив прийти в театр, следует доверять авторам. Я не собираюсь угождать зрителю, я ему доверяю, и от него жду того же. Если же взаимного доверия нет, то становится очень обидно. Но спектакль живой, а это самое главное.

 — В начале лета театр выезжал на гастроли с «Когда я умирала» в Тбилиси. Там ситуация повторилась?

 — Даже три человека не ушли. Вообще спектакль приняли восторженно. Аплодировали и смысловым поворотам, и мизансценам, например, сцене смерти, что очень приятно. Актеры, откликнувшись на столь чуткое восприятие зрителя, играли с еще большей отдачей. У грузинского театра великая история, он оказал огромное влияние на русский театр, грузинский зритель избалован хорошим театром, поэтому я очень волновался перед гастролями. Наверное, в Тбилиси такому восприятию способствовало и присутствие там узнаваемых в спектакле элементов — горных рек, непроходимых дорог. Люди отчасти смотрели историю про себя.

 — Во время учебы на курсе Петра Фоменко вы поставили «Гедду Габлер», возобновленную в его театре-студии. Какие еще ваши спектакли он видел и что сказал?

 — Ни одного не видел.

 — Звали?

 — Звал, но надо три раза звать, а я не понимаю, почему. Я вообще не понимаю — почему надо начинать звать и отчего все обижаются, когда не зовешь. Если тебе интересно — иди. Я очень волнуюсь, когда выпускаюсь, и никого не приглашаю на премьеру. Можно же подумать о другом человеке, о том, что какие-то вещи не в его характере. Он другой, а начинается эдакий театральный роман.

 — Кто ваши любимые режиссеры?

 — Все режиссеры мной любимы. Это люди с иссеченной душой, поэтому, как только я узнаю, что какой-либо человек — режиссер, мне его уже жалко, и я его люблю. Шутка.
Пресса
Рассказ о счастливой Москве, Жанна Филатова, Театральная афиша, 11.2007
Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007
Табаков ищет талантливых детей и режиссеров, Ася Кравченко, Независимая газета, 13.09.2007
Лекарство от попсы, Марина Давыдова, Известия, 13.08.2007
Китайская принцесса выбрала «Самое важное», Алла Шендерова, Коммерсант, 19.06.2007
Небо в алмазах, Катерина Антонова, Театральные Новые Известия, 8.06.2007
Рассказ о счастливой Москве, Евгения Александрова, Weekend.ru, 3.06.2007
Страшно, аж жуть?, Елена Груева, Московский корреспондент, 06.2007
Любовь против коммунизма, Юлия Черникова, Утро.ru, 29.05.2007
«Красная Москва» — город-герой. Посмертно, Елена Дьякова, Новая газета, 28.05.2007
Счастье помогло, Марина Давыдова, Известия, 18.05.2007
Было у Москвы три любовника, Ольга Егошина, Новые известия, 16.05.2007
Девушка «ку-ку» эпохи Москвошвеи, Александра Денисова, Огонек, 14.05.2007
Я люблю Москву, Олег Зинцов, Ведомости, 11.05.2007
Москва без любви, Алена Карась, Российская газета, 11.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лиза Биргер, TimeOut-Москва, 8.05.2007
Одна абсолютно счастливая Москва, Глеб Ситковский, Газета, 8.05.2007
Вспоминайте нас, Итоги, 7.05.2007
Счастье как предчувствие, Елена Ямпольская, Известия, 7.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лилия Валеева, «Новости культуры» (ТК «Культура»), 3.05.2007
Девушка-электричество, Дина Годер, Газета.ru, 2.05.2007
Слеза комсомолки Москвы, Алла Шендерова, Коммерсант, 2.05.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости. Пятница, 27.04.2007
Хранение столичности, Роман Должанский, Коммерсант, 27.04.2007
Ирина Пегова — Москва во плоти, Сергей Конаев, ВАШ ДОСУГ, 27.04.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости, 27.04.2007
Рассказ о счастливой Москве, Елена Ковальская, Афиша, 17.04.2007
Наш ответ оптимистам, Александр Соколянский, Время новостей, 30.03.2007
«Гвоздь» вбили в «Захудалый род», Татьяна Кузнецова, Коммерсант, 14.03.2007
Олигарх из табакерки, Марина Квасницкая, Российская газета, 13.03.2007
Подвал столичного значения, Ирина Алпатова, Культура, 1.03.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Послевкусие «ЗОЛОТОЙ МАСКИ», Борис Тух, Вести недели — день за днем, 8.12.2006
Душа просит сказки, Марина Квасницкая, Россiя, 30.11.2006
Театральный фестиваль — дело живое, Элла Аграновская, Молодежь Эстонии, 18.11.2006
Пять пудов любви, Алла Шендерова, ВАШ ДОСУГ, 25.10.2006
Гоголь по-безруковски?, Марина Лисовец, Невское время, 8.09.2006
Гоголь по-безруковски…, Марина Лисовец, Невское время, 8.09.2006
ГАМЛЕТ. ПОКОЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ, Марина Дмитревская, Час пик, 6.09.2006
ГОГОЛЬ ПО-ХУЛИГАНСКИ, Марина Лисовец, 08.2006
Как важно быть серьезным, Елена Груева, ВАШ ДОСУГ, 29.06.2006
Тополиный пух, жара, хрусталь, Елена Ямпольская, Известия, 27.06.2006
«Похождение» повесы, Коммерсант Weekend, 31.03.2006
Масляков был зрителем, а Табаков — покровителем, Наталия Каминская, Культура, 30.03.2006
Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, 28.03.2006
Табаков поощрил смелость и дерзость, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 28.03.2006
Театральные впечатления Павла Руднева, Павел Руднев, Новый Мир, 1.03.2006
Яна Сексте. ТЕРРОРИСТКА МУСЯ, Анастасия Исаева, ДОМ АКТЕРА, 1.03.2006
Поднимись над суетой, Александр Смольяков, Планета Красота, 1.03.2006
Нежный портрет на фоне смерти, Марина Квасницкая, Россiя, 9.02.2006
Миндаугас Карбаускис и Смерть, Борис Тух, ДЕНЬ за ДНЕМ, 27.01.2006
Место смерти изменить нельзя, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 24.01.2006
Мечты Агафьи Тихоновны, Культура, 12.01.2006
Милость к падшим, Алла Шендерова, ДОМ АКТЕРА, 1.01.2006
Вешал бы кто?!, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.01.2006
Плюшкин с харизмой, Елена Губайдуллина, Планета Красота, 6.2006
Режиссер, который ничего не хочет делать, Светлана Полякова, Независимая газета, 23.12.2005
Жажда жизни, Светлана Тарасова, Досуг & развлечения, 22.12.2005
Пограничное состояние, Алексей Филиппов, Русский Курьер, 19.12.2005
Рассказ о семи повешенных, Кристина Матвиенко, TIME OUT МОСКВА, 14.12.2005
Молодой повеса, Елена Ковальская, АФИША, 13.12.2005
ИГРА В ВЕРЕВОЧКУ ПО-НАШЕМУ, Елена Дьякова, Новая Газета, 12.12.2005
НЕТ СМЕРТИ НА ЗЕМЛЕ, Вера Максимова, Независимая газета, 7.12.2005
Помни о смерти, Итоги, 5.12.2005
А НА НЕЙТРАЛЬНОЙ ПОЛОСЕ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.12.2005
Над морем всходило солнце, Мария Хализева, Экран и сцена, 1.12.2005
Детские игры со смертью, Алена Карась, Российская газета, 1.12.2005
Он пугает, а нам не страшно, Светлана Хохрякова, Культура, 1.12.2005
СМЕРТЕЛЬНЫЙ НОМЕР НЕ ПРОЙДЕТ, Марина Давыдова, Известия, 30.11.2005
Персонаж с петлей на шее, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 30.11.2005
Закончится вешалкой, Глеб Ситковский, Газета, 29.11.2005
Ужу, уму — равно ужасно умирать, Александр Соколянский, Время новостей, 29.11.2005
Смерть как весело, Роман Должанский, Коммерсант, 29.11.2005
Минуты настоящего, Ольга Егошина, Новые Известия, 28.11.2005
«Каждый раз начинаю все с нуля», Ольга Романцова, Газета, 23.11.2005
Уйти и не вернуться, Артем Солнышкин, Досуг & развлечения, 17.11.2005
Смертельные игры, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
Миндаугас Карбаускис: «Премии сродни восхождению на гору», Ирина Воробьева, ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, 1.09.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
Стихотворения в позе, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
Разговаривать не надо, приседайте до упаду…, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТА, Артур Соломонов, Известия, 13.04.2005
О театр, ты спорт!, Алена Карась, Российская газета, 13.04.2005
Мяч с сюрпризом, Ольга Егошина, Новые Известия, 13.04.2005
ЖЮРИ УТКНУЛОСЬ В «ТРЯПИЧНЫЙ УГОЛ», Любовь Лебедина, Труд, 13.04.2005
«Золотые маски» разлетелись по всей стране, Лариса Васильева, Комсомольская правда, 13.04.2005
Здоровый дух, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 13.04.2005
Спортивная"маск"ировочка, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 13.04.2005
ПОБЕДА И УЧАСТИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.04.2005
Триумфы и тренажеры, Анна Гордеева, Время новостей, 13.04.2005
К пьедесталу наперегонки, Глеб Ситковский, Газета, 12.04.2005
ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.04.2005
Кавалеры «Золотой маски», Ирина Корнеева, Российская газета, 12.04.2005
Гадание о «Маске», Александр Соколянский, Время новостей, 12.04.2005
Большой маскарад, Алена Карась, Российская газета, 12.04.2005
Победителям устроили сцену, Роман Должанский, Коммерсант, 12.04.2005
«Иди сюда, буржуазненький наш!», Артур Соломонов, Известия, 1.04.2005
Марафон открытий, Ольга Егошина, Новые Известия, 22.03.2005
Золотая Маска, В.Г., TIME OUT МОСКВА, 21.03.2005
Режиссер Миндаугас Карбаускис: Нас нанимают на время, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.02.2005
Нас нанимают на время, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.02.2005
Режиссер Миндаугас КАРБАУСКИС: НАС НАНИМАЮТ НА ВРЕМЯ, Екатерина Васенина, Новая Газета, 7.02.2005
Бестиарий от слова best, Елена Дьякова, Новая газета, 23.12.2004
Комедия, местами даже фарс, Алена Карась, Российская газета, 22.12.2004
Контрольный выстрел, Олег Зинцов, Ведомости, 22.12.2004
Генеральская дочь, Елена Солнцева, Время новостей, 22.12.2004
Хищница с декадентским изломом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.12.2004
Не спи — проснешься, Марина Давыдова, Известия, 21.12.2004
Пистолет как развлечение, Ольга Егошина, Новые известия, 21.12.2004
Смерть как перекур, Глеб Ситковский, Газета, 21.12.2004
Патология красоты и клиника свободы, Елена Ямпольская, Русский курьер, 20.12.2004
Драма для кукол, Марина Шимадина, Коммерсант, 16.12.2004
Станиславский в своей тарелке, Марина Шимадина, Коммерсант, 9.12.2004
Три вопроса Андрею Смолякову, Денис Белоусов, Досуг&развлечения, 2.12.2004
Кумир с щетиной, Татьяна Коновалова, МК, 25.10.2004
Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004
Машина времени, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 22.09.2004
Чехов из «Табакерки», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2004
Дмитрий Назаров: Интриги — украшение театра, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 6.08.2004
Хотели как лучше…, Елена Ямпольская, Русский курьер, 9.07.2004
Марина Зудина: «Я знаю, что такое любовь», Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004
Легкое дыхание, Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004
Когда мы увидим «небо в алмазах»?, Любовь Лебедина, Труд, 29.05.2004
Люди в склепе, Ирина Алпатова, Культура, 27.05.2004
Дядя Ваня не догнал Олега Табакова, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 26.05.2004
«Дядя Ваня», Марина Мурзина, АиФ-Москва, 26.05.2004
Четвертая стена, пятая стена, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.05.2004
Край или конец света?, Елена Дьякова, Новая Газета, 24.05.2004
Дом восходящего солнца, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 22.05.2004
Радость, которой не миновать, Дина Годер, Газета.Ru, 20.05.2004
Дом окнами в зал, Ольга Егошина, Новые известия, 20.05.2004
«Дядя Ваня» против «Чайки», Марина Райкина, МК, 20.05.2004
Больше жизни, Александр Соколянский, Время новостей, 20.05.2004
Деревенский романс, Алена Карась, Российская газета, 20.05.2004
Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 18.05.2004
Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, 1.05.2004
Когда я умирала, Елена Ковальская, Афиша, 13.02.2004
Смертный путь из грязи в князи, Елена Дьякова, Новая газета, 12.02.2004
Живые и мертвая, Мария Хализева, Вечерний клуб, 29.01.2004
В добрый последний путь!, Ирина Алпатова, Культура, 29.01.2004
Фокус делать не из чего, Дина Годер, Русский журнал, 27.01.2004
Протестанты в «Табакерке», Алена Карась, Российская газета, 27.01.2004
На кладбище и обратно, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.01.2004
Дорога на кладбище, Александр Соколянский, Время новостей, 27.01.2004
Поджечь родную мать, Ольга Егошина, Новые известия, 26.01.2004
Смерть — понятие растяжимое, Марина Давыдова, Известия, 26.01.2004
Вечерами в «Табакерке» озвучивают порнофильмы, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 7.07.2003
Шапочка в кризисе слова, Мария Львова, Вечерний клуб, 3.07.2003
Белый бычок в страшной шапочке, Ирина Алпатова, Культура, 2.07.2003
Порнокино: хор замученных детей, Елена Дьякова, Новая газета, 2.07.2003
Комедия без ошибок, Марина Давыдова, Известия, 27.06.2003
Синхронный перевод, Роман Должанский, Коммерсантъ, 26.06.2003
О любви к метафизике, Алла Шендерова, Экран и сцена, 12.04.2003
Ядерная физика в действии, Нина Агишева, Московские Новости, 5.03.2003
Элементарные частицы, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.02.2003
Неочевидное вероятное, Марина Давыдова, Известия, 26.02.2003
На нарах творчества, Ирина Алпатова, Культура, 30.05.2002
Театр должен быть утоплен, Ольга Романцова, Вести.ru, 27.05.2002
Лицедей, как он есть, Алексей Филиппов, Известия, 16.05.2002
Безумие в день кровяной колбасы, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.05.2002
Драма на гастролях, Ирина Корнеева, Время МН, 15.05.2002
Диагноз — лицедей, Дарья Коробова, Независимая газета, 15.05.2002
Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002
Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002
Одна абсолютно счастливая семья, Глеб Ситковский, 19.01.2002
Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.01.2002
Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 12.01.2002
Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002
Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002
Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002
Старосветская челядь, Мария Хализева, Вечерний клуб, 01.2002
На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер