Режиссеры

Мечты Агафьи Тихоновны

, 12.01.2006
В канун Нового года мы по сложившейся традиции предложили ведущим театральным обозревателям столичных средств массовой информации проанализировать и оценить свои впечатления от первой половины театрального сезона 2005/06 года, обнародовать свои предпочтения, поделиться разочарованиями, проследить тенденции. Театральным критикам было предложено три вопроса:

1. Событие сезона (спектакль, работа режиссера, художника, актера, фестиваль, гастроли, книга и т.п.).
2. Провал сезона.
3. Персона сезона.

В опросе приняли участие одиннадцать обозревателей, которые наиболее активно участвуют в московском театрально-критическом процессе, пристально следят за всеми сценическими событиями и регулярно высказывают свое авторитетное мнение на страницах газет и журналов, а также в теле- и радиоэфире.

Ольга ГАЛАХОВА, «ДА»

1. Спектакль «Между собакой и волком», поставленный Андреем Могучим по прозе Саши Соколова (Санкт-Петербург, Формальный театр) и показанный в Москве в рамках фестиваля NET, — событие театральной жизни. Наконец родился спектакль, в котором сосуществуют изощренность театральной лексики, обогащенная подлинной культурой авангарда, и глубокое сопереживание человеку, затерянному в российских просторах.
Из московских впечатлений — спектакль Миндаугаса Карбаускиса «Рассказ о семи повешенных» Л. Андреева в Театре п/р О. Табакова. Ученик Петра Фоменко набирается опыта, мастерства и также обещает стать режиссером со своим мировоззрением.
Две актерские работы Яны Сексте и Дарьи Калмыковой — серьезная заявка на то, чтобы пристальней отнестись к этим актрисам и театру, и критике. Им сейчас особенно нужны роли, чтобы способности недавних учениц Школы-студии развились.
Из зарубежных гастролей спектакль «Эмилия Галотти» Лессинга (Дойчес-театр, Берлин) режиссера Михаэля Тальхаймера — пример того, как через собственную классику возможно говорить о современном состоянии мира современным театральным языком. «Дни Кантора в Москве» — подарок польских коллег. В течение недели в Центре им. Вс. Мейерхольда выступали с докладами польские театроведы и актеры о творчестве Кантора, а также были показаны записи спектаклей выдающегося режиссера. Трудно переоценить случившееся, поскольку в эти дни восстанавливался в правах целый период не только польского, но и мирового театра. Есть надежда, что театральное сообщество повернется к специализированным изданиям о театре, которые пока чудом выживают и сохраняют пространство для аналитических размышлений. Есть надежда, что журнал «Театр» будут все больше читать, поскольку стосковались по серьезному разговору. В последнем номере статья Натальи Казьминой «Голый пионер» вполне могла бы номинироваться как одна из лучших статей сезона.
Важным шагом является и тот факт, что НИИ искусствознания выпущен сборник “PRO SCENIUM” (составитель и ответственный редактор В. Максимова, редактор Н. Казьмина).
Трехтомник Натальи Крымовой — еще одно важное событие, поскольку возвращает нас ко времени подлинных авторитетов в критике.
Открытие в ЦДА им. А. А. Яблочкиной. Бал у Фамусова, который состоялся в Доме актера, возвратил традиции угасающей сатиры (автор версии «Горе от ума» Вадим Жук).

2. Зашкаливает количество театров без программы, без убеждений, без символа веры. Это с одной стороны. С другой — внедряемые реформы добьют и репертуарный театр.

3. Вера Кузьминична Васильева, отметившая свой юбилей в октябре, остается образцом такта, высокого служения театру, умеет держать форму и удар. Никогда на зло не отвечает злом, элегантно проходит все опасные рифы в театре. Радуется успеху других. Мечтает о новых ролях.
Василий Бочкарев не устает восхищать своим выдающимся мастерством.


Елена ГРУЕВА, «Ваш досуг»

1. Слава богу, у этого сезона уже есть событие — спектакль Миндаугаса Карбаускиса «Рассказ о семи повешенных»: удивительная работа и с точки зрения ансамбля, и с точки зрения преображения второразрядной прозы в первоклассный театральный текст. Да и с любых точек зрения — это крупная работа.
Не могу не сказать, что «Господа Головлевы» — тоже событие. Трудная (в том числе и для восприятия) и весьма серьезная работа Серебренникова. И спектакль Генриетты Яновской"Трамвай «Желание» хорош.

2. Их много, хотя прошлый сезон нас уже приучил, что из обилия откровенной халтуры трагедию делать не стоит. Но все-таки выделить хочется: «Мера за меру» (Игорь Яцко), «Повелитель мух» (Александр Огарев) и наглую поделку Ольги Субботиной «Чокнутые королевы» (жалко хороших актрис).

3. Конечно, Карбаускис — см. выше. Но хотелось бы отметить и новые лица: дебют Алексея Комашко в «Рассказе о семи повешенных» — на удивление в его годы тонкая работа. И отличные работы Елены Лядовой (Стела) и Игоря Балалаева (Митч) в тюзовском «Трамвае».


Екатерина ДМИТРИЕВСКАЯ, «Экран и сцена»

1. События сезона — увы! — случались не на отечественных театрах, а на международных фестивалях. Назову «Отелло» Люка Персиваля («Балтийский дом») — умный, изысканный, волнующий, с потрясающим пианистом-импровизатором Йенсом Томасом, «К Пентесилее» Эрика Лакаскада с бесстрашной Дариа Липпи, «Эмилию Галотти» Михаэля Тальхаймера (NET — Новый европейский театр), в которых совершенная форма и новые технологии не затмевают глубокий смысл и содержательность спектаклей.

2. Провалов у нас не бывает. Всегда найдется кто-то, кому по душе то, что другому кажется провалом. Руководствуясь собственным опытом, стараюсь не ходить на спектакль, если не верю, что режиссер справится с заявленным материалом.

3. Артист Василий Бочкарев в своих последних работах на сцене Малого. Восхищают его удивительные легкость и точность существования на сцене.


Роман ДОЛЖАНСКИЙ, «Коммерсантъ»

1. Половина сезона позади, а открытий чудных пока немного. Хвалить «Эмилию Галотти» и «Между собакой и волком» Андрея Могучего мне, как арт-директору фестиваля NET, неэтично. Тем не менее считаю показы этих спектаклей важными событиями московской театральной жизни последних месяцев. Можно было бы назвать Кирилла Серебренникова с «Головлевыми» или Миндаугаса Карбаускиса с «Повешенными», но это вроде как халтурный ответ: оба режиссера уже несколько лет служат палочками-выручалочками для критиков при ответе на такие опросы. К счастью, есть еще"Трамвай «Желание» Генриетты Яновской. Я очень рад за Генриетту Наумовну, выдающегося мастера театра. Она последние годы находилась, по-моему, не в лучшем профессиональном расположении духа — и вот отличный спектакль, с внятным и умным решением, хорошими актерскими работами. Такого театра сейчас почти не делают — секрет забыли. Порадовал спектакль Евгения Писарева «Одолжите тенора» в Театре имени Пушкина: можно же делать коммерческие спектакли, не греша против приличий. 

2. В основном встречаются не провалы, а провальчики — и сразу забываются.

3. Сезон продолжается, так что пока, с вашего позволения, отшучусь — ноги Николая Цискаридзе в Лиликанском театре.


Марина ЗАЙОНЦ, «Итоги»

1. Слово «события» давно уже стоит заменить на что-то более подходящее к ситуации, в которой мы живем и трудимся, так сказать, не покладая рук. В старом, традиционном смысле их (событий) нет уже несколько лет как. Но это не значит, что мир рухнул, культура катится в тартарары, а театральный сезон ужасный. Значит, есть за что? Вот и сейчас, в первой половине сезона 2005/06 года, было несколько хороших спектаклей. Например,"Трамвай «Желание» у Генриетты Яновской. Внятное, сильное и очень личное высказывание, как говорится, о времени и о себе. Или «Рассказ о семи повешенных» Миндаугаса Карбаускиса в Табакерке, может быть, самый цельный и значительный из его спектаклей. Или дивный, трогательный и смешной «Мнимый больной» Сергея Женовача в Малом театре, и там же восхитительная актерская работа Василия Бочкарева. Ну и наконец, недавний «Гамлет» в МХТ им. Чехова, вызвавший столь бурную и по большей части негативную критику. Мне кажется, это несправедливо. Он, конечно, очень неровный, но уж точно не бессмысленный. Несколько сцен из этого спектакля, несомненно, будут долго помниться, так здорово придуманы. И Хабенский, по-моему, отлично играет, и у Трухина есть прекрасные моменты, и Голуб здесь в каком-то новом для себя качестве выходит. Как все это не оценить? А вот еще — молодые. Только начинающие свою жизнь в режиссуре. Некоторые из них продемонстрировали серьезное отношение к делу, хорошую выучку и профессионализм, умение зажечь и увлечь актеров — это ли не радость: «Одолжите тенора» Евгения Писарева в Театре им. Пушкина, «Гедда Габлер» Ирины Керученко, что показывают теперь в Центре им. Мейерхольда, «Дурочка» Рузанны Мовсесян в Театре Сатирикон. Это ни в коем случае не шедевры, но, как уже говорилось, не о том речь ведем.

2. Мелким, обыденным провалам несть числа. Стоит ли перечислять? А громких, из ряда вон выходящих, кажется, и не случилось.

3. Наверное, Кама Гинкас, ученицы (представители мужского пола почему-то выступают с меньшим успехом) которого как раз и демонстрируют отменную выучку (см. пункт 1). Все-таки о будущем театра речь идет, это не шутки.


Григорий ЗАСЛАВСКИЙ, «Независимая газета»

1. Событие — когда неудача или неполная удача — дороже иных побед. Речь — о "Трамвае «Желание» Т. Уильямса в постановке Генриетты Яновской, чрезвычайно серьезной работе, которую, увы, нельзя назвать удачей. Но это очень интересное понимание и истолкование автора, знавшего толк в сложных человеческих отношениях. В спектакле это движение к сложности есть, и оно — вразрез с упрощением иных режиссеров. Скажем, у Серебренникова в «Головлевых» Миронов играет, уж конечно, не Иудушку. Скорее, Плюшкина. Кстати, вот событие: Плюшкин в исполнении Костолевского. Из грустных для меня событий — уход Баринова из Малого. Не знаю подробностей: жалею, так как Малый — театр его масштаба, его манеры, его, если угодно, души. Событие — «Сентябрь.doc» у нас, и еще в Польше я увидел поразительный по психологической точности, ансамблевости игры спектакль Кшиштофа Варликовского «Клум». Рад был открытию Театра «Практика», хотя тактически Эдуард Бояков, думаю, не выиграл, когда открывал театр своей собственной постановкой.

2. Неинтересно выбирать худшего, интереснее, конечно, думать о несоответствии ожиданиям. Пока все, что выходит (из того, что я видел), ниже возложенных больших или даже небольших надежд.

3. Как ни странно — Дмитрий Крымов, который успешно доказывает вроде бы банальность: театр спасут любители. Для этого, впрочем, надо сильно любить. Его спектакль «Донкий Хот» — редкая удача трогательного рассказа простыми, подручными средствами об общечеловеческом. Это и очень мило, и талантливо.


Алиса НИКОЛЬСКАЯ, независимый критик

1. Открытие Театра «Практика»: Эдуард Бояков «на практике» продемонстрировал собственную продюсерскую состоятельность и отличное художественное чутье. «Эмилия Галотти» Михаэля Тальхаймера и «К Пентиселее» Эрика Лакаскада на фестивале NET: сочетание современных технологий и высококлассной актерской игры. Алла Покровская в «Господах Головлевых» Кирилла Серебренникова и Михаил Трухин в «Гамлете» Юрия Бутусова в МХТ им. Чехова: именно по хрестоматийным ролям лучше всего видно мастерство артиста. Фестивали ЦЕХ и «Новая драма»: оба смотра не претендуют на «собрание образцов высокого искусства», это фестивали-процессы, здесь удачно идет активный поиск нового театрального языка. «Гедда Габлер» Ирины Керученко и «Подземный бог» Антона Коваленко в ЦИМе — выпускники режиссерской мастерской Камы Гинкаса — ярко и умно заявили о себе. «ДОК/ТОР» Владимира Панкова в Театре. doc.

2. «Мнимый больной» в Малом — апофеоз пошлости; однако здесь это уже не провал, а тенденция. «Повелитель мух» в Российском Молодежном — печальный случай, когда режиссер, обладавший мастерством и вкусом, лишился таковых в одночасье. «Мера за меру» в Театре киноактера — четыре часа малохудожественной самодеятельности.

3. Эдуард Бояков. В рекордные сроки не просто открыл театр, но сделал его одним из самых неоднозначных, интригующих и как следствие посещаемых.


Александр СОКОЛЯНСКИЙ, «Время новостей»

1. Год прошел довольно пресно. Главным его событием, я думаю, следует считать не какой-либо из спектаклей, а появление театральных новообразований. Мастерская С. Женовача стала Студией театрального искусства. Открылся Театр «Практика». Переехал в новое здание Театр “Et Cetera”, можно надеяться, что там он обретет какие-то новые качества. Предновогодний оптимизм обязывает думать: вот она, та самая микросекунда, когда стартовый пистолет уже выстрелил, а бегуны еще не рванулись с места.

2. См. пункт первый: в смысле провалов все еще более пресно. Привычная язвительность обязывает думать: вот она, та самая микросекунда, когда рука уже дернула кольцо, а голова еще не обнаружила отсутствие парашюта.

3. Опять же см. пункт первый, но в расширенном виде: после «Донкого Хота» из, скажем так, анимационных спектаклей Дмитрия Крымова понемногу вырисовался образ довольно новой и довольно увлекательной театральной идеи. Назвать Крымова «Персоной года», может быть, и слишком, но почему бы не помечтать: если к изобретательности Дмитрия Анатольевича прибавить педагогический талант Сергея Васильевича, организационные возможности Александра Александровича да еще хорошего нового драматурга — допустим, Антона Павловича, — ох! однако ж высоко! Ну еще не так высоко, только один фундамент, да и тот низенький. 


Артур СОЛОМОНОВ, «Известия»

1. «Господа Головлевы» в МХТ — одна из лучших, сосредоточенных и серьезных работ Кирилла Серебренникова."Трамвай «Желание» в ТЮЗе — пример блестящей режиссуры и, к сожалению, пока не дотягивающей до ее уровня актерской игры. Молодые актеры Сатирикона, которые в спектаклях «Страна любви» и «Дурочка» наряду с ошибками и просчетами показывают, что ко многим из них можно питать надежды в будущем. И конечно, создание Студии театрального искусства из курса Сергея Женовача в РАТИ. Выход трехтомника Натальи Крымовой.
Из немосковских, но, мне кажется, очень важных событий: «Рождественский фестиваль» в Новосибирске — один из лучших нестоличных фестивалей. В такой огромной стране, как наша, нужно всячески содействовать тому, чтобы культурные события не стягивались к одному, максимум — к двум центрам. Гастроли спектаклей Валерия Фокина в Варшаве — приятно было видеть, какой успех имеют спектакли нашего режиссера в Польше. Тем более в тот момент, когда русский театр отчетливо теряет свои позиции в мире.

2. Чтобы случился «провал», провалившемуся нужно иметь некоторую высоту. Таких провалов не было, а неудач и просто плохих спектаклей — немало. К неудачам я бы отнес «Гамлета» в МХТ, поскольку с ним были связаны некоторые надежды: на то, что команда Юрия Бутусова вспомнит старые победы и что участие в сериалах не оказало на способности актеров — Михаила Трухина, Михаила Пореченкова, Константина Хабенского — фатального влияния (в конце концов, актеры всегда снимались, и редко — в качественном кино). То, что создал режиссер, выглядит убедительно, но настоящей режиссурой на спектакле занимается публика, которая провоцирует актеров на проявления актерского нарциссизма.

3. Олег Табаков. И дело, конечно, не в его юбилее, который отметили с невиданным размахом, а в том, что он по-прежнему остается поставщиком главных театральных событий разного качества и калибра.


Наталья СТАРОСЕЛЬСКАЯ, «Страстной бульвар, 10»

1. Для меня главным и бесспорным событием стал спектакль Владислава Пази «Оскар и розовая дама» с Алисой Фрейндлих, показанный в Москве в рамках Международного Чеховского фестиваля. Уже давно у Алисы Фрейндлих не было роли подобного масштаба, в которой она проигрывала бы несколько жизней, но и работа режиссера представляется безукоризненной. В числе событий стоит назвать и другие спектакли — «Дракулу» Валерия Беляковича, например. Режиссер сумел прочитать довольно известный «кошмар» как пронзительную историю человеческого одиночества и неистребимой человеческой надежды.
Порадовал долгожданный спектакль Светланы Враговой «Старый дом» — пьеса Алексея Казанцева, прочитанная театром через три десятилетия, предлагает совершенно иной взгляд на нее. Здесь главной становится тема маленьких предательств, через которые человек идет в конечном счете к истреблению человеческого в собственной душе.
А рядом — спектакль, поставленный Алексеем Казанцевым в своем Центре драматургии, — «Смерть Тарелкина». Страшная, коварная пьеса, которая прочитана режиссером и артистами в контексте творчества Сухово-Кобылина и оттого приобретает новый масштаб.
Очень обрадовали работы Владимира Андреева в «Невидимках», Ольги Широковой в «Вишневом саде», Василия Бочкарева в «Мнимом больном».

2. На мой взгляд, их было тоже немало, в том числе и среди тех спектаклей, которые объявлялись любопытными, заслуживающими суждений и т.д.

3. Это с какой стороны смотреть. Судя по премии К. С. Станиславского, таковой персоной необходимо считать Кирилла Серебренникова и в таком случае рядом поставить просто некого. Выражать что бы то ни было по этому поводу — скучное занятие, поэтому переключусь на актеров: для меня бесспорными персонами этого (как и других) сезона остаются Алиса Фрейндлих и Василий Бочкарев.


Марина ТИМАШЕВА, радио «Свобода»

1. Лучшие спектакли сезона, на мой взгляд, сделаны режиссерами со своими студентами. Во-первых, это «Мальчики» Сергея Женовача. Он, словно Алеша Карамазов, учит человеко- и миролюбию. Все в спектакле следует словам Алеши Карамазова: «Был момент, когда всякий человек был добр, смел и честен».
Второй дивный спектакль выпущен студентами постановочного факультета РАТИ, называется «Донкий Хот» и поставлен мастером курса Дмитрием Крымовым. На такие спектакли взрослым надо ходить с детьми. Почти все, что придумали и делают театральные художники, может сделать любой человек, только сам об этом не ведает. Дмитрий Крымов и его ребята показывают, на что способно воображение, если не потерять его на пути из детства во взрослую жизнь. И кем становятся люди, которые сумели его не потерять, — Резо Габриадзе, Тонино Гуэррой, Ильей Эпельбаумом — настоящими волшебниками.
А в Учебном театре РАТИ (только что поняла, что все полюбившиеся спектакли родом из моей альма-матер!!!) Елена Долгина показывает дипломный спектакль, сделанный на курсе Алексея Бородина, «Вас вызывает Таймыр». Кто бы мог поверить, что старая комедия советских положений, написанная Александром Галичем, окажется такой смешной и трогательной и что с такой нежностью сыграют молодые актеры историю героев иного времени — романтиков и идеалистов.
Если говорить о «взрослом» театре, то и тут было чем сердцу успокоиться. Фестиваль «Золотая Маска», затем Чеховский международный (с «Тремя сестрами» Деклана Доннеллана и «Лесом» «Комеди Франсез» в режиссуре Петра Фоменко да еще несколько отличных европейских постановок), следом — «Балтийский дом» (со спектаклем-шедевром Римаса Туминаса «Улыбнись нам, Господи!» и наконец-то навестившим наши края Люком Персефалем). И несколько внефестивальных счастливых вечеров в московских театрах: «Три сестры» Театра Петра Фоменко, «Полифем» в Театре «Тень», «Инь и Ян» в РАМТе,"Трамвай «Желание» в ТЮЗе. И фантастические танцовщики — участники «Бенуа де ла данс», Гала-концерта в память Галины Улановой и юбилейного вечера Майи Плисецкой, — и фантастические музыканты «Эммерсон-квартета».

2. Я предпочитаю заранее не очаровываться, дабы избежать разочарований, поэтому не могу говорить о «провале» сезона. Если же говорить просто о неудачах, то им несть числа.

КОММЕНТАРИЙ
Единодушие коллег (а, по большому счету, все последние опросы не показывали сильных расхождений во мнениях) свидетельствует о том, что всем все понятно. Почти никто на этот раз не назвал спектакли в графе «провал», и мы полностью согласны: чтобы провалиться, надо изначально иметь некую высоту отсчета. Вероятно, при следующем опросе придется менять формулировки на менее императивные типа «очень даже ничего» или «не очень-то, чтобы очень». Такова уж ситуация, что нет повода сказать «ах!», а следовательно, и «фу!» произносить не хочется. Однако спектакли-фавориты все же названы, и лидируют среди них два:"Трамвай «Желание» (МТЮЗ, режиссер Г. Яновская) и «Эмилия Галотти» (Дойчес-театр, режиссер М. Тальхаймер, фестиваль NET). Приближаются к ним по количеству положительных оценок «Рассказ о семи повешенных» (Табакерка, режиссер М. Карбаускис), «Донкий Хот» (постановка Дмитрия Крымова), «К Пентисилее» (режиссер Э. Лакаскад, фестиваль NET), «Между собакой и волком» (Формальный театр Санкт-Петербурга, режиссер А. Могучий), «Господа Головлевы» (МХТ, режиссер К. Серебренников), «Гамлет» (МХТ, режиссер Ю. Бутусов). В качестве события многие называют рождение Студии театрального искусства из курса С. Женовача в РАТИ, возникновение Театра современной пьесы «Практика» под руководством Э. Боякова. Отмечают молодых режиссеров-учеников К. Гинкаса и, конечно, очередной шедевр Театра «Тень» — балет «Смерть Полифема» с ногами Н. Цискаридзе в заглавной партии. Персонами ушедшего года названы самые разные и исключительно ценные, каждый по-своему, люди: артисты В. Бочкарев, В. Васильева и А. Фрейндлих, художник-режиссер-педагог Д. Крымов, театральный деятель Э. Бояков и (на этот раз в качестве успешного организатора) О. Табаков. Отмечены и театральные издания: “PRO SCENIUM” (НИИ искусствознания) и трехтомник Н. Крымовой.
Ругаться, кажется, все устали. Даже пресловутую театральную реформу поминают немногие. Хотя, как знать, не под ее ли реальной угрозой вянет творческая энергия, в результате чего последние сезоны не дают поводов к радостным возгласам? Но если это так, значит, российский театр перестает держать удар и забывает понемногу, как еще недавно именно под ударом являл энергию художественного сопротивления?
Спасибо всем респондентам за неутраченную готовность анализировать наш вязкий театральный процесс. Ситуация, однако, наиболее точно резюмирована коллегой А. Соколянским с помощью Н. Гоголя. Тут для театральной Агафьи Тихоновны большой простор: «… если к профессионализму Генриетты Наумовны добавить финансовые возможности Олега Павловича, железный характер Константина Аркадьевича да еще бы драматурга типа Александра Николаевича…» … Желающие могут продолжить.