ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Место смерти изменить нельзя

Марина Райкина, Московский Комсомолец, 24.01.2006
Это «дитя» подвала мрачно по названию — «Рассказ о семи повешенных» — и опасно по содержанию, однако совершенно по форме и сделано из настоящих нервов. Но самое парадоксальное — держится на артистах, которые НЕ: медийные, модные, культовые и знаковые. Они — последнее поколение «Табакерки», мощно заявившее о себе. Итак: Леонид Андреев. «Рассказ о семи повешенных», 1908 год. Режиссер Миндаугас Карбаускис, 2006 год.

«И не смерть страшна, а знание ее; и было бы совсем невозможно жить, если бы человек мог вполне точно и определенно знать день и час, когда умрет». Читать про это у Андреева — все равно что с испуганным восторгом заглядывать в бездну: и жутко, и манит. Тем более что, как ни у кого другого, у Андреева эта жуть видима, различима в своих главных и пустяшных деталях. В эту бездну, со дна которой в упор смотрят широко раскрытые глаза смерти, и предлагает заглянуть Карбаускис. 

Миндаугас Карбаускис:
 — Здесь ошибка (с заметным прибалтийским акцентом). О смерти я ничего не ставил? Смерть подвигает на то, чтобы задуматься о жизни. Она — одно из понятий жизни.

Но что бы ни говорил этот режиссер, который, как кошка, всегда сам по себе, вне тусовок и театральных группировок, все же он поставил историю про смерть. Смерть не как факт с последующим разложением тела (кстати, в тексте разложение присутствует), а как некий нематериальный инструмент, с помощью которого индивидууму открывается его жизнь в таких пугающих деталях, о которых тот при жизни и не помышлял.

С этим страшным словом один на один остаются пять молодых террористов, которым не удалось назначенное на четверг покушение на г-на министра. Террористам-неудачникам вынесен приговор — казнь через повешение. «Две женщины и трое мужчин ожидали наступления ночи, рассвета и казни, и каждый по-своему готовился к ней». Вот то пространство, что вслед за Андреевым исследует и материализует на сцене Карбаускис со своими артистами НЕ: медийными, модными, культовыми и знаковыми. Не исключаю, что именно после этого спектакля им приклеят эту желанную банальность.

«Рассказ о семи повешенных» — спектакль открытий. 

Открытие № 1 — артист Александр Скотников (повешенный Сергей Головин).

«Это был совсем еще молодой, широкоплечий юноша, такой здоровый, что ни тюрьма, ни ожидание неминуемой смерти не могли стереть краски с его щек и выражения молодой, счастливой наивности с его голубых глаз».

Накачанность тела сочетается с тонкой душевной организацией. Лучшая сцена — гимнастика по системе немца Мюллера перед казнью. Окатив себя из ведра водой, в мокрых голубых подштанниках он объясняет надсмотрщику упражнение № 19: тело подвешивают к перекладине и удавливают. Синхрон текста и упражнений превосходный.

Aлександр Скотников. Хотел стать спортсменом, потом музыкантом, в конце концов, дело кончилось театром. В 2004 году окончил Школу-студию МХАТ (курс Евгения Каменьковича). Среди киноработ интересна роль Андрюхи в фильме Алексея Мезгирева «Увольнение» (2003).

Пространство между жизнью и смертью. Из чего оно состоит?

«Из чего?» Сразу не скажешь. Из напряженного и упругого, кажется, даже на ощупь ритма. Из тишины. Из того, что тире между жизнью и смертью не представляют, а проживают. Как это делает

открытие № 2 — Яна Сексте (неизвестная Муся).

Большое дарование маленького роста — до 1м.60. Две тоненькие косички, цыплячья шейка. В спектакле она «?бледная, но не мертвенной бледностью, а той особенной горячей белизной, когда внутри человека как бы зажжен огромный, сильный огонь, и тело прозрачно светится, как тонкий севрский фарфор». Она же - старуха-мать.

Лучшая сцена — прощание с сыном в тюрьме. С одинаковой легкостью и простотой играет геройскую молодость и убитую горем мать, в одну ночь ставшую старухой. Ее старость не в дрожащих руках и особой семенящей походке, а во внутреннем состоянии, что, наверное, может быть у птицы, окаменевшей при виде разоренного гнезда.

Яна Сексте. Родилась в Латвии, в Риге. Мама — инженер-технолог, папа — моряк. Грезила карьерой медсестры или полицейского. В 2002 году Яна окончила Школу-студию МХАТ (курс Табакова и Лобанова), на котором обучались 12 студентов из Риги — целевой набор для Рижского театра русской драмы. По опросу зрителей, признана лучшей молодой актрисой Рижского театра сезона 2003-2004 гг. Ближайшей кинопремьерой станет роль Иевы в фильме И. Колмане «Мона» (2005).

А что если «Семь повешенных» переделать в «Семь помешанных»? Легко! Актуально-продвинутое прочтение классики обеспечено: текст Андреева и для религиозных фанатиков, и моджахедов, и чеченских боевиков годится. Но у Карбаускиса — никаких спекуляций. Чистый текст (с небольшими купюрами), чистая, как с белого листа, игра. Каждый актер играет по нескольку ролей, и переходы из одной в другую не имеют видимых стыков, как волны в море.

Открытие № 3 — Алексей Комашко (неизвестный Вернер). «Лицо у него было красивое и нежное? но если лицо можно замкнуть, как глухую дверь, то свое лицо неизвестный замкнул, как дверь железную, и замок на ней повесил железный». Комашко первый сезон в «Табакерке», но уже понятно, что геройского полку в подвале на Чаплыгина прибыло. Красив сдержанной мужской красотой. Лучшая сцена, где он играет отца, благословляющего сына на смерть.

Aлексей Комашко. Стать актером — мечта детства. Ходил в кружок современного танца. В 2005 году окончил театральный факультет Саратовской консерватории. Поступив в «Табакерку», введен сразу в несколько спектаклей.

Жизнь и смерть в подвале проживают на открытой эмоции, что вовсе не означает суматоху, крики. Это сдержанность, паузы, тихие голоса — то твердые, то сломанные. И невыразимая, звенящая тишина в зале, когда слышно, как кто-то сглатывает комок в горле от подступающих слез. А еще — смятые и опрокинутые лица, как у

открытия № 4 — Алексея Усольцева (повешенный Василий Каширин).

Он как черное на белом рядом с накачанным сокамерником Головиным. «Весь состоял из одного сплошного, невыносимого ужаса смерти и такого же отчаянного желания сдержать этот ужас». Артист и играет этот страх, который, кажется, дрожит, как студень на тарелке. Лучшая сцена — прощание с матерью (см. выше).

Aлексей Усольцев. Родом из Перми, окончил одну из самых хулиганистых школ города. В 1994 году с первого захода поступил одновременно в Школу-студию МХАТ и в «Щуку». Немного подумав, выбрал Школу-студию, о чем не пожалел. Пока учился, подрабатывал монтировщиком в театре и? няней. Но не прекрасной. Снимался в кино: «Граница. Таежный роман», «Раскаленная суббота». Руководит театральной студией «Новый факультет» при Строительном университете.

«Семь повешенных» — из разряда малобюджетных спектаклей. Сцена оформлена аскетично, как рацион фанатика-революционера. И каждая деталь как символ — будь то деревянный скелет кровати или горбатая покатость, покрытая линолеумом. С нее на животах, точно дети на горке, к ногам публики весело скатывается прислуга оставшегося в живых министра. С нее же на рассвете отправляются на казнь и уходят в черную бесконечность. «Повешение» стоило чуть больше миллиона рублей.

Отдельный персонаж в спектакле — музыка (Гиедрюс Пускунигис). Она своей возвышенной и тревожной минорностью похожа еще на одного висельника. Будто вздернута, и ветер раскачивает ее прозрачное тельце, не отпуская со смертельного поводка.

Не много ли смерти на душу населения? К ней всегда относились по-разному. Еще в начале XX века смерть почиталась как Ее Величество и была весьма в моде. Ее бледного лика не пугались, а фиглярничали с ней и шутили. Одна из таких серьезных «шуточек» — общество самоубийц, созданное в 1912 году. Ребята, объединенные смертельным интересом, читали друг другу доклады (сами понимаете, на какую тему), планировали самоубийства и устраивали их: одни тет-а-тет с самим собой, другие — эффектно на публике.

«Не возникает ли депрессия у артистов после такого спектакля?» — подумала я, обнаружив, как плотно набил Андреев свой текст словом «смерть» и другими сопутствующими ему (мертвый, умирать, убивать, вешать и т.д.). И каково это — целый вечер пропускать ее через себя?

После спектакля я понял, что жизнь очень хрупкая вещь, и не в моих руках (Александр Скотников).

Страшно было как до, так и после спектакля. Я очень люблю жить (Алексей Усольцев).

Как любил жизнь, так и люблю (Алексей Комашко).

Стоило прожить эти три месяца, мучаясь и рыдая на репетициях, чтобы понять, что жизнь прекрасна. Прекрасна, как в детстве (Яна Сексте).

Я боюсь смерти, даже веря в то, что есть продолжение, потому что дорога жизнь (Дмитрий Куличков).

Как сказал кто-то из великих: «Если ты прожил день и ни разу не подумал о смерти, ты прожил день зря». Но пока детей не вырастил, умирать не хочется (Александр Воробьев).

Двое последних — не террористы и угодили в компанию до кучи: разбойник-душегуб Мишка Цыганок (Дмитрий Куличков) и мрачный крестьянин Иван Янсон (Александр Воробьев). У обоих превосходные работы.

«Рассказ о семи повешенных» — спектакль прорывов. Во всяком случае, последнее можно теперь точно сказать о Дарье Калмыковой.

Открытие № 5 — Дарья Калмыкова (повешенная Таня Ковальчук). «Таня Ковальчук казалась матерью всем эти людям: так заботливы, так бесконечно любовны были ее взгляды, улыбка, страхи». Как написано у Андреева, так и играет. До этой роли Калмыкова проходила по разряду гламурных красоток — была известна в основном по ролям кокетливых дамочек. Но только роль террористки Ковальчук можно считать датой рождения актрисы Калмыковой. От нее зависит финальная точка спектакля, и она ее достойно ставит. 

«Тихо и пусто было вокруг Тани Ковальчук. Молчали солдаты, все серые в бесцветном и тихом свете начинающегося дня.
 — Умер Сережа, умер и Вернер, и Вася. Одна я».

Она идет на заднем плане, точно слепая, вытянув руки, и тонким бабьим голоском причитает: «Солдатики, а солдатики, одна я. Одна…»

Сканированная без компьютера смерть у Андреева не страшная. Не страшная она и у Карбаускиса. Психоанализ, проведенный в «Табакерке», оставляет в тишине зала оторопелый восторг.
Пресса
Рассказ о счастливой Москве, Жанна Филатова, Театральная афиша, 11.2007
Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007
Табаков ищет талантливых детей и режиссеров, Ася Кравченко, Независимая газета, 13.09.2007
Лекарство от попсы, Марина Давыдова, Известия, 13.08.2007
Китайская принцесса выбрала «Самое важное», Алла Шендерова, Коммерсант, 19.06.2007
Небо в алмазах, Катерина Антонова, Театральные Новые Известия, 8.06.2007
Рассказ о счастливой Москве, Евгения Александрова, Weekend.ru, 3.06.2007
Страшно, аж жуть?, Елена Груева, Московский корреспондент, 06.2007
Любовь против коммунизма, Юлия Черникова, Утро.ru, 29.05.2007
«Красная Москва» — город-герой. Посмертно, Елена Дьякова, Новая газета, 28.05.2007
Счастье помогло, Марина Давыдова, Известия, 18.05.2007
Было у Москвы три любовника, Ольга Егошина, Новые известия, 16.05.2007
Девушка «ку-ку» эпохи Москвошвеи, Александра Денисова, Огонек, 14.05.2007
Я люблю Москву, Олег Зинцов, Ведомости, 11.05.2007
Москва без любви, Алена Карась, Российская газета, 11.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лиза Биргер, TimeOut-Москва, 8.05.2007
Одна абсолютно счастливая Москва, Глеб Ситковский, Газета, 8.05.2007
Вспоминайте нас, Итоги, 7.05.2007
Счастье как предчувствие, Елена Ямпольская, Известия, 7.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лилия Валеева, «Новости культуры» (ТК «Культура»), 3.05.2007
Девушка-электричество, Дина Годер, Газета.ru, 2.05.2007
Слеза комсомолки Москвы, Алла Шендерова, Коммерсант, 2.05.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости. Пятница, 27.04.2007
Хранение столичности, Роман Должанский, Коммерсант, 27.04.2007
Ирина Пегова — Москва во плоти, Сергей Конаев, ВАШ ДОСУГ, 27.04.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости, 27.04.2007
Рассказ о счастливой Москве, Елена Ковальская, Афиша, 17.04.2007
Наш ответ оптимистам, Александр Соколянский, Время новостей, 30.03.2007
«Гвоздь» вбили в «Захудалый род», Татьяна Кузнецова, Коммерсант, 14.03.2007
Олигарх из табакерки, Марина Квасницкая, Российская газета, 13.03.2007
Подвал столичного значения, Ирина Алпатова, Культура, 1.03.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Послевкусие «ЗОЛОТОЙ МАСКИ», Борис Тух, Вести недели — день за днем, 8.12.2006
Душа просит сказки, Марина Квасницкая, Россiя, 30.11.2006
Театральный фестиваль — дело живое, Элла Аграновская, Молодежь Эстонии, 18.11.2006
Пять пудов любви, Алла Шендерова, ВАШ ДОСУГ, 25.10.2006
Гоголь по-безруковски?, Марина Лисовец, Невское время, 8.09.2006
Гоголь по-безруковски…, Марина Лисовец, Невское время, 8.09.2006
ГАМЛЕТ. ПОКОЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ, Марина Дмитревская, Час пик, 6.09.2006
ГОГОЛЬ ПО-ХУЛИГАНСКИ, Марина Лисовец, 08.2006
Как важно быть серьезным, Елена Груева, ВАШ ДОСУГ, 29.06.2006
Тополиный пух, жара, хрусталь, Елена Ямпольская, Известия, 27.06.2006
«Похождение» повесы, Коммерсант Weekend, 31.03.2006
Масляков был зрителем, а Табаков — покровителем, Наталия Каминская, Культура, 30.03.2006
Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, 28.03.2006
Табаков поощрил смелость и дерзость, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 28.03.2006
Театральные впечатления Павла Руднева, Павел Руднев, Новый Мир, 1.03.2006
Яна Сексте. ТЕРРОРИСТКА МУСЯ, Анастасия Исаева, ДОМ АКТЕРА, 1.03.2006
Поднимись над суетой, Александр Смольяков, Планета Красота, 1.03.2006
Нежный портрет на фоне смерти, Марина Квасницкая, Россiя, 9.02.2006
Миндаугас Карбаускис и Смерть, Борис Тух, ДЕНЬ за ДНЕМ, 27.01.2006
Место смерти изменить нельзя, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 24.01.2006
Мечты Агафьи Тихоновны, Культура, 12.01.2006
Милость к падшим, Алла Шендерова, ДОМ АКТЕРА, 1.01.2006
Вешал бы кто?!, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.01.2006
Плюшкин с харизмой, Елена Губайдуллина, Планета Красота, 6.2006
Режиссер, который ничего не хочет делать, Светлана Полякова, Независимая газета, 23.12.2005
Жажда жизни, Светлана Тарасова, Досуг & развлечения, 22.12.2005
Пограничное состояние, Алексей Филиппов, Русский Курьер, 19.12.2005
Рассказ о семи повешенных, Кристина Матвиенко, TIME OUT МОСКВА, 14.12.2005
Молодой повеса, Елена Ковальская, АФИША, 13.12.2005
ИГРА В ВЕРЕВОЧКУ ПО-НАШЕМУ, Елена Дьякова, Новая Газета, 12.12.2005
НЕТ СМЕРТИ НА ЗЕМЛЕ, Вера Максимова, Независимая газета, 7.12.2005
Помни о смерти, Итоги, 5.12.2005
А НА НЕЙТРАЛЬНОЙ ПОЛОСЕ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.12.2005
Над морем всходило солнце, Мария Хализева, Экран и сцена, 1.12.2005
Детские игры со смертью, Алена Карась, Российская газета, 1.12.2005
Он пугает, а нам не страшно, Светлана Хохрякова, Культура, 1.12.2005
СМЕРТЕЛЬНЫЙ НОМЕР НЕ ПРОЙДЕТ, Марина Давыдова, Известия, 30.11.2005
Персонаж с петлей на шее, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 30.11.2005
Закончится вешалкой, Глеб Ситковский, Газета, 29.11.2005
Ужу, уму — равно ужасно умирать, Александр Соколянский, Время новостей, 29.11.2005
Смерть как весело, Роман Должанский, Коммерсант, 29.11.2005
Минуты настоящего, Ольга Егошина, Новые Известия, 28.11.2005
«Каждый раз начинаю все с нуля», Ольга Романцова, Газета, 23.11.2005
Уйти и не вернуться, Артем Солнышкин, Досуг & развлечения, 17.11.2005
Смертельные игры, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
Миндаугас Карбаускис: «Премии сродни восхождению на гору», Ирина Воробьева, ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, 1.09.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
Стихотворения в позе, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
Разговаривать не надо, приседайте до упаду…, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТА, Артур Соломонов, Известия, 13.04.2005
О театр, ты спорт!, Алена Карась, Российская газета, 13.04.2005
Мяч с сюрпризом, Ольга Егошина, Новые Известия, 13.04.2005
ЖЮРИ УТКНУЛОСЬ В «ТРЯПИЧНЫЙ УГОЛ», Любовь Лебедина, Труд, 13.04.2005
«Золотые маски» разлетелись по всей стране, Лариса Васильева, Комсомольская правда, 13.04.2005
Здоровый дух, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 13.04.2005
Спортивная"маск"ировочка, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 13.04.2005
ПОБЕДА И УЧАСТИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.04.2005
Триумфы и тренажеры, Анна Гордеева, Время новостей, 13.04.2005
К пьедесталу наперегонки, Глеб Ситковский, Газета, 12.04.2005
ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.04.2005
Кавалеры «Золотой маски», Ирина Корнеева, Российская газета, 12.04.2005
Гадание о «Маске», Александр Соколянский, Время новостей, 12.04.2005
Большой маскарад, Алена Карась, Российская газета, 12.04.2005
Победителям устроили сцену, Роман Должанский, Коммерсант, 12.04.2005
«Иди сюда, буржуазненький наш!», Артур Соломонов, Известия, 1.04.2005
Марафон открытий, Ольга Егошина, Новые Известия, 22.03.2005
Золотая Маска, В.Г., TIME OUT МОСКВА, 21.03.2005
Режиссер Миндаугас Карбаускис: Нас нанимают на время, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.02.2005
Нас нанимают на время, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.02.2005
Режиссер Миндаугас КАРБАУСКИС: НАС НАНИМАЮТ НА ВРЕМЯ, Екатерина Васенина, Новая Газета, 7.02.2005
Бестиарий от слова best, Елена Дьякова, Новая газета, 23.12.2004
Комедия, местами даже фарс, Алена Карась, Российская газета, 22.12.2004
Контрольный выстрел, Олег Зинцов, Ведомости, 22.12.2004
Генеральская дочь, Елена Солнцева, Время новостей, 22.12.2004
Хищница с декадентским изломом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.12.2004
Не спи — проснешься, Марина Давыдова, Известия, 21.12.2004
Пистолет как развлечение, Ольга Егошина, Новые известия, 21.12.2004
Смерть как перекур, Глеб Ситковский, Газета, 21.12.2004
Патология красоты и клиника свободы, Елена Ямпольская, Русский курьер, 20.12.2004
Драма для кукол, Марина Шимадина, Коммерсант, 16.12.2004
Станиславский в своей тарелке, Марина Шимадина, Коммерсант, 9.12.2004
Три вопроса Андрею Смолякову, Денис Белоусов, Досуг&развлечения, 2.12.2004
Кумир с щетиной, Татьяна Коновалова, МК, 25.10.2004
Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004
Машина времени, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 22.09.2004
Чехов из «Табакерки», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2004
Дмитрий Назаров: Интриги — украшение театра, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 6.08.2004
Хотели как лучше…, Елена Ямпольская, Русский курьер, 9.07.2004
Марина Зудина: «Я знаю, что такое любовь», Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004
Легкое дыхание, Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004
Когда мы увидим «небо в алмазах»?, Любовь Лебедина, Труд, 29.05.2004
Люди в склепе, Ирина Алпатова, Культура, 27.05.2004
Дядя Ваня не догнал Олега Табакова, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 26.05.2004
«Дядя Ваня», Марина Мурзина, АиФ-Москва, 26.05.2004
Четвертая стена, пятая стена, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.05.2004
Край или конец света?, Елена Дьякова, Новая Газета, 24.05.2004
Дом восходящего солнца, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 22.05.2004
Радость, которой не миновать, Дина Годер, Газета.Ru, 20.05.2004
Дом окнами в зал, Ольга Егошина, Новые известия, 20.05.2004
«Дядя Ваня» против «Чайки», Марина Райкина, МК, 20.05.2004
Больше жизни, Александр Соколянский, Время новостей, 20.05.2004
Деревенский романс, Алена Карась, Российская газета, 20.05.2004
Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 18.05.2004
Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, 1.05.2004
Когда я умирала, Елена Ковальская, Афиша, 13.02.2004
Смертный путь из грязи в князи, Елена Дьякова, Новая газета, 12.02.2004
Живые и мертвая, Мария Хализева, Вечерний клуб, 29.01.2004
В добрый последний путь!, Ирина Алпатова, Культура, 29.01.2004
Фокус делать не из чего, Дина Годер, Русский журнал, 27.01.2004
Протестанты в «Табакерке», Алена Карась, Российская газета, 27.01.2004
На кладбище и обратно, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.01.2004
Дорога на кладбище, Александр Соколянский, Время новостей, 27.01.2004
Поджечь родную мать, Ольга Егошина, Новые известия, 26.01.2004
Смерть — понятие растяжимое, Марина Давыдова, Известия, 26.01.2004
Вечерами в «Табакерке» озвучивают порнофильмы, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 7.07.2003
Шапочка в кризисе слова, Мария Львова, Вечерний клуб, 3.07.2003
Белый бычок в страшной шапочке, Ирина Алпатова, Культура, 2.07.2003
Порнокино: хор замученных детей, Елена Дьякова, Новая газета, 2.07.2003
Комедия без ошибок, Марина Давыдова, Известия, 27.06.2003
Синхронный перевод, Роман Должанский, Коммерсантъ, 26.06.2003
О любви к метафизике, Алла Шендерова, Экран и сцена, 12.04.2003
Ядерная физика в действии, Нина Агишева, Московские Новости, 5.03.2003
Элементарные частицы, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.02.2003
Неочевидное вероятное, Марина Давыдова, Известия, 26.02.2003
На нарах творчества, Ирина Алпатова, Культура, 30.05.2002
Театр должен быть утоплен, Ольга Романцова, Вести.ru, 27.05.2002
Лицедей, как он есть, Алексей Филиппов, Известия, 16.05.2002
Безумие в день кровяной колбасы, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.05.2002
Драма на гастролях, Ирина Корнеева, Время МН, 15.05.2002
Диагноз — лицедей, Дарья Коробова, Независимая газета, 15.05.2002
Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002
Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002
Одна абсолютно счастливая семья, Глеб Ситковский, 19.01.2002
Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.01.2002
Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 12.01.2002
Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002
Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002
Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002
Старосветская челядь, Мария Хализева, Вечерний клуб, 01.2002
На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер