ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Нежный портрет на фоне смерти

Марина Квасницкая, Россiя, 9.02.2006
Факты упрямы: самой популярной и модной темой театральных спектаклей сегодня стала смерть. Это вовсе не дань популярному жанру триллера, а скорее возможность создать острый психологический портрет в философском произведении. Театр хочет потрясти воображение зрителей, шокировать, а смерть — тема по свидетельству психологических тестов самая стрессовая.

Увлекает возможность сделать портрет героя в тот момент, когда все его чувства обострены, словно у бегуна в предчувствии финишной прямой. Это несколько минут истины, время скинуть все наносное, фальшивое (ведь невозможно лгать и лицемерить перед ледяным дыханием небытия) и осознать, для чего ты явился на свет, ведь еще не поздно что-то переоценить и стать наконец-то счастливым.

Один из самых востребованных и ярких молодых режиссеров Миндаугас Карбаускис и вовсе сделал тему смерти сквозной темой своего творчества. Театральные завсегдатаи привыкли узнавать почерк любимого режиссера, с пониманием считывая в его премьерных спектаклях цитаты его предыдущих творений. В этом есть особая прелесть его режиссуры — это действо для посвященных: вспоминать, на чем ты остановился в прошлый раз в своем диалоге с режиссером. Безусловно, спектакли Карбаускиса надо смотреть так, как смотрят сериалы, не пропуская звенья целой цепи и становясь полноценным участником некой интеллектуальной игры.

На премьере спектакля «Рассказ о семи повешенных» в Театре-студии п/р Табакова мысленно прокручиваешь в голове цитаты предыдущих спектаклей. Вот Гедда Габлер, самовлюбленная и несчастная гордячка, пускает себе пулю в лоб из папиного пистолета ради идеи собственной исключительности. Ее муж вместо восхищения ее поступком брезгливо морщится — вид разлетевшихся мозгов не эстетичен. Вот Сонечка в «Дяде Ване» в минуту смертельного отчаяния ищет опору в мыслях о праведной смерти: «Когда мы умрем, мы увидим небо в алмазах!» Вот Пульхерию Ивановну позвала в мир иной кошечка, и она соскользнула в смерть, как в увлекательное путешествие. Вот умершая мама наблюдает со стороны, как везут ее тело хоронить в спектакле «Когда я умирала». Она, как живая, бродит среди своей родни, таращит глаза в некотором непонимании близких людей, такая смешная и пронзительно-жалкая, в погребальной сорочке, с этой своей подушечкой из гроба, привязанной к голове.

В премьерном спектакле по рассказу Леонида Андреева новообращенными в веру Карбаускиса стали молодые актеры театра. Это история о последних днях жизни пяти террористов и двух уголовников, а также министра, на которого готовилось покушение. Рассказ населен множеством персонажей, но по замыслу режиссера их играют все те же артисты, становясь по очереди то жертвами, то палачами.

Министр (актер Павел Ильин), бедолага, так остро воспринял известие о покушении, что отдал богу душу только от непрестанных мыслей о возможной смерти. Нам дана возможность посмотреть, какая фантасмагория окружает обреченного (или избранного?) в последние часы. Роль многочисленной челяди министра играют актеры, которые позже станут изображать террористов. Прислуга толпой суетится вокруг хозяина, наперебой предлагая ему фрукты и напитки, лучась улыбками не столько подобострастными, сколько безмерно счастливыми. Министр меланхолично отщипывает виноградины и ест, мысленно представляя, что было бы с его чудесным телом, если бы покушение удалось. Он счастлив, переживая каждую минуту своей спасенной жизни как чудесный дар. Это одна из лучших сцен спектакля. Посвященные в эстетику Карбаускиса зрители видят эту сцену в подлинном свете — перед глазами не челядь министра, а мистические фигуры, призванные переправить героя по реке Стикс в небытие. В этом мире все обречены умирать — здесь нет чудом спасенных.

Главное, встретить эту смерть достойно, выполнив свою миссию. Юные террористы оказались на это способны. Они знали, на что шли. Главное для них — укрепить свой дух накануне казни. Это особенно тяжело тем, кого навещают в камере родственники. Сцены прощания сыграны актерами особенно пронзительно. Художник Мария Митрофанова помогает режиссеру и актерам донести главную мысль: заглянувший в глаза смерти полон такого понимания смысла жизни, что на голову выше окружающих. Сцена театра изображает наклонный помост, на вершине которого по очереди оказываются приговоренные. Поэтому прощальные объятия выстроены как попытка дотянуться до того, кто выше. Минуты острого горя освещены этим метафорическим светом. В эти минуты особенно отчетливо понимаешь, что это избранные по мысли режиссера. Он проводит своих героев через испытание одиночеством накануне казни. Карбаускис нашел очень точный и сильный штрих в портрете героев: каждый пытается найти опору внутри себя. Муся (актриса Яна Сексте) размышляет о мученическом венце. Эта хрупкая девчонка с тонкими косичками окажется на удивление стойкой. Именно она воскликнет: «Как прекрасна жизнь! И даже эта смерть!» Террорист по имени Вернер (актер Алексей Комашко), лидер группы, в самую тяжелую минуту будет играть в шахматы, словно ища опору в интеллекте как в самой сильной части своей личности. Сергей Головин (актер Александр Скотников) станет делать гимнастику, ведь для него тренированное тело — самая большая гордость. Обреченные не суетятся перед последней чертой, а захвачены внутренней концентрацией сил, мыслей, чувств как трудной работой по самосовершенствованию. Даже самый слабый из них — Василий Каширин (актер Алексей Усольцев) между ужасными приступами страха пытается найти в душе равновесие. Татьяна (актриса Дарья Калмыкова) ищет опору в своей любви к Вернеру.

И если раньше режиссер исследовал природу индивида или семьи на пороге небытия, то в этом спектакле он сосредоточен на изучении социума. Сумеет ли человек нести ответственность за свои поступки, остаться верным себе и коллективным идеям? Любопытно, как на наших глазах лидер террористов Вернер подтверждает свои права оставаться неким мозговым центром, духовным отцом. Он расставляет идущих на казнь по парам — слабого ставит в пару с уверенным. Себе он оставляет самую трудную задачу: идти об руку с туповатым убийцей-уголовником Янсоном (актер Александр Воробьев), ведь за несколько минут душа того должна дозреть до возвышенного акта смерти. Вернер одобряет головореза Цыганка (актер Дмитрий Куличков), который неожиданно выбирает девушку-воробышка, почувствовав себя сильным.

Сама сцена казни решена как-то неожиданно поэтично. Кажется, что герои исчезают в море, а не корчатся на виселице. Последняя сцена спектакля решена метафорично. Кажется, мы возвращаемся в начало истории. Герои спектакля приходят на тайную квартиру, снимают пальтишки, греются после мороза, лучась молодым счастьем. На самом деле актеры играют момент расставания души и тела. Они снимают пальто как временную оболочку. Душа чиста и открыта. Причем пальтишек не пять, а семь: и две заблудшие души уголовников приобщены к компании героев.

Умирают молодые, красивые, звенящие от своих нереализованных (или все-таки реализованных?) сил и любви. Поневоле вспомнишь философское изречение: умирают не старые, а поспелые. Спектакль можно назвать очень нежным, пронзительно-трогательным. Однако чувство сострадания не переходит в сентиментальность. От нее защищает одно немаловажное обстоятельство — упоминание об адском замысле теракта, особенно о поясах со взрывчаткой. Рассказ написан сто лет назад, а что изменилось? Тут до сентиментальности далеко.
Пресса
Рассказ о счастливой Москве, Жанна Филатова, Театральная афиша, 11.2007
Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007
Табаков ищет талантливых детей и режиссеров, Ася Кравченко, Независимая газета, 13.09.2007
Лекарство от попсы, Марина Давыдова, Известия, 13.08.2007
Китайская принцесса выбрала «Самое важное», Алла Шендерова, Коммерсант, 19.06.2007
Небо в алмазах, Катерина Антонова, Театральные Новые Известия, 8.06.2007
Рассказ о счастливой Москве, Евгения Александрова, Weekend.ru, 3.06.2007
Страшно, аж жуть?, Елена Груева, Московский корреспондент, 06.2007
Любовь против коммунизма, Юлия Черникова, Утро.ru, 29.05.2007
«Красная Москва» — город-герой. Посмертно, Елена Дьякова, Новая газета, 28.05.2007
Счастье помогло, Марина Давыдова, Известия, 18.05.2007
Было у Москвы три любовника, Ольга Егошина, Новые известия, 16.05.2007
Девушка «ку-ку» эпохи Москвошвеи, Александра Денисова, Огонек, 14.05.2007
Я люблю Москву, Олег Зинцов, Ведомости, 11.05.2007
Москва без любви, Алена Карась, Российская газета, 11.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лиза Биргер, TimeOut-Москва, 8.05.2007
Одна абсолютно счастливая Москва, Глеб Ситковский, Газета, 8.05.2007
Вспоминайте нас, Итоги, 7.05.2007
Счастье как предчувствие, Елена Ямпольская, Известия, 7.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лилия Валеева, «Новости культуры» (ТК «Культура»), 3.05.2007
Девушка-электричество, Дина Годер, Газета.ru, 2.05.2007
Слеза комсомолки Москвы, Алла Шендерова, Коммерсант, 2.05.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости. Пятница, 27.04.2007
Хранение столичности, Роман Должанский, Коммерсант, 27.04.2007
Ирина Пегова — Москва во плоти, Сергей Конаев, ВАШ ДОСУГ, 27.04.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости, 27.04.2007
Рассказ о счастливой Москве, Елена Ковальская, Афиша, 17.04.2007
Наш ответ оптимистам, Александр Соколянский, Время новостей, 30.03.2007
«Гвоздь» вбили в «Захудалый род», Татьяна Кузнецова, Коммерсант, 14.03.2007
Олигарх из табакерки, Марина Квасницкая, Российская газета, 13.03.2007
Подвал столичного значения, Ирина Алпатова, Культура, 1.03.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Послевкусие «ЗОЛОТОЙ МАСКИ», Борис Тух, Вести недели — день за днем, 8.12.2006
Душа просит сказки, Марина Квасницкая, Россiя, 30.11.2006
Театральный фестиваль — дело живое, Элла Аграновская, Молодежь Эстонии, 18.11.2006
Пять пудов любви, Алла Шендерова, ВАШ ДОСУГ, 25.10.2006
Гоголь по-безруковски?, Марина Лисовец, Невское время, 8.09.2006
Гоголь по-безруковски…, Марина Лисовец, Невское время, 8.09.2006
ГАМЛЕТ. ПОКОЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ, Марина Дмитревская, Час пик, 6.09.2006
ГОГОЛЬ ПО-ХУЛИГАНСКИ, Марина Лисовец, 08.2006
Как важно быть серьезным, Елена Груева, ВАШ ДОСУГ, 29.06.2006
Тополиный пух, жара, хрусталь, Елена Ямпольская, Известия, 27.06.2006
«Похождение» повесы, Коммерсант Weekend, 31.03.2006
Масляков был зрителем, а Табаков — покровителем, Наталия Каминская, Культура, 30.03.2006
Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, 28.03.2006
Табаков поощрил смелость и дерзость, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 28.03.2006
Театральные впечатления Павла Руднева, Павел Руднев, Новый Мир, 1.03.2006
Яна Сексте. ТЕРРОРИСТКА МУСЯ, Анастасия Исаева, ДОМ АКТЕРА, 1.03.2006
Поднимись над суетой, Александр Смольяков, Планета Красота, 1.03.2006
Нежный портрет на фоне смерти, Марина Квасницкая, Россiя, 9.02.2006
Миндаугас Карбаускис и Смерть, Борис Тух, ДЕНЬ за ДНЕМ, 27.01.2006
Место смерти изменить нельзя, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 24.01.2006
Мечты Агафьи Тихоновны, Культура, 12.01.2006
Милость к падшим, Алла Шендерова, ДОМ АКТЕРА, 1.01.2006
Вешал бы кто?!, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.01.2006
Плюшкин с харизмой, Елена Губайдуллина, Планета Красота, 6.2006
Режиссер, который ничего не хочет делать, Светлана Полякова, Независимая газета, 23.12.2005
Жажда жизни, Светлана Тарасова, Досуг & развлечения, 22.12.2005
Пограничное состояние, Алексей Филиппов, Русский Курьер, 19.12.2005
Рассказ о семи повешенных, Кристина Матвиенко, TIME OUT МОСКВА, 14.12.2005
Молодой повеса, Елена Ковальская, АФИША, 13.12.2005
ИГРА В ВЕРЕВОЧКУ ПО-НАШЕМУ, Елена Дьякова, Новая Газета, 12.12.2005
НЕТ СМЕРТИ НА ЗЕМЛЕ, Вера Максимова, Независимая газета, 7.12.2005
Помни о смерти, Итоги, 5.12.2005
А НА НЕЙТРАЛЬНОЙ ПОЛОСЕ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.12.2005
Над морем всходило солнце, Мария Хализева, Экран и сцена, 1.12.2005
Детские игры со смертью, Алена Карась, Российская газета, 1.12.2005
Он пугает, а нам не страшно, Светлана Хохрякова, Культура, 1.12.2005
СМЕРТЕЛЬНЫЙ НОМЕР НЕ ПРОЙДЕТ, Марина Давыдова, Известия, 30.11.2005
Персонаж с петлей на шее, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 30.11.2005
Закончится вешалкой, Глеб Ситковский, Газета, 29.11.2005
Ужу, уму — равно ужасно умирать, Александр Соколянский, Время новостей, 29.11.2005
Смерть как весело, Роман Должанский, Коммерсант, 29.11.2005
Минуты настоящего, Ольга Егошина, Новые Известия, 28.11.2005
«Каждый раз начинаю все с нуля», Ольга Романцова, Газета, 23.11.2005
Уйти и не вернуться, Артем Солнышкин, Досуг & развлечения, 17.11.2005
Смертельные игры, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
Миндаугас Карбаускис: «Премии сродни восхождению на гору», Ирина Воробьева, ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, 1.09.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
Стихотворения в позе, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
Разговаривать не надо, приседайте до упаду…, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТА, Артур Соломонов, Известия, 13.04.2005
О театр, ты спорт!, Алена Карась, Российская газета, 13.04.2005
Мяч с сюрпризом, Ольга Егошина, Новые Известия, 13.04.2005
ЖЮРИ УТКНУЛОСЬ В «ТРЯПИЧНЫЙ УГОЛ», Любовь Лебедина, Труд, 13.04.2005
«Золотые маски» разлетелись по всей стране, Лариса Васильева, Комсомольская правда, 13.04.2005
Здоровый дух, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 13.04.2005
Спортивная"маск"ировочка, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 13.04.2005
ПОБЕДА И УЧАСТИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.04.2005
Триумфы и тренажеры, Анна Гордеева, Время новостей, 13.04.2005
К пьедесталу наперегонки, Глеб Ситковский, Газета, 12.04.2005
ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.04.2005
Кавалеры «Золотой маски», Ирина Корнеева, Российская газета, 12.04.2005
Гадание о «Маске», Александр Соколянский, Время новостей, 12.04.2005
Большой маскарад, Алена Карась, Российская газета, 12.04.2005
Победителям устроили сцену, Роман Должанский, Коммерсант, 12.04.2005
«Иди сюда, буржуазненький наш!», Артур Соломонов, Известия, 1.04.2005
Марафон открытий, Ольга Егошина, Новые Известия, 22.03.2005
Золотая Маска, В.Г., TIME OUT МОСКВА, 21.03.2005
Режиссер Миндаугас Карбаускис: Нас нанимают на время, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.02.2005
Нас нанимают на время, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.02.2005
Режиссер Миндаугас КАРБАУСКИС: НАС НАНИМАЮТ НА ВРЕМЯ, Екатерина Васенина, Новая Газета, 7.02.2005
Бестиарий от слова best, Елена Дьякова, Новая газета, 23.12.2004
Комедия, местами даже фарс, Алена Карась, Российская газета, 22.12.2004
Контрольный выстрел, Олег Зинцов, Ведомости, 22.12.2004
Генеральская дочь, Елена Солнцева, Время новостей, 22.12.2004
Хищница с декадентским изломом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.12.2004
Не спи — проснешься, Марина Давыдова, Известия, 21.12.2004
Пистолет как развлечение, Ольга Егошина, Новые известия, 21.12.2004
Смерть как перекур, Глеб Ситковский, Газета, 21.12.2004
Патология красоты и клиника свободы, Елена Ямпольская, Русский курьер, 20.12.2004
Драма для кукол, Марина Шимадина, Коммерсант, 16.12.2004
Станиславский в своей тарелке, Марина Шимадина, Коммерсант, 9.12.2004
Три вопроса Андрею Смолякову, Денис Белоусов, Досуг&развлечения, 2.12.2004
Кумир с щетиной, Татьяна Коновалова, МК, 25.10.2004
Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004
Машина времени, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 22.09.2004
Чехов из «Табакерки», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2004
Дмитрий Назаров: Интриги — украшение театра, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 6.08.2004
Хотели как лучше…, Елена Ямпольская, Русский курьер, 9.07.2004
Марина Зудина: «Я знаю, что такое любовь», Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004
Легкое дыхание, Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004
Когда мы увидим «небо в алмазах»?, Любовь Лебедина, Труд, 29.05.2004
Люди в склепе, Ирина Алпатова, Культура, 27.05.2004
Дядя Ваня не догнал Олега Табакова, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 26.05.2004
«Дядя Ваня», Марина Мурзина, АиФ-Москва, 26.05.2004
Четвертая стена, пятая стена, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.05.2004
Край или конец света?, Елена Дьякова, Новая Газета, 24.05.2004
Дом восходящего солнца, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 22.05.2004
Радость, которой не миновать, Дина Годер, Газета.Ru, 20.05.2004
Дом окнами в зал, Ольга Егошина, Новые известия, 20.05.2004
«Дядя Ваня» против «Чайки», Марина Райкина, МК, 20.05.2004
Больше жизни, Александр Соколянский, Время новостей, 20.05.2004
Деревенский романс, Алена Карась, Российская газета, 20.05.2004
Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 18.05.2004
Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, 1.05.2004
Когда я умирала, Елена Ковальская, Афиша, 13.02.2004
Смертный путь из грязи в князи, Елена Дьякова, Новая газета, 12.02.2004
Живые и мертвая, Мария Хализева, Вечерний клуб, 29.01.2004
В добрый последний путь!, Ирина Алпатова, Культура, 29.01.2004
Фокус делать не из чего, Дина Годер, Русский журнал, 27.01.2004
Протестанты в «Табакерке», Алена Карась, Российская газета, 27.01.2004
На кладбище и обратно, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.01.2004
Дорога на кладбище, Александр Соколянский, Время новостей, 27.01.2004
Поджечь родную мать, Ольга Егошина, Новые известия, 26.01.2004
Смерть — понятие растяжимое, Марина Давыдова, Известия, 26.01.2004
Вечерами в «Табакерке» озвучивают порнофильмы, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 7.07.2003
Шапочка в кризисе слова, Мария Львова, Вечерний клуб, 3.07.2003
Белый бычок в страшной шапочке, Ирина Алпатова, Культура, 2.07.2003
Порнокино: хор замученных детей, Елена Дьякова, Новая газета, 2.07.2003
Комедия без ошибок, Марина Давыдова, Известия, 27.06.2003
Синхронный перевод, Роман Должанский, Коммерсантъ, 26.06.2003
О любви к метафизике, Алла Шендерова, Экран и сцена, 12.04.2003
Ядерная физика в действии, Нина Агишева, Московские Новости, 5.03.2003
Элементарные частицы, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.02.2003
Неочевидное вероятное, Марина Давыдова, Известия, 26.02.2003
На нарах творчества, Ирина Алпатова, Культура, 30.05.2002
Театр должен быть утоплен, Ольга Романцова, Вести.ru, 27.05.2002
Лицедей, как он есть, Алексей Филиппов, Известия, 16.05.2002
Безумие в день кровяной колбасы, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.05.2002
Драма на гастролях, Ирина Корнеева, Время МН, 15.05.2002
Диагноз — лицедей, Дарья Коробова, Независимая газета, 15.05.2002
Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002
Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002
Одна абсолютно счастливая семья, Глеб Ситковский, 19.01.2002
Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.01.2002
Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 12.01.2002
Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002
Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002
Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002
Старосветская челядь, Мария Хализева, Вечерний клуб, 01.2002
На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер