ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Душа просит сказки

Марина Квасницкая, Россiя, 30.11.2006
Вопрос, следует актеру сочувствовать своим героям или нет, принадлежит, похоже, к категории вечных вопросов. Своими мыслями на эту тему с нашим корреспондентом делится Дмитрий Куличков, актер «Табакерки», играющий Ноздрева в спектакле «Похождение» по «Мертвым душам» и Цыганка в «Рассказе о семи повешенных», Андрея Гуськова в постановке «Живи и помни» на сцене МХТ. 

 — Молодому актеру важно научиться выстраивать роль самостоятельно?
 — Обычно режиссер давно уже выпустил спектакль, а я все обживаю его пространство. Иногда только на 20-м спектакле я начинаю чувствовать то, что было скрыто раньше. В спектакле «Живи и помни» по повести Валентина Распутина я все время тянусь за актрисой Дашей Мороз. В спектакле мы играем супругов, которые, встречаются тайком от всех, ведь мой герой сбежал с фронта. Оба испытывают любовь словно бы заново. И в спектакле ее героиня оказывается сильнее моего персонажа. Мне нравится тянуться за партнерами, которые умеют предъявлять себе высокий счет. Мы с Дашей встречаемся перед каждым спектаклем, пьем кофе, настраиваемся на одну душевную волну. Порой договариваемся: а давай сегодня попробуем дотянуться в этой сцене до новой высоты. Такое чувство, словно мы каждый раз пробуем взять новое препятствие. 

Проза Валентина Распутина сделала меня более зрелым в жизни. Роль Андрея в этом спектакле дает возможность переоценить что-то и в своей жизни. Один из монологов моего героя целиком об упущенных возможностях. Он вспоминает прежнюю довоенную жизнь, семейные ссоры и сокрушается, почему так бездарно их прожил. И я в своей жизни стараюсь избежать этой ошибки — жить сегодняшним днем, радоваться любым приятным мелочам, которых раньше не ценил. Но грешным делом, порой опять живу по-старому. Мне нравится самодостаточность драматургии Распутина. Наша актерская задача — донести этот текст без искажений. Я уверен, что стоит чуть переиграть или недоиграть — как зритель сразу чувствует фальшь, отторжение. Актеры сразу становятся врагами по отношению к тексту. Это похоже на ситуацию, когда актер играет смерть самого близкого человека — тут всякая неточность выглядит кощунственно.
 — Чего вы хотите добиться от себя в этой роли?
 — Откровений. Порой мне хочется почти невозможного: подняться над собой, вырваться с Дашей в другое пространство. Да и сам Распутин на прогоне так настраивал нас: будьте предельно искренними, играйте с душой. Хочу постараться почти не пользоваться актерской техникой, вытравить из себя такое актерское в плохом смысле этого слова. Я все больше убеждаюсь, что зрителя не обманешь расчетливыми уловками — сменой тембра голоса, эффектной позой. Тем более когда ты один на почти голой сцене, тут и спрятаться не за что.
 — Вы играете трагическую историю. Легко ли это переживать зрителю?
 — Спектакль очень строгий по форме, мы выкинули все слишком красивое, развлекательное. Он заставляет зрителя окунуться в это с головой. В этом смысле меня больше волнует спектакль «Белая гвардия» по роману «Дни Турбиных» Булгакова. Эта трагическая история гибели лучших людей страны, великой Российской империи, но там много игровых комических эпизодов. Зритель очень хочет смеяться на этом спектакле, порой буквально расшатывая его рисунок. Я считаю: пусть зритель смеется там, где это уместно, но мне хочется, чтобы он побольше думал, сопереживал. Помню слова сотрудника музея Булгакова: «Вы не сочувствуете своим героям». Горько слышать, но, наверное, она права. Я себя утешаю мыслью, что современный человек защищает себя от горьких переживаний, относится к серьезным вещам с долей спасительной иронии. Я злюсь: все равно хочется это в себе переломить. Хочется удержать спектакль в границах первоначального замысла. Мы это обсуждаем с режиссером, с актерами, стараемся удержать равновесие смешного и трагического и не играть со зрителем в поддавки.
 — Карбаускис всегда интригует постоянными рассуждениями о смерти в своих спектаклях. Какой он в жизни?
 — Оптимистом его не назовешь, и юмор бывает мрачноватым. Но при этом он очень светлый человек. Его рассуждения о смерти кажутся жутковатыми человеку российской ментальности. На самом деле это заложено в литовской культуре: тема смерти — это возможность остановиться и задуматься о жизни, пофилософствовать. Когда мы говорим о смерти, то мы и говорим о смерти, а они умеют в это вкладывать столько смыслов! У них по кладбищу гуляют, как по парку. Например, под Вильнюсом есть знаменитая Гора крестов, где справляют красивый праздник поминания усопших. Разве русскому человеку придет в голову устраивать шоу с яркими фонариками на кладбище? Но чем дальше мы работаем, тем я лучше понимаю Карбаускиса.
Мне нравится в его режиссуре сочетание интеллектуального разбора и любовь к раскованности актера, его игровой природы. Обычно он предлагает на репетиции сыграть в полную силу, а потом просит убавить эмоции. Этот режиссер умеет сказать о персонаже одну фразу, обозначить каркас роли. Он бывает жестким, говоря: «Дальше уже твоя работа», но при этом не перестает помогать. Миндаугас Карбаускис гениально умеет показывать актеру его персонажа. Это всегда остроумно, смешно, точно, и при этом приправлено неподражаемой литовской иронией. Он умеет своим показом разбудить актерское тщеславие. Он тебя не заставляет, а намекает на искомый результат, и делает это так элегантно!
 — В чем, на ваш взгляд, причина успеха спектакля «Рассказ о семи повешенных»?
 — Мы все молодые, неискушенные, неиспорченные. Держимся друг за друга, работаем с удовольствием. Но в принципе, даже если ты совсем не ладишь с кем-то из коллег, работа заставляет тебя выстраивать дружеские отношения на время совместной работы.
Я помню, Карбаускис сказал очень любопытную вещь на репетиции этого спектакля: «Посмотрим, какое место займет этот спектакль в пространстве». Есть такой странный феномен — иногда серьезную пьесу репетируют ничтожно мало. Но зритель постановку поддерживает, и дает ей какую-то жизненную силу. «Вишневый сад» мы репетировали всего два месяца, но он дозрел уже после выпуска. Зритель любит эту Раневскую в исполнении Ренаты Литвиновой, такую необычную, непохожую на других театральных актрис. Зрителю кажется, что Литвинова — и есть Раневская, что она играет что-то и про себя тоже.
Есть спектакли, которые любопытны как эксперимент, рассчитаны на узкий круг эстетов и быстро уходят из репертуара. «Король Лир» в постановке Тадаши Судзуки — наша попытка прикоснуться к эстетике японского театра. Это игрушка, в которой хороша прелесть новизны, но лучше не заигрываться — иначе можно впасть в пародию. 
 — Говорят, вы мечтаете о собственной постановке?
 — Я уже выбрал одну сказку, думаю о подборе молодых актеров. Сказка — благодатный материал, в ней намешано столько противоположных чувств. У меня много работы, но я еще не наигрался. И вообще я заметил, что самостоятельные отрывки студентов — самые удачные. Хочется что-то сказать от своего имени, иметь что-то свое, не просто работу, а душевную отраду. Тем более что я в последнее время много играю людей криминального мира, бесовщину какую-то. Один мой персонаж — Бес, другой — бандит. Душа просит сказки.
 — Вы - известный театральный актер, а как у вас складываются отношения с кино?
 — Я сейчас снимаюсь в фильме «Кремень» в главной роли. В этой криминальной драме действуют персонажи, похожие на монстров. Они лишены души, ведь они живут в мире, где душа не нужна. Мы делаем все легко, сухо, буднично, без смакования криминальных ужасов. Мой герой — сержант Чахлов, это человек-действие, человек-поступок, одним словом, кремень. Он очень собран и сконцентрирован — это мне в нем нравится. Но при этом, когда мой герой, бездушный монстр, погибает, я испытываю облегчение и чувство справедливости. Мне нравится, что фильм не копирует западные клише, не предлагает хэппи-эндов. Все жестко, честно, без лишнего пафоса. Нравится сниматься в этом авторском кино, где создатели больше думают о том, чтобы выпустить честный художественный продукт, а не кассовое зрелище.
Пресса
Рассказ о счастливой Москве, Жанна Филатова, Театральная афиша, 11.2007
Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007
Табаков ищет талантливых детей и режиссеров, Ася Кравченко, Независимая газета, 13.09.2007
Лекарство от попсы, Марина Давыдова, Известия, 13.08.2007
Китайская принцесса выбрала «Самое важное», Алла Шендерова, Коммерсант, 19.06.2007
Небо в алмазах, Катерина Антонова, Театральные Новые Известия, 8.06.2007
Рассказ о счастливой Москве, Евгения Александрова, Weekend.ru, 3.06.2007
Страшно, аж жуть?, Елена Груева, Московский корреспондент, 06.2007
Любовь против коммунизма, Юлия Черникова, Утро.ru, 29.05.2007
«Красная Москва» — город-герой. Посмертно, Елена Дьякова, Новая газета, 28.05.2007
Счастье помогло, Марина Давыдова, Известия, 18.05.2007
Было у Москвы три любовника, Ольга Егошина, Новые известия, 16.05.2007
Девушка «ку-ку» эпохи Москвошвеи, Александра Денисова, Огонек, 14.05.2007
Я люблю Москву, Олег Зинцов, Ведомости, 11.05.2007
Москва без любви, Алена Карась, Российская газета, 11.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лиза Биргер, TimeOut-Москва, 8.05.2007
Одна абсолютно счастливая Москва, Глеб Ситковский, Газета, 8.05.2007
Вспоминайте нас, Итоги, 7.05.2007
Счастье как предчувствие, Елена Ямпольская, Известия, 7.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лилия Валеева, «Новости культуры» (ТК «Культура»), 3.05.2007
Девушка-электричество, Дина Годер, Газета.ru, 2.05.2007
Слеза комсомолки Москвы, Алла Шендерова, Коммерсант, 2.05.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости. Пятница, 27.04.2007
Хранение столичности, Роман Должанский, Коммерсант, 27.04.2007
Ирина Пегова — Москва во плоти, Сергей Конаев, ВАШ ДОСУГ, 27.04.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости, 27.04.2007
Рассказ о счастливой Москве, Елена Ковальская, Афиша, 17.04.2007
Наш ответ оптимистам, Александр Соколянский, Время новостей, 30.03.2007
«Гвоздь» вбили в «Захудалый род», Татьяна Кузнецова, Коммерсант, 14.03.2007
Олигарх из табакерки, Марина Квасницкая, Российская газета, 13.03.2007
Подвал столичного значения, Ирина Алпатова, Культура, 1.03.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Послевкусие «ЗОЛОТОЙ МАСКИ», Борис Тух, Вести недели — день за днем, 8.12.2006
Душа просит сказки, Марина Квасницкая, Россiя, 30.11.2006
Театральный фестиваль — дело живое, Элла Аграновская, Молодежь Эстонии, 18.11.2006
Пять пудов любви, Алла Шендерова, ВАШ ДОСУГ, 25.10.2006
Гоголь по-безруковски?, Марина Лисовец, Невское время, 8.09.2006
Гоголь по-безруковски…, Марина Лисовец, Невское время, 8.09.2006
ГАМЛЕТ. ПОКОЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ, Марина Дмитревская, Час пик, 6.09.2006
ГОГОЛЬ ПО-ХУЛИГАНСКИ, Марина Лисовец, 08.2006
Как важно быть серьезным, Елена Груева, ВАШ ДОСУГ, 29.06.2006
Тополиный пух, жара, хрусталь, Елена Ямпольская, Известия, 27.06.2006
«Похождение» повесы, Коммерсант Weekend, 31.03.2006
Масляков был зрителем, а Табаков — покровителем, Наталия Каминская, Культура, 30.03.2006
Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, 28.03.2006
Табаков поощрил смелость и дерзость, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 28.03.2006
Театральные впечатления Павла Руднева, Павел Руднев, Новый Мир, 1.03.2006
Яна Сексте. ТЕРРОРИСТКА МУСЯ, Анастасия Исаева, ДОМ АКТЕРА, 1.03.2006
Поднимись над суетой, Александр Смольяков, Планета Красота, 1.03.2006
Нежный портрет на фоне смерти, Марина Квасницкая, Россiя, 9.02.2006
Миндаугас Карбаускис и Смерть, Борис Тух, ДЕНЬ за ДНЕМ, 27.01.2006
Место смерти изменить нельзя, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 24.01.2006
Мечты Агафьи Тихоновны, Культура, 12.01.2006
Милость к падшим, Алла Шендерова, ДОМ АКТЕРА, 1.01.2006
Вешал бы кто?!, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.01.2006
Плюшкин с харизмой, Елена Губайдуллина, Планета Красота, 6.2006
Режиссер, который ничего не хочет делать, Светлана Полякова, Независимая газета, 23.12.2005
Жажда жизни, Светлана Тарасова, Досуг & развлечения, 22.12.2005
Пограничное состояние, Алексей Филиппов, Русский Курьер, 19.12.2005
Рассказ о семи повешенных, Кристина Матвиенко, TIME OUT МОСКВА, 14.12.2005
Молодой повеса, Елена Ковальская, АФИША, 13.12.2005
ИГРА В ВЕРЕВОЧКУ ПО-НАШЕМУ, Елена Дьякова, Новая Газета, 12.12.2005
НЕТ СМЕРТИ НА ЗЕМЛЕ, Вера Максимова, Независимая газета, 7.12.2005
Помни о смерти, Итоги, 5.12.2005
А НА НЕЙТРАЛЬНОЙ ПОЛОСЕ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.12.2005
Над морем всходило солнце, Мария Хализева, Экран и сцена, 1.12.2005
Детские игры со смертью, Алена Карась, Российская газета, 1.12.2005
Он пугает, а нам не страшно, Светлана Хохрякова, Культура, 1.12.2005
СМЕРТЕЛЬНЫЙ НОМЕР НЕ ПРОЙДЕТ, Марина Давыдова, Известия, 30.11.2005
Персонаж с петлей на шее, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 30.11.2005
Закончится вешалкой, Глеб Ситковский, Газета, 29.11.2005
Ужу, уму — равно ужасно умирать, Александр Соколянский, Время новостей, 29.11.2005
Смерть как весело, Роман Должанский, Коммерсант, 29.11.2005
Минуты настоящего, Ольга Егошина, Новые Известия, 28.11.2005
«Каждый раз начинаю все с нуля», Ольга Романцова, Газета, 23.11.2005
Уйти и не вернуться, Артем Солнышкин, Досуг & развлечения, 17.11.2005
Смертельные игры, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
Миндаугас Карбаускис: «Премии сродни восхождению на гору», Ирина Воробьева, ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, 1.09.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
Стихотворения в позе, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
Разговаривать не надо, приседайте до упаду…, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТА, Артур Соломонов, Известия, 13.04.2005
О театр, ты спорт!, Алена Карась, Российская газета, 13.04.2005
Мяч с сюрпризом, Ольга Егошина, Новые Известия, 13.04.2005
ЖЮРИ УТКНУЛОСЬ В «ТРЯПИЧНЫЙ УГОЛ», Любовь Лебедина, Труд, 13.04.2005
«Золотые маски» разлетелись по всей стране, Лариса Васильева, Комсомольская правда, 13.04.2005
Здоровый дух, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 13.04.2005
Спортивная"маск"ировочка, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 13.04.2005
ПОБЕДА И УЧАСТИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.04.2005
Триумфы и тренажеры, Анна Гордеева, Время новостей, 13.04.2005
К пьедесталу наперегонки, Глеб Ситковский, Газета, 12.04.2005
ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.04.2005
Кавалеры «Золотой маски», Ирина Корнеева, Российская газета, 12.04.2005
Гадание о «Маске», Александр Соколянский, Время новостей, 12.04.2005
Большой маскарад, Алена Карась, Российская газета, 12.04.2005
Победителям устроили сцену, Роман Должанский, Коммерсант, 12.04.2005
«Иди сюда, буржуазненький наш!», Артур Соломонов, Известия, 1.04.2005
Марафон открытий, Ольга Егошина, Новые Известия, 22.03.2005
Золотая Маска, В.Г., TIME OUT МОСКВА, 21.03.2005
Режиссер Миндаугас Карбаускис: Нас нанимают на время, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.02.2005
Нас нанимают на время, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.02.2005
Режиссер Миндаугас КАРБАУСКИС: НАС НАНИМАЮТ НА ВРЕМЯ, Екатерина Васенина, Новая Газета, 7.02.2005
Бестиарий от слова best, Елена Дьякова, Новая газета, 23.12.2004
Комедия, местами даже фарс, Алена Карась, Российская газета, 22.12.2004
Контрольный выстрел, Олег Зинцов, Ведомости, 22.12.2004
Генеральская дочь, Елена Солнцева, Время новостей, 22.12.2004
Хищница с декадентским изломом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.12.2004
Не спи — проснешься, Марина Давыдова, Известия, 21.12.2004
Пистолет как развлечение, Ольга Егошина, Новые известия, 21.12.2004
Смерть как перекур, Глеб Ситковский, Газета, 21.12.2004
Патология красоты и клиника свободы, Елена Ямпольская, Русский курьер, 20.12.2004
Драма для кукол, Марина Шимадина, Коммерсант, 16.12.2004
Станиславский в своей тарелке, Марина Шимадина, Коммерсант, 9.12.2004
Три вопроса Андрею Смолякову, Денис Белоусов, Досуг&развлечения, 2.12.2004
Кумир с щетиной, Татьяна Коновалова, МК, 25.10.2004
Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004
Машина времени, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 22.09.2004
Чехов из «Табакерки», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2004
Дмитрий Назаров: Интриги — украшение театра, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 6.08.2004
Хотели как лучше…, Елена Ямпольская, Русский курьер, 9.07.2004
Марина Зудина: «Я знаю, что такое любовь», Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004
Легкое дыхание, Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004
Когда мы увидим «небо в алмазах»?, Любовь Лебедина, Труд, 29.05.2004
Люди в склепе, Ирина Алпатова, Культура, 27.05.2004
Дядя Ваня не догнал Олега Табакова, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 26.05.2004
«Дядя Ваня», Марина Мурзина, АиФ-Москва, 26.05.2004
Четвертая стена, пятая стена, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.05.2004
Край или конец света?, Елена Дьякова, Новая Газета, 24.05.2004
Дом восходящего солнца, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 22.05.2004
Радость, которой не миновать, Дина Годер, Газета.Ru, 20.05.2004
Дом окнами в зал, Ольга Егошина, Новые известия, 20.05.2004
«Дядя Ваня» против «Чайки», Марина Райкина, МК, 20.05.2004
Больше жизни, Александр Соколянский, Время новостей, 20.05.2004
Деревенский романс, Алена Карась, Российская газета, 20.05.2004
Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 18.05.2004
Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, 1.05.2004
Когда я умирала, Елена Ковальская, Афиша, 13.02.2004
Смертный путь из грязи в князи, Елена Дьякова, Новая газета, 12.02.2004
Живые и мертвая, Мария Хализева, Вечерний клуб, 29.01.2004
В добрый последний путь!, Ирина Алпатова, Культура, 29.01.2004
Фокус делать не из чего, Дина Годер, Русский журнал, 27.01.2004
Протестанты в «Табакерке», Алена Карась, Российская газета, 27.01.2004
На кладбище и обратно, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.01.2004
Дорога на кладбище, Александр Соколянский, Время новостей, 27.01.2004
Поджечь родную мать, Ольга Егошина, Новые известия, 26.01.2004
Смерть — понятие растяжимое, Марина Давыдова, Известия, 26.01.2004
Вечерами в «Табакерке» озвучивают порнофильмы, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 7.07.2003
Шапочка в кризисе слова, Мария Львова, Вечерний клуб, 3.07.2003
Белый бычок в страшной шапочке, Ирина Алпатова, Культура, 2.07.2003
Порнокино: хор замученных детей, Елена Дьякова, Новая газета, 2.07.2003
Комедия без ошибок, Марина Давыдова, Известия, 27.06.2003
Синхронный перевод, Роман Должанский, Коммерсантъ, 26.06.2003
О любви к метафизике, Алла Шендерова, Экран и сцена, 12.04.2003
Ядерная физика в действии, Нина Агишева, Московские Новости, 5.03.2003
Элементарные частицы, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.02.2003
Неочевидное вероятное, Марина Давыдова, Известия, 26.02.2003
На нарах творчества, Ирина Алпатова, Культура, 30.05.2002
Театр должен быть утоплен, Ольга Романцова, Вести.ru, 27.05.2002
Лицедей, как он есть, Алексей Филиппов, Известия, 16.05.2002
Безумие в день кровяной колбасы, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.05.2002
Драма на гастролях, Ирина Корнеева, Время МН, 15.05.2002
Диагноз — лицедей, Дарья Коробова, Независимая газета, 15.05.2002
Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002
Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002
Одна абсолютно счастливая семья, Глеб Ситковский, 19.01.2002
Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.01.2002
Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 12.01.2002
Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002
Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002
Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002
Старосветская челядь, Мария Хализева, Вечерний клуб, 01.2002
На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер