ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Послевкусие «ЗОЛОТОЙ МАСКИ»

Борис Тух, Вести недели — день за днем, 8.12.2006
Очарование «Золотой Маски в Эстонии» во многом определяется моментом непредсказуемости ее основной художественной темы. Если темой прошлогоднего фестиваля была широта диапазона (географического — при определенном доминировании Петербурга) и эстетического (мощный трагический реализм додинских «Отцов и детей», веселое хулиганство Андрея Прикотенко и его актеров в «Эдипе-царе» и полный отказ от художественности в пользу необработанной, грубой и местами грязной действительности в «Сентябре» «Театра.doc», то вторая «Маска» своей внутренней темой имела демонстрацию творчества троих режиссеров, так или иначе имеющих прямое отношение к Петру Наумовичу Фоменко. Евгений Каменькович преподавал на его курсе, Сергей Женовач и учился у Фоменко, и преподавал; самый молодой, Миндаугас Карбаускис, ученик Фоменко, считается (и по праву) самым глубоким и серьезным среди московских режиссеров «поколения 30-летних». Естественно, они все очень разные — хороших режиссеров не штампуют на конвейере, не отливают в готовые формы по образу и подобию Мастера, а выращивают… примерно как английский газон — так же бережно и индивидуально, хотя, конечно, не так долго.

РЕЖИССЕРЫ И ЗВЕЗДЫ

Женовач предстал в двух ипостасях: как постановщик сплошь звездной (Константин Хабенский — Михаил Пореченков — Анатолий Белый — Александр Семчев и др.) «Белой гвардии» и как педагог, создатель «Студии театрального искусства», совсем юные актеры которой заразительно и очень исповедально, от собственного лица, сыграли «Мальчиков» — главы из «Братьев Карамзовых». Каменькович в этой же «Студии» поставил безумно смешной «Мариенбад» Шолом-Алейхема, в котором актерам предоставлена свобода оттягиваться в полный рост… однако в очень точном и жестком рисунке."Похождение, составленное по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», поставленное Карбаускисом в Театре-студии п/р Олега Табакова — тоже звездный спектакль.

Во всех четырех постановках влияние Фоменко проявляется не столько в стилистике (хотя, если вспомнить январские гастроли табаковской студии, в «Когда я умирала» Карбаускис кое-где оказывался близок к стилю своего Учителя), сколько в том, чему не научишь и что очень трудно имитировать, если в тебе самом этого нет — в особой душевности, теплоте, нежности в отношении к героям. Это присутствует даже в «Похождении. ..» — Чичиков Сергея Безрукова местами трогателен в своем наивном стремлении обогатиться; другие персонажи — тем более. Ну как не посочувствовать моложавой, дебелой и соскучившейся по мужской ласке Коробочке, которая в исполнении Ольги Блок-Миримской похожа не столько на Верку Сердючку (как написал один злоязычный московский рецензент), сколько на Руслану Писанку. Как не восхититься виртуозным мастерством Олега Табакова в роли Плюшкина — самой не-табаковской роли в «Мертвых душах», но и ее великий актер сумел выстроить «под себя», совершенно переосмыслив образ.

РАЗМЫШЛЕНИЯ О СУДЬБАХ СТРАНЫ

Но и Карбаускис строит свою версию «Мертвых душ» как тотальное переосмысление. . если не гоголевской поэмы, то, по крайней мере, сложившегося о ней представления. И примерно так же относится к традиции, сложившейся вокруг булгаковской драмы «Белая гвардия» («Дни Турбиных») Женовач. В 1925 году Булгаков и МХАТ были вынуждены делать вид, будто пьеса — о том, как русская интеллигенция (конкретно: военная интеллигенция, офицерство) приходит к единственно верному выводу — будущее за большевиками. Женовач идет глубже: мыслящему и чувствующему человеку любая власть чужда и враждебна — что опереточный и достаточно вегетарианский гетманский режим, что бандитский национал-социализм Петлюры, что грозная и пока неясная сила большевизма… но выхода нет. Либо бескомпромиссно погибнуть…не за гетмана, за свою офицерскую честь, как полковник Алексей Турбин, либо принять большевиков как данность, но помнить при том, что твоя правда и спасение — в частной жизни, хотя ветром эпохи давно смело кремовые шторы, за которыми булгаковские герои пытались укрыться, и помост, по которому топают сапоги, проходит через твой дом.

При том, что Карбаускис решает этот вопрос метафорически, а Женовач — опираясь на монолог Мышлаевского о столе, который хоть вверх ногами его переверни, так и останется столом, представления о судьбах России и ее будущем у обоих режиссеров схожи. Для Карбаускиса это — сонное царство, в котором даже птица-тройка никуда не летит, а сквозь дрему жует овес.(Аферист Чичиков попытался было пробудить, но все вернулось на круги своя.) И монолог о столе — это ведь тоже о возвращении на круги своя. Один верноподанный рецензент счел это верой в будущее России, которая возродится после наваждения коммунизма. (Двойники этого рецензента 80 лет назад писали о том, как возродится страна под водительством компартии. ) Но если вспомнить, как вел себя этот «стол» в разные исторические периоды, то оптимизма поубавится.

ЗВЕЗДЫ И ЗАЛ

МХТ им. Чехова и «подвал» Олега Табакова — сообщающиеся сосуды. Однако кажется, что звезды, играющие в «Белой гвардии», и Сергей Безруков в роли Чичикова получили совершенно разное актерское воспитание. 

Вообще-то так оно и есть. Безруков окончил Школу-студию МХАТ, а в «Белой гвардии» занята сборная команда: Пореченков и Хабенский — питерцы (а значит генетически склонны к более острой форме), Белый окончил Щепкинское училище и тоже в Художественном театре недавно, Семчев, к которому прилипли его рекламные «подвиги» — из «Щуки», только рыжеволосая, утонченная, слегка декадентская красавица Наталья Рогожкина — своя, мхатовская. Тем не менее именно эта команда составляет блестяще сыгранный и взаимодействующий ансамбль, а Безруков, вопреки заветам Станиславского (которые имеют вес и сегодня) беззастенчиво тянет одеяло на себя и повторяет свои испытанные трюки, независимо от того, к месту они или нет.

Нет, конечно, современный актер-звезда не ставит между собой и залом «четвертую стену». Он ищет контакта с публикой, и его харизма перехлестывает через рампу. Особенно это заметно у Пореченкова. Но дело в том, что Мышлаевский вполне может быть таким рубахой-парнем, выпивохой, матерщинником и при этом чистейшей души человеком, каким был, к примеру, агент национальной безопасности Леха Николаев. Хабенский же в роли Алексея Турбина отъединен от публики, его герой с самого начала носит в себе обреченность и готовность к смерти. Актеру не надо искать взаимопонимания с публикой — тут главное одиночество человека, избравшего свой путь и готового идти до конца…

СТУДИЯ ЖЕНОВАЧА

Сергей Женовач считает, что актер должен пройти три стадии: училище — студия — театр. Молодой выпускник театрального училища, брошенный сразу же в сложную (и как правило изобилующую интригами) обстановку сложившегося театра, рискует там затеряться, годами сидеть без ролей и растерять то, чему его учили.

Свою «Студию театрального искусства» Женовач создал, чтобы избавить ребят от такой опасности. Возник новый театр. Когда-нибудь он повзрослеет, пройдет пору студийности и превратится в «нормальный» театральный коллектив, но сейчас у него счастливая пора, когда актеры влюблены в стихию игры, своя публика — в актеров, а критика так уж заласкала студию, что даже страшно было бы…если бы режиссер не утверждал со всей ответственностью, что ребята относятся к этим похвалам спокойно.

«Мальчики» — избранные фрагменты «Братьев Карамазовых»; когда-то Виктор Розов сделал на эту тему пьесу «Брат Алеша», но Женовач ставит собственную инсценировку, в которой нет ничего лишнего, только история Илюши Снегирева, сентиментальная, экзальтированная, абсолютно не в духе нашего времени — но ведь и в наше время людям надо иногда вспоминать о естественных человеческих чувствах. Здесь есть место и любви, и Богу, и Алеша Карамазов в начале появляется в монашеской рясе — но совершенно нет елейной и насквозь фальшивой церковности, которая в наше время все чаще навязывается Достоевскому. Алеша (Александр Коручеков) предстает в спектакле… идеальным пионервожатым. Или, если угодно, очень честным и волевым духовным руководителем мальчиков, которые так нуждаются в подобном руководстве. Искренне и с юмором играет Колю Красоткина Андрей Шибаршин; умерший в 9 лет Илюша (Сергей Пирняк) получился светлым ангелом, а Сергей Аброскин в роли дворовой собаки Перезвона явно вспоминает то, чему учили в театральном вузе, но как увлеченно он перевоплощается в пса!

«Мариенбад» у нашей публики встретил еще более теплый прием. И это ясно: зритель вообще любит комедию, а тут на неожиданные повороты сюжета накладывается специфика еврейского юмора и вообще еврейского характера. Евгений Каменькович ставит спектакль о людях, которые уже настолько поднялись, что могут отправить своих жен и дочерей на модный курорт (жен — чтобы те подлечились, дочерей — в поисках женихов), но еще сохранили привычки и ментальность жителей бедного местечка. 20-летняя Бейльця Курлендер (Мириам Сехон), вырвавшись на волю, пускается во всевозможные авантюры, что доводит до белого каления ее 64-летнего супруга Шлойму (Тихон Котрелев) и вселяет некоторые надежды в курортного плейбоя Хайма Сорокера (Григорий Служитель). Спектакль идет в бешеном темпе, сюжет запутывается до полной неразберихи, все это удивительно весело… И лишь после спектакля остро ощущаешь боль от того, что этот, так сочно воплощенный на сцене и такой самобытный мир был уничтожен Холокостом… и от него сохранились лишь оживающие в спектакле воспоминания. ..
Пресса
Рассказ о счастливой Москве, Жанна Филатова, Театральная афиша, 11.2007
Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007
Табаков ищет талантливых детей и режиссеров, Ася Кравченко, Независимая газета, 13.09.2007
Лекарство от попсы, Марина Давыдова, Известия, 13.08.2007
Китайская принцесса выбрала «Самое важное», Алла Шендерова, Коммерсант, 19.06.2007
Небо в алмазах, Катерина Антонова, Театральные Новые Известия, 8.06.2007
Рассказ о счастливой Москве, Евгения Александрова, Weekend.ru, 3.06.2007
Страшно, аж жуть?, Елена Груева, Московский корреспондент, 06.2007
Любовь против коммунизма, Юлия Черникова, Утро.ru, 29.05.2007
«Красная Москва» — город-герой. Посмертно, Елена Дьякова, Новая газета, 28.05.2007
Счастье помогло, Марина Давыдова, Известия, 18.05.2007
Было у Москвы три любовника, Ольга Егошина, Новые известия, 16.05.2007
Девушка «ку-ку» эпохи Москвошвеи, Александра Денисова, Огонек, 14.05.2007
Я люблю Москву, Олег Зинцов, Ведомости, 11.05.2007
Москва без любви, Алена Карась, Российская газета, 11.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лиза Биргер, TimeOut-Москва, 8.05.2007
Одна абсолютно счастливая Москва, Глеб Ситковский, Газета, 8.05.2007
Вспоминайте нас, Итоги, 7.05.2007
Счастье как предчувствие, Елена Ямпольская, Известия, 7.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лилия Валеева, «Новости культуры» (ТК «Культура»), 3.05.2007
Девушка-электричество, Дина Годер, Газета.ru, 2.05.2007
Слеза комсомолки Москвы, Алла Шендерова, Коммерсант, 2.05.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости. Пятница, 27.04.2007
Хранение столичности, Роман Должанский, Коммерсант, 27.04.2007
Ирина Пегова — Москва во плоти, Сергей Конаев, ВАШ ДОСУГ, 27.04.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости, 27.04.2007
Рассказ о счастливой Москве, Елена Ковальская, Афиша, 17.04.2007
Наш ответ оптимистам, Александр Соколянский, Время новостей, 30.03.2007
«Гвоздь» вбили в «Захудалый род», Татьяна Кузнецова, Коммерсант, 14.03.2007
Олигарх из табакерки, Марина Квасницкая, Российская газета, 13.03.2007
Подвал столичного значения, Ирина Алпатова, Культура, 1.03.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Послевкусие «ЗОЛОТОЙ МАСКИ», Борис Тух, Вести недели — день за днем, 8.12.2006
Душа просит сказки, Марина Квасницкая, Россiя, 30.11.2006
Театральный фестиваль — дело живое, Элла Аграновская, Молодежь Эстонии, 18.11.2006
Пять пудов любви, Алла Шендерова, ВАШ ДОСУГ, 25.10.2006
Гоголь по-безруковски?, Марина Лисовец, Невское время, 8.09.2006
Гоголь по-безруковски…, Марина Лисовец, Невское время, 8.09.2006
ГАМЛЕТ. ПОКОЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ, Марина Дмитревская, Час пик, 6.09.2006
ГОГОЛЬ ПО-ХУЛИГАНСКИ, Марина Лисовец, 08.2006
Как важно быть серьезным, Елена Груева, ВАШ ДОСУГ, 29.06.2006
Тополиный пух, жара, хрусталь, Елена Ямпольская, Известия, 27.06.2006
«Похождение» повесы, Коммерсант Weekend, 31.03.2006
Масляков был зрителем, а Табаков — покровителем, Наталия Каминская, Культура, 30.03.2006
Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, 28.03.2006
Табаков поощрил смелость и дерзость, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 28.03.2006
Театральные впечатления Павла Руднева, Павел Руднев, Новый Мир, 1.03.2006
Яна Сексте. ТЕРРОРИСТКА МУСЯ, Анастасия Исаева, ДОМ АКТЕРА, 1.03.2006
Поднимись над суетой, Александр Смольяков, Планета Красота, 1.03.2006
Нежный портрет на фоне смерти, Марина Квасницкая, Россiя, 9.02.2006
Миндаугас Карбаускис и Смерть, Борис Тух, ДЕНЬ за ДНЕМ, 27.01.2006
Место смерти изменить нельзя, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 24.01.2006
Мечты Агафьи Тихоновны, Культура, 12.01.2006
Милость к падшим, Алла Шендерова, ДОМ АКТЕРА, 1.01.2006
Вешал бы кто?!, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.01.2006
Плюшкин с харизмой, Елена Губайдуллина, Планета Красота, 6.2006
Режиссер, который ничего не хочет делать, Светлана Полякова, Независимая газета, 23.12.2005
Жажда жизни, Светлана Тарасова, Досуг & развлечения, 22.12.2005
Пограничное состояние, Алексей Филиппов, Русский Курьер, 19.12.2005
Рассказ о семи повешенных, Кристина Матвиенко, TIME OUT МОСКВА, 14.12.2005
Молодой повеса, Елена Ковальская, АФИША, 13.12.2005
ИГРА В ВЕРЕВОЧКУ ПО-НАШЕМУ, Елена Дьякова, Новая Газета, 12.12.2005
НЕТ СМЕРТИ НА ЗЕМЛЕ, Вера Максимова, Независимая газета, 7.12.2005
Помни о смерти, Итоги, 5.12.2005
А НА НЕЙТРАЛЬНОЙ ПОЛОСЕ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.12.2005
Над морем всходило солнце, Мария Хализева, Экран и сцена, 1.12.2005
Детские игры со смертью, Алена Карась, Российская газета, 1.12.2005
Он пугает, а нам не страшно, Светлана Хохрякова, Культура, 1.12.2005
СМЕРТЕЛЬНЫЙ НОМЕР НЕ ПРОЙДЕТ, Марина Давыдова, Известия, 30.11.2005
Персонаж с петлей на шее, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 30.11.2005
Закончится вешалкой, Глеб Ситковский, Газета, 29.11.2005
Ужу, уму — равно ужасно умирать, Александр Соколянский, Время новостей, 29.11.2005
Смерть как весело, Роман Должанский, Коммерсант, 29.11.2005
Минуты настоящего, Ольга Егошина, Новые Известия, 28.11.2005
«Каждый раз начинаю все с нуля», Ольга Романцова, Газета, 23.11.2005
Уйти и не вернуться, Артем Солнышкин, Досуг & развлечения, 17.11.2005
Смертельные игры, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
Миндаугас Карбаускис: «Премии сродни восхождению на гору», Ирина Воробьева, ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, 1.09.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
Стихотворения в позе, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
Разговаривать не надо, приседайте до упаду…, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТА, Артур Соломонов, Известия, 13.04.2005
О театр, ты спорт!, Алена Карась, Российская газета, 13.04.2005
Мяч с сюрпризом, Ольга Егошина, Новые Известия, 13.04.2005
ЖЮРИ УТКНУЛОСЬ В «ТРЯПИЧНЫЙ УГОЛ», Любовь Лебедина, Труд, 13.04.2005
«Золотые маски» разлетелись по всей стране, Лариса Васильева, Комсомольская правда, 13.04.2005
Здоровый дух, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 13.04.2005
Спортивная"маск"ировочка, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 13.04.2005
ПОБЕДА И УЧАСТИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.04.2005
Триумфы и тренажеры, Анна Гордеева, Время новостей, 13.04.2005
К пьедесталу наперегонки, Глеб Ситковский, Газета, 12.04.2005
ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.04.2005
Кавалеры «Золотой маски», Ирина Корнеева, Российская газета, 12.04.2005
Гадание о «Маске», Александр Соколянский, Время новостей, 12.04.2005
Большой маскарад, Алена Карась, Российская газета, 12.04.2005
Победителям устроили сцену, Роман Должанский, Коммерсант, 12.04.2005
«Иди сюда, буржуазненький наш!», Артур Соломонов, Известия, 1.04.2005
Марафон открытий, Ольга Егошина, Новые Известия, 22.03.2005
Золотая Маска, В.Г., TIME OUT МОСКВА, 21.03.2005
Режиссер Миндаугас Карбаускис: Нас нанимают на время, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.02.2005
Нас нанимают на время, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.02.2005
Режиссер Миндаугас КАРБАУСКИС: НАС НАНИМАЮТ НА ВРЕМЯ, Екатерина Васенина, Новая Газета, 7.02.2005
Бестиарий от слова best, Елена Дьякова, Новая газета, 23.12.2004
Комедия, местами даже фарс, Алена Карась, Российская газета, 22.12.2004
Контрольный выстрел, Олег Зинцов, Ведомости, 22.12.2004
Генеральская дочь, Елена Солнцева, Время новостей, 22.12.2004
Хищница с декадентским изломом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.12.2004
Не спи — проснешься, Марина Давыдова, Известия, 21.12.2004
Пистолет как развлечение, Ольга Егошина, Новые известия, 21.12.2004
Смерть как перекур, Глеб Ситковский, Газета, 21.12.2004
Патология красоты и клиника свободы, Елена Ямпольская, Русский курьер, 20.12.2004
Драма для кукол, Марина Шимадина, Коммерсант, 16.12.2004
Станиславский в своей тарелке, Марина Шимадина, Коммерсант, 9.12.2004
Три вопроса Андрею Смолякову, Денис Белоусов, Досуг&развлечения, 2.12.2004
Кумир с щетиной, Татьяна Коновалова, МК, 25.10.2004
Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004
Машина времени, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 22.09.2004
Чехов из «Табакерки», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2004
Дмитрий Назаров: Интриги — украшение театра, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 6.08.2004
Хотели как лучше…, Елена Ямпольская, Русский курьер, 9.07.2004
Марина Зудина: «Я знаю, что такое любовь», Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004
Легкое дыхание, Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004
Когда мы увидим «небо в алмазах»?, Любовь Лебедина, Труд, 29.05.2004
Люди в склепе, Ирина Алпатова, Культура, 27.05.2004
Дядя Ваня не догнал Олега Табакова, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 26.05.2004
«Дядя Ваня», Марина Мурзина, АиФ-Москва, 26.05.2004
Четвертая стена, пятая стена, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.05.2004
Край или конец света?, Елена Дьякова, Новая Газета, 24.05.2004
Дом восходящего солнца, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 22.05.2004
Радость, которой не миновать, Дина Годер, Газета.Ru, 20.05.2004
Дом окнами в зал, Ольга Егошина, Новые известия, 20.05.2004
«Дядя Ваня» против «Чайки», Марина Райкина, МК, 20.05.2004
Больше жизни, Александр Соколянский, Время новостей, 20.05.2004
Деревенский романс, Алена Карась, Российская газета, 20.05.2004
Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 18.05.2004
Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, 1.05.2004
Когда я умирала, Елена Ковальская, Афиша, 13.02.2004
Смертный путь из грязи в князи, Елена Дьякова, Новая газета, 12.02.2004
Живые и мертвая, Мария Хализева, Вечерний клуб, 29.01.2004
В добрый последний путь!, Ирина Алпатова, Культура, 29.01.2004
Фокус делать не из чего, Дина Годер, Русский журнал, 27.01.2004
Протестанты в «Табакерке», Алена Карась, Российская газета, 27.01.2004
На кладбище и обратно, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.01.2004
Дорога на кладбище, Александр Соколянский, Время новостей, 27.01.2004
Поджечь родную мать, Ольга Егошина, Новые известия, 26.01.2004
Смерть — понятие растяжимое, Марина Давыдова, Известия, 26.01.2004
Вечерами в «Табакерке» озвучивают порнофильмы, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 7.07.2003
Шапочка в кризисе слова, Мария Львова, Вечерний клуб, 3.07.2003
Белый бычок в страшной шапочке, Ирина Алпатова, Культура, 2.07.2003
Порнокино: хор замученных детей, Елена Дьякова, Новая газета, 2.07.2003
Комедия без ошибок, Марина Давыдова, Известия, 27.06.2003
Синхронный перевод, Роман Должанский, Коммерсантъ, 26.06.2003
О любви к метафизике, Алла Шендерова, Экран и сцена, 12.04.2003
Ядерная физика в действии, Нина Агишева, Московские Новости, 5.03.2003
Элементарные частицы, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.02.2003
Неочевидное вероятное, Марина Давыдова, Известия, 26.02.2003
На нарах творчества, Ирина Алпатова, Культура, 30.05.2002
Театр должен быть утоплен, Ольга Романцова, Вести.ru, 27.05.2002
Лицедей, как он есть, Алексей Филиппов, Известия, 16.05.2002
Безумие в день кровяной колбасы, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.05.2002
Драма на гастролях, Ирина Корнеева, Время МН, 15.05.2002
Диагноз — лицедей, Дарья Коробова, Независимая газета, 15.05.2002
Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002
Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002
Одна абсолютно счастливая семья, Глеб Ситковский, 19.01.2002
Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.01.2002
Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 12.01.2002
Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002
Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002
Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002
Старосветская челядь, Мария Хализева, Вечерний клуб, 01.2002
На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер