ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Подвал столичного значения

Ирина Алпатова, Культура, 1.03.2007
Ровно пять лет назад, когда отмечалось 15-летие знаменитой Табакерки, заметки, написанные по этому проводу, были названы «Кризис среднего возраста». Тогда казалось, что этот популярный московский театр мало-помалу утрачивает своеобразное выражение творческого лица, да и планка качества понемногу снижается, причем еще на этапе выбора пьесы и режиссера. Слишком уж много проходных событий случалось в жизни коллектива. И даже объективная причина этого была вроде бы найдена: бремя художественного руководства МХТ имени Чехова, взваленное на себя Олегом Табаковым, не позволяло тщательно и пристально отвлекаться на свое любимое детище. Поневоле оно обрело свободу, но без достаточного умения грамотно ею распорядиться.

Пять лет спустя все эти проблемы перестали провоцировать панику и стали неотъемлемой и нормальной частью общего театрального процесса. О любом приличном театре сегодня можно говорить приблизительно в одних и тех же выражениях. А если что и имеет принципиальное значение, то это конкретный спектакль, большей частью определяемый тем или иным режиссерским именем. Причем рядом с достаточно редкими событиями в афише обычно стоит добрый десяток других названий, принципиальностью воплощения не обремененных. Табакерка — не исключение. 

Здесь важнее другое — ностальгическое слово «студия». Впрочем, оно за эти годы изменило свое смысловое значение. Табакерка и затевалась некогда (кстати, задолго до 1987 года — официальной даты открытия театра) с идеей молодой студийности, куража, энтузиазма и бессребреничества, которые объединили бы молодых актеров в новую театральную семью. Идея театра-дома тогда еще была вполне актуальной. Сегодня же «дети» выросли, оперились и возмужали (а кто-то и заматерел), многие вылетели из родного гнезда, прочим там бывает порой довольно тесно. Да и сам Олег Табаков, не сбрасывая со счетов «семью», все чаще говорит о том, что нынешняя Табакерка по сути своей — очередная студия Художественного театра. И это абсолютно нормально. Актеры и режиссеры, приписанные к двум коллективам, давно уже работают вместе, многие «большие» спектакли Табакерки идут на мхатовских сценах. Так что порой уже и не разобрать, где чей спектакль. Да и надо ли это делать, если студия всегда выручит «метрополию», а последняя будет гордиться многими студийными спектаклями, к которым тоже приложила руку.

Гордость номер один для Табакерки — это, конечно, Миндаугас Карбаускис. Режиссер, выученный Петром Фоменко, получил у Табакова все возможности для осуществления своих идей плюс лучшие актерские силы двух коллективов. Эти возможности, помноженные на незаурядный талант, очень скоро принесли свои плоды — сам Карбаускис уже взял «Золотую Маску» как лучший режиссер года (за спектакль «Когда я умирала» в Табакерке). И теперь его постановки — непременные номинанты последующих национальных премий, как и актеры, в его спектаклях занятые. Хотя, формальная сторона успеха, конечно, важна, но главнее другое — Карбаускис остается режиссером, плывущим против течения скандального и дилетантского мейнстрима, и сдавать позиций пока не собирается.

Впрочем, масскульту, шоу-бизнесу и телевидению Табакерка тоже вполне способна подарить своего питомца. Яркий пример — Анастасия Заворотнюк, тоже вышедшая из подвала на Чаплыгина. Она, правда, поторопилась оборвать связи с родным гнездом, где, вероятно, чувствовала себя не слишком комфортно, но тем не менее осваивать профессию начинала именно здесь.

Что же касается постоянных актерских дебютов в качестве режиссеров, которые случаются здесь ежегодно и в массовом количестве, то это как раз «дело семейное». И кому, как не Табакову, дать своим «детям» возможность освоить иные сценические перспективы? И не только своим, кстати. В последние годы на эту стезю здесь вступали Александр Марин, Дмитрий Петрунь, Александр Мохов, Олег Тополянский, ранее — Владимир Машков. Да, конечно, ладно получается не всегда, но, как говорится, лучше сделать и пожалеть, чем сожалеть о несделанном. К тому же счастливой случайности, способной перерасти в количественную закономерность, тоже никто не отменял.

Накануне юбилея в Табакерке, как водится, случилась премьера, правда, к нему специально не приуроченная. Просто совпало. Но это совпадение оказалось на редкость удачным и представило театр в его не «большой», но камерно-подвальной ипостаси в очень выгодном свете. Очень честно и абсолютно адекватно тому, что здесь на самом деле происходит, если не замусоривается случайными событиями.

Олег Табаков вновь рискнул и пригласил на постановку режиссера, Москве практически неизвестного. Хотя для знатоков российского сценического процесса Сергей Пускепалис — постановщик вполне состоявшийся. Бывший актер, прошедший режиссерскую школу Петра Фоменко, много работавший в провинции и возглавивший несколько лет назад Магнитогорский театр драмы имени Пушкина. Но столичные подмостки, пусть даже такие крошечные, все равно — дебют, где надо вновь заявлять о себе.

Хотя Пускепалис, кажется, этим последним вовсе не собирался заниматься, никаких деклараций и манифестов не готовил. Да и пьесу взял классическую, к тому же не из первого ряда — «Женитьбу Белугина» А. Островского и В. Соловьева. Островский же, как известно, предполагает большей частью актерский театр, нежели агрессивные режиссерские импровизации. Конечно, если думать о спектакле в целом, а не о себе, любимом.

Школа Петра Фоменко в ее не заштампованных, но живых проявлениях в режиссуре Пускепалиса явно чувствуется, а временами здесь даже присутствует знаменитое «легкое дыхание», присущее лучшим спектаклям самого мастера и его учеников. Дыхание театральной игры, которая в спектакле доминирует над всем остальным — психологией, сентиментальностью или социальными мотивами. Их не отрицая, но полностью себе подчиняя. Когда все не вполне всерьез, но окутано ироничной дымкой. Когда можно чуть-чуть похулиганить, то и дело подмигивая зрителям, чтобы эти «безобразия» оценили. Когда есть возможность для ежевечерней актерской импровизации при общем жестком каркасе постановки. Когда режиссер является заводилой игры, но умело растворяется в игроках.

Все это у Пускепалиса получилось замечательно, причем безо всякой робости и излишнего пиетета перед столичными актерами. Впрочем, они в большинстве своем молодые, за исключением опытного мхатовца Владимира Краснова (Белугин-отец). Кстати, как нынче принято, актерская команда сформирована из работников разных театров: МХТ имени Чехова, Театра имени Гоголя и собственно Табакерки. Но никакого разностилья не случилось, поскольку правила игры были верно поняты и приняты всеми без исключения. 

Каждый артист играет свою «нотку» из цельной актерской гаммы. Краснов-Белугин замечательно «перевоплощается», а Марианна Шульц (Кармина-мать), наоборот, остро комедиантствует. Евгений Миллер (Андрей Белугин) осваивает амплуа темпераментного простака, а Иван Шибанов (Агишин) — чуть картинного рокового соблазнителя. Молоденькой Лине Миримской (Елена Кармина) явно нравятся мгновенные перепады настроений ее героини и изменение ее манер и поступков, причем она более других овладела здесь нужным сценическим комизмом. И пусть ближе к финалу комедийность начинает грешить чрезмерным комикованием, но все это «от полноты чувств-с» и, наверное, со временем уравновесится.

При этом Пускепалис, как и многие его коллеги, не чужд желания, чтобы его спектакль прозвучал вневременно. А если уж какое-то время и в большей чести, то явно театральное. Рядом с традиционными купеческими одеяниями — фривольное платьице Елены, никаких дамских прелестей не скрывающее (костюмы Ольги Резниченко). Да и словечки у персонажей между делом проскакивают разные, не только Островским написанные. И цыганские напевы чередуются с французским канканом. А единая игровая стихия все равно приведет действо к необходимой гармонии. 

Так что подобный подарок к собственному юбилею получить не стыдно. Ну а уж как там дальше сложится, зависит от многого и многих, включая и самого Олега Павловича, и его артистов. Потенциал-то есть, а значит, и перспективы.
Пресса
Рассказ о счастливой Москве, Жанна Филатова, Театральная афиша, 11.2007
Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007
Табаков ищет талантливых детей и режиссеров, Ася Кравченко, Независимая газета, 13.09.2007
Лекарство от попсы, Марина Давыдова, Известия, 13.08.2007
Китайская принцесса выбрала «Самое важное», Алла Шендерова, Коммерсант, 19.06.2007
Небо в алмазах, Катерина Антонова, Театральные Новые Известия, 8.06.2007
Рассказ о счастливой Москве, Евгения Александрова, Weekend.ru, 3.06.2007
Страшно, аж жуть?, Елена Груева, Московский корреспондент, 06.2007
Любовь против коммунизма, Юлия Черникова, Утро.ru, 29.05.2007
«Красная Москва» — город-герой. Посмертно, Елена Дьякова, Новая газета, 28.05.2007
Счастье помогло, Марина Давыдова, Известия, 18.05.2007
Было у Москвы три любовника, Ольга Егошина, Новые известия, 16.05.2007
Девушка «ку-ку» эпохи Москвошвеи, Александра Денисова, Огонек, 14.05.2007
Я люблю Москву, Олег Зинцов, Ведомости, 11.05.2007
Москва без любви, Алена Карась, Российская газета, 11.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лиза Биргер, TimeOut-Москва, 8.05.2007
Одна абсолютно счастливая Москва, Глеб Ситковский, Газета, 8.05.2007
Вспоминайте нас, Итоги, 7.05.2007
Счастье как предчувствие, Елена Ямпольская, Известия, 7.05.2007
Рассказ о счастливой Москве, Лилия Валеева, «Новости культуры» (ТК «Культура»), 3.05.2007
Девушка-электричество, Дина Годер, Газета.ru, 2.05.2007
Слеза комсомолки Москвы, Алла Шендерова, Коммерсант, 2.05.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости. Пятница, 27.04.2007
Хранение столичности, Роман Должанский, Коммерсант, 27.04.2007
Ирина Пегова — Москва во плоти, Сергей Конаев, ВАШ ДОСУГ, 27.04.2007
Попытка счастья, Александра Машукова, Ведомости, 27.04.2007
Рассказ о счастливой Москве, Елена Ковальская, Афиша, 17.04.2007
Наш ответ оптимистам, Александр Соколянский, Время новостей, 30.03.2007
«Гвоздь» вбили в «Захудалый род», Татьяна Кузнецова, Коммерсант, 14.03.2007
Олигарх из табакерки, Марина Квасницкая, Российская газета, 13.03.2007
Подвал столичного значения, Ирина Алпатова, Культура, 1.03.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Послевкусие «ЗОЛОТОЙ МАСКИ», Борис Тух, Вести недели — день за днем, 8.12.2006
Душа просит сказки, Марина Квасницкая, Россiя, 30.11.2006
Театральный фестиваль — дело живое, Элла Аграновская, Молодежь Эстонии, 18.11.2006
Пять пудов любви, Алла Шендерова, ВАШ ДОСУГ, 25.10.2006
Гоголь по-безруковски?, Марина Лисовец, Невское время, 8.09.2006
Гоголь по-безруковски…, Марина Лисовец, Невское время, 8.09.2006
ГАМЛЕТ. ПОКОЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ, Марина Дмитревская, Час пик, 6.09.2006
ГОГОЛЬ ПО-ХУЛИГАНСКИ, Марина Лисовец, 08.2006
Как важно быть серьезным, Елена Груева, ВАШ ДОСУГ, 29.06.2006
Тополиный пух, жара, хрусталь, Елена Ямпольская, Известия, 27.06.2006
«Похождение» повесы, Коммерсант Weekend, 31.03.2006
Масляков был зрителем, а Табаков — покровителем, Наталия Каминская, Культура, 30.03.2006
Табаков раздал в театре продуктовые наборы, Никита Красников, Комсомольская правда, 28.03.2006
Табаков поощрил смелость и дерзость, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 28.03.2006
Театральные впечатления Павла Руднева, Павел Руднев, Новый Мир, 1.03.2006
Яна Сексте. ТЕРРОРИСТКА МУСЯ, Анастасия Исаева, ДОМ АКТЕРА, 1.03.2006
Поднимись над суетой, Александр Смольяков, Планета Красота, 1.03.2006
Нежный портрет на фоне смерти, Марина Квасницкая, Россiя, 9.02.2006
Миндаугас Карбаускис и Смерть, Борис Тух, ДЕНЬ за ДНЕМ, 27.01.2006
Место смерти изменить нельзя, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 24.01.2006
Мечты Агафьи Тихоновны, Культура, 12.01.2006
Милость к падшим, Алла Шендерова, ДОМ АКТЕРА, 1.01.2006
Вешал бы кто?!, Алиса Никольская, Театральная касса, 1.01.2006
Плюшкин с харизмой, Елена Губайдуллина, Планета Красота, 6.2006
Режиссер, который ничего не хочет делать, Светлана Полякова, Независимая газета, 23.12.2005
Жажда жизни, Светлана Тарасова, Досуг & развлечения, 22.12.2005
Пограничное состояние, Алексей Филиппов, Русский Курьер, 19.12.2005
Рассказ о семи повешенных, Кристина Матвиенко, TIME OUT МОСКВА, 14.12.2005
Молодой повеса, Елена Ковальская, АФИША, 13.12.2005
ИГРА В ВЕРЕВОЧКУ ПО-НАШЕМУ, Елена Дьякова, Новая Газета, 12.12.2005
НЕТ СМЕРТИ НА ЗЕМЛЕ, Вера Максимова, Независимая газета, 7.12.2005
Помни о смерти, Итоги, 5.12.2005
А НА НЕЙТРАЛЬНОЙ ПОЛОСЕ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 2.12.2005
Над морем всходило солнце, Мария Хализева, Экран и сцена, 1.12.2005
Детские игры со смертью, Алена Карась, Российская газета, 1.12.2005
Он пугает, а нам не страшно, Светлана Хохрякова, Культура, 1.12.2005
СМЕРТЕЛЬНЫЙ НОМЕР НЕ ПРОЙДЕТ, Марина Давыдова, Известия, 30.11.2005
Персонаж с петлей на шее, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 30.11.2005
Закончится вешалкой, Глеб Ситковский, Газета, 29.11.2005
Ужу, уму — равно ужасно умирать, Александр Соколянский, Время новостей, 29.11.2005
Смерть как весело, Роман Должанский, Коммерсант, 29.11.2005
Минуты настоящего, Ольга Егошина, Новые Известия, 28.11.2005
«Каждый раз начинаю все с нуля», Ольга Романцова, Газета, 23.11.2005
Уйти и не вернуться, Артем Солнышкин, Досуг & развлечения, 17.11.2005
Смертельные игры, Елена Груева, Ваш досуг, 17.11.2005
Миндаугас Карбаускис: «Премии сродни восхождению на гору», Ирина Воробьева, ПРЯМЫЕ ИНВЕСТИЦИИ, 1.09.2005
«ДЕЛО НАДО ДЕЛАТЬ, ГОСПОДА», Павел Подкладов, Труд, 17.08.2005
Стихотворения в позе, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
Разговаривать не надо, приседайте до упаду…, Ирина Алпатова, Культура, 14.04.2005
ШВЫДКОЙ ПРИШЕЛ В КОСТЮМЕ ШАХМАТИСТА, Артур Соломонов, Известия, 13.04.2005
О театр, ты спорт!, Алена Карась, Российская газета, 13.04.2005
Мяч с сюрпризом, Ольга Егошина, Новые Известия, 13.04.2005
ЖЮРИ УТКНУЛОСЬ В «ТРЯПИЧНЫЙ УГОЛ», Любовь Лебедина, Труд, 13.04.2005
«Золотые маски» разлетелись по всей стране, Лариса Васильева, Комсомольская правда, 13.04.2005
Здоровый дух, Олег Зинцов, ВЕДОМОСТИ, 13.04.2005
Спортивная"маск"ировочка, Ян Смирницкий, Московский комсомолец, 13.04.2005
ПОБЕДА И УЧАСТИЕ, Григорий Заславский, Независимая газета, 13.04.2005
Триумфы и тренажеры, Анна Гордеева, Время новостей, 13.04.2005
К пьедесталу наперегонки, Глеб Ситковский, Газета, 12.04.2005
ЧЕХОВ И ЗАЯЦ НА ОЛИМПИЙСКОЙ ДИСТАНЦИИ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 12.04.2005
Кавалеры «Золотой маски», Ирина Корнеева, Российская газета, 12.04.2005
Гадание о «Маске», Александр Соколянский, Время новостей, 12.04.2005
Большой маскарад, Алена Карась, Российская газета, 12.04.2005
Победителям устроили сцену, Роман Должанский, Коммерсант, 12.04.2005
«Иди сюда, буржуазненький наш!», Артур Соломонов, Известия, 1.04.2005
Марафон открытий, Ольга Егошина, Новые Известия, 22.03.2005
Золотая Маска, В.Г., TIME OUT МОСКВА, 21.03.2005
Режиссер Миндаугас Карбаускис: Нас нанимают на время, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.02.2005
Нас нанимают на время, Екатерина Васенина, Новая газета, 7.02.2005
Режиссер Миндаугас КАРБАУСКИС: НАС НАНИМАЮТ НА ВРЕМЯ, Екатерина Васенина, Новая Газета, 7.02.2005
Бестиарий от слова best, Елена Дьякова, Новая газета, 23.12.2004
Комедия, местами даже фарс, Алена Карась, Российская газета, 22.12.2004
Контрольный выстрел, Олег Зинцов, Ведомости, 22.12.2004
Генеральская дочь, Елена Солнцева, Время новостей, 22.12.2004
Хищница с декадентским изломом, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 21.12.2004
Не спи — проснешься, Марина Давыдова, Известия, 21.12.2004
Пистолет как развлечение, Ольга Егошина, Новые известия, 21.12.2004
Смерть как перекур, Глеб Ситковский, Газета, 21.12.2004
Патология красоты и клиника свободы, Елена Ямпольская, Русский курьер, 20.12.2004
Драма для кукол, Марина Шимадина, Коммерсант, 16.12.2004
Станиславский в своей тарелке, Марина Шимадина, Коммерсант, 9.12.2004
Три вопроса Андрею Смолякову, Денис Белоусов, Досуг&развлечения, 2.12.2004
Кумир с щетиной, Татьяна Коновалова, МК, 25.10.2004
Марина Зудина: «В этом мире помогают выжить театр и Табаков», Катерина Антонова, Новые Известия, 6.10.2004
Машина времени, Екатерина Дмитриевская, Экран и сцена, 22.09.2004
Чехов из «Табакерки», Глеб Ситковский, Газета, 17.09.2004
Дмитрий Назаров: Интриги — украшение театра, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 6.08.2004
Хотели как лучше…, Елена Ямпольская, Русский курьер, 9.07.2004
Марина Зудина: «Я знаю, что такое любовь», Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004
Легкое дыхание, Светлана Тарасова, Досуг&развлечения, 25.06.2004
Когда мы увидим «небо в алмазах»?, Любовь Лебедина, Труд, 29.05.2004
Люди в склепе, Ирина Алпатова, Культура, 27.05.2004
Дядя Ваня не догнал Олега Табакова, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 26.05.2004
«Дядя Ваня», Марина Мурзина, АиФ-Москва, 26.05.2004
Четвертая стена, пятая стена, Григорий Заславский, Независимая газета, 24.05.2004
Край или конец света?, Елена Дьякова, Новая Газета, 24.05.2004
Дом восходящего солнца, Ксения Ларина, Радиостанция «Эхо Москвы», 22.05.2004
Радость, которой не миновать, Дина Годер, Газета.Ru, 20.05.2004
Дом окнами в зал, Ольга Егошина, Новые известия, 20.05.2004
«Дядя Ваня» против «Чайки», Марина Райкина, МК, 20.05.2004
Больше жизни, Александр Соколянский, Время новостей, 20.05.2004
Деревенский романс, Алена Карась, Российская газета, 20.05.2004
Олег Табаков: Я еще расту и учусь, Марина Зельцер, Вечерняя Москва, 18.05.2004
Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, 1.05.2004
Когда я умирала, Елена Ковальская, Афиша, 13.02.2004
Смертный путь из грязи в князи, Елена Дьякова, Новая газета, 12.02.2004
Живые и мертвая, Мария Хализева, Вечерний клуб, 29.01.2004
В добрый последний путь!, Ирина Алпатова, Культура, 29.01.2004
Фокус делать не из чего, Дина Годер, Русский журнал, 27.01.2004
Протестанты в «Табакерке», Алена Карась, Российская газета, 27.01.2004
На кладбище и обратно, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.01.2004
Дорога на кладбище, Александр Соколянский, Время новостей, 27.01.2004
Поджечь родную мать, Ольга Егошина, Новые известия, 26.01.2004
Смерть — понятие растяжимое, Марина Давыдова, Известия, 26.01.2004
Вечерами в «Табакерке» озвучивают порнофильмы, Игорь Вирабов, Комсомольская правда, 7.07.2003
Шапочка в кризисе слова, Мария Львова, Вечерний клуб, 3.07.2003
Белый бычок в страшной шапочке, Ирина Алпатова, Культура, 2.07.2003
Порнокино: хор замученных детей, Елена Дьякова, Новая газета, 2.07.2003
Комедия без ошибок, Марина Давыдова, Известия, 27.06.2003
Синхронный перевод, Роман Должанский, Коммерсантъ, 26.06.2003
О любви к метафизике, Алла Шендерова, Экран и сцена, 12.04.2003
Ядерная физика в действии, Нина Агишева, Московские Новости, 5.03.2003
Элементарные частицы, Роман Должанский, Коммерсантъ, 27.02.2003
Неочевидное вероятное, Марина Давыдова, Известия, 26.02.2003
На нарах творчества, Ирина Алпатова, Культура, 30.05.2002
Театр должен быть утоплен, Ольга Романцова, Вести.ru, 27.05.2002
Лицедей, как он есть, Алексей Филиппов, Известия, 16.05.2002
Безумие в день кровяной колбасы, Марина Райкина, Московский комсомолец, 15.05.2002
Драма на гастролях, Ирина Корнеева, Время МН, 15.05.2002
Диагноз — лицедей, Дарья Коробова, Независимая газета, 15.05.2002
Старосветская печаль, Нина Агишева, Московские новости, 5.02.2002
Старосветские помещики, Елена Ковальская, Афиша, 1.02.2002
Одна абсолютно счастливая семья, Глеб Ситковский, 19.01.2002
Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 16.01.2002
Тихие смертельные этюды, Роман Должанский, Коммерсантъ, 12.01.2002
Гоголь в гостях у Уайлдера, Марина Давыдова, Время Новостей, 9.01.2002
Карбаускис во МХАТе, Григорий Заславский, Русский журнал, 8.01.2002
Сочинение о двух влюбленных, Алексей Филиппов, Известия, 8.01.2002
Старосветская челядь, Мария Хализева, Вечерний клуб, 01.2002
На пиру у старосветских помещиков, Алена Карась, Российская газета, 27.12.2001
«Похождение» в Таллине, «Новости культуры» (ТК «Культура»)
Смерть в стиле кантри, Елена Ямпольская, Русский курьер