Режиссеры

Хранение столичности

Роман Должанский, Коммерсант, 27.04.2007
Критикам явно предстоит расчистить одно из верхних мест в их уже подготовленных «горячих десятках» завершающегося театрального сезона — наверняка туда придется спешно вписать новую работу Миндаугаса Карбаускиса. Если его спектакли большой формы («Дядя Ваня» и «Похождение» в Театре-студии Табакова) еще вызывают кое у кого скепсис, то камерные постановки ученика Петра Фоменко Карбаускиса неизменно одариваются почти единодушным одобрением. «Рассказ о счастливой Москве» поставлен в подвале Табакерки на улице Чаплыгина — там, где идет «Рассказ о семи повешенных», ставший одним из главных событий минувшего сезона. Зрителям маленькие спектакли Карбаускиса смотреть не то чтобы в удовольствие. Его если и испытываешь, то не от темы повествования, а от способа изложения: Карбаускис — режиссер вдумчивый и подробный, он отлично умеет работать с актерами, в том числе с молодыми, и на всех его спектаклях лежит печать намеренной неброскости, умной сдержанности, как бы выгодно отличающей его от яркости и броскости сценического почерка многих коллег. Что касается темы, то ставит режиссер почти всегда о невеселом — о тонкости границы между жизнью и смертью, о том, как властно подчас небытие вторгается в человеческую жизнь, только что казавшуюся такой надежной, безопасной и бесконечной. Можно удивляться не тому, что Карбаускис взялся за Платонова, а тому, что не ставил его раньше: язык Платонова — воплощение той самой борьбы-дружбы жизни и смерти, которая так занимает молодого режиссера. Произведение Карбаускис выбрал не самое популярное в платоновском наследии — роман «Счастливая Москва». В театре неоконченный роман превратился в «Рассказ…». Городские власти, впрочем, могут не торопиться радоваться рекламному театральному событию: Москва у Платонова — не столица нашей родины, а женское имя. Главная героиня, которую сыграет еще одна ученица Петра Фоменко Ирина Пегова,- девушка по имени Москва Ивановна Честнова, которая в детстве сиротой «с уснувшей душой, не помня ни людей, ни пространства, несколько лет ходила и ела по родине, как в пустоте, пока не очнулась в детском доме и в школе». Впрочем, город тоже играет у Платонова огромную роль. Женщина, носящая имя столицы, иногда символически сравнивается и сопоставляется с городом Москвой. Вместе они, Москва-город и Москва-женщина, противостоят грубой и темной силе мира. В платоновской Москве присутствует нечто, что все вокруг утратили. Кажется, именно вокруг нее вращается весь мир. Как пишет автор, Москва «будто не человек, а огонь и электричество, обслуживающее мир и счастье на земле». Как вся эта философия и метафоричность эпохи больших исторических переломов будет воплощена сегодня на небольшой сцене — в спектакле участвуют Дмитрий Куличков, Яна Сексте, Алексей Усольцев, Александр Яценко, Александр Воробьев,- пока неизвестно и ясно станет только на премьере. Помимо таланта Миндаугас Карбаускис известен еще своей предпремьерной скрытностью, нелюдимостью и тем, что, получая очередную премию, он надменно выдавливает из себя в микрофон одно только голое «спасибо» и удаляется думать о следующем спектакле.