Режиссеры

Грузите бочками

, 17.09.2007
Три даты неминуемо сталкиваются в голове, которую так весело и жизнерадостно стараются заморочить в течение всего спектакля. Первая — 1968 год. Именно тогда вышла в третьем, мартовском номере «Юности» (журнал такой был, очень популярный, если кто не знает) повесть Аксенова «Затоваренная бочкотара». Как уж ее пропустила цензура, сегодня не понять. Сатирическая фантасмагория «с преувеличениями и сновидениями» живописала советский быт язвительно и точно. В некоем грузовике, везущем бочкотару к месту назначения, обнаружились едва ли не все типажи той, не всеми еще забытой действительности — здоровый телом и духом военный моряк, восторженная учительница, рафинированный интеллигент, консультант по Халигалии, вздорный дед-доносчик, бывший инспектор по колорадскому жуку и так далее. А ехал грузовик не пойми куда, то ли к коммунизму прямиком, то ли в город Коряжск, где нужна была эта бочкотара как мертвому припарка. Ехал грузовик по разбитым дорогам, да все к цели попасть никак не мог, то поворот шофер Володя Телескопов, к пьянству и фантазиям склонный, проскакивал, то еще что приключалось. Но вот доехал этот Ноев ковчег до места назначения, а там все, тупик. Бочкотара затоваренной оказалась, зацвела желтым цветком, затюрилась, не нужна никому, оказывается. Повесть эта успела поразить воображение читателей, сразу почуявших неуловимый аромат неподчинения и вольности, и коренным образом изменила стиль, направление и образ мысли автора, начинавшего с милых молодежных, вполне реалистических повестей («Коллеги», «Звездный билет», «Апельсины из Марокко»). Но только в августе того же 1968 года были введены войска в Чехословакию, отдушина, сквозь которую непозволительные вольности иногда просачивались, была надежно закупорена, и началась совсем другая история. Речь, однако, не о ней.

Вторая дата — 1989 год. Тогда в Театре-студии п/р Табакова молодой режиссер Евгений Каменькович в первый раз поставил «Затоваренную бочкотару». Очередной слом времен, оттепельные, перестроечные настроения и надежды. Ясное дело, «Бочкотара» к месту оказалась. Успех, говорят, был шумным, и спектакль тоже был шумным — энтузиазма и темперамента актерского много было. Участвовали едва ли не все нынешние звезды и мастера «Табакерки» — Андрей Смоляков, Михаил Хомяков, Сергей Безруков, Александр Мохов, Евдокия Германова, Владимир Машков… В нынешней программке все они любовно перечислены как первооткрыватели. И, наконец, третья дата — 2007 год, новая премьера. Олег Табаков придумал заново ввести «Бочкотару» в репертуар. Может, для того чтобы нынешние молодые актеры прочли этот упоительно смешной, ядовитый текст и что-то о прошлой, не их жизни, поняли. А может, всего лишь для того, чтобы дать им, молодым, возможность таланты свои показать. Тоже ведь задача.

С этой задачей справились лихо. Лихость новый спектакль очень даже характеризует. Там все так ладно прилажено одно к одному, одно другим подхватывается, и все это вместе носится над сценой (если, конечно, так можно выразиться о том пятачке, что заменяет в подвале на улице Чаплыгина собственно сцену) в бешеном и веселом ритме. Что носится, сразу не определишь, очень уж стремителен вихрь. Евгений Каменькович, теперь это хорошо известно, умеет делать такие спектакли. Берется хорошая проза, подбирается группа талантливых артистов, общим делом сплоченных, включается фантазия — и вперед. Так он сделал «Школу для дураков» на одном из курсов Петра Фоменко, «Мариенбад» со студентами Сергея Женовача и «Самое важное» в «Мастерской П. Фоменко» — лучший его спектакль. Стоит признать, что «Затоваренная бочкотара» в 89-м году была из первых ласточек. Новостью могла считаться. Нынешний спектакль новостью не является, повтор он и есть повтор, какие бы новые импульсы ни толкали режиссера к работе. Один из этих импульсов внятен безусловно — молодые таланты «Табакерки» расцвели, как бутоны, Каменькович всех в общее дело вовлек, увлеченностью своей заразил и задор актерский наружу выпустил. В сущности это много значит. Спектакль смотрится легко и выглядит очень симпатично, обаятельно выглядит. Едва ли не все чудно играют — Аркадий Киселев, Евгений Миллер, Александр Фисенко, Мария Сокова, Ангелина Миримская, Дмитрий Бродецкий и далее по программке. Вот только текст аксеновский (когда-то революционный) в этом спектакле всего лишь забавным кажется, анекдотом, не более. И даже вкладыш в программку с необходимыми нынче пояснениями, что такое ВТЭК, двугривенный, ВДНХ и ДЛТ, не помогает. Не отзывается он, текст то есть, ни в актерах, ни в зрителях, ничем не отзывается, никакими отголосками. 1968 год для них все равно что 1812-й, одинаково давно был.

Возможно ли сегодня другое прочтение «Бочкотары», не знаю. Может, ее надо в покое оставить, пусть себе в истории хранится, вехой в биографии знаменитого писателя остается. Но нет, почтительный покой потревожен, текст востребован. А зачем, спрашивается? Что сказать с его помощью хотят себе и миру? Ответ невнятен. В новом спектакле «Табакерки» и прошлое не представлено, и настоящего нет. Есть вполне абстрактное пространство для остроумной, азартной театральной игры. Она и доминирует. Весьма, повторимся, талантливо. Молодые актеры хорошо показались, о себе заявили: вот мы какие, задача выполнена. Ни о каком СССР (а уж тем более о России) здесь и не думаешь, только о них, милых и обаятельных. Для крупного спектакля, согласитесь, этого мало. Но для простой шутки — в самый раз.