ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Табаков против Лицемерия

Елена Ямпольская, Новые Известия, 6.01.1998
«Табакерка» растет. Обаятельная молодость позади, на пороге матерая зрелость. В программке «На всякого мудреца?» практически нет фамилий без титулов. Как минимум «заслуженный артист». Иногда к нему добавляется еще и «лауреат государственной премии». В репертуаре такого солидного коллектива солидного Маленького Драматического театра уже пора было бы появиться не менее весомому и безусловному названию. А что может быть респектабельнее «Мудреца»?

Табаков, в очередной раз прельстившийся роль постановщика, по его собственным словам, к респектабельности и традиционности именно и не стремился. Он вроде бы хотел, наоборот, порушить каноны и возвести на классицистских развалинах новое здание «Мудреца». В итоге получилось, примерно как у Церетели: странновато, но узнаваемо.

Основные коррективы, внесенные Табаковым в привычную трактовку «Мудреца» — возрастные. Молодая Мамаева (Марина Зудина), ее достаточно молодой муж (Михаил Хомяков) и Крутицкий, который, несмотря на все старания Евгения Киндинова и его гримера, больше чем на шестьдесят пять не тянет. У зрителя, давно приспособившегося к другому раскладу, в голове начинается путаница. Если Нил Федосеич Мамаев молод, тогда откуда него эта страсть к поучениям, эта педагогическая изжога?.. если Клеопатра Мамаева молода и хороша собой, о она — и то, и другое несомненно, то что за кремень тогда Глумов, обманывающий ее на каждом шагу с хладнокровной жестокостью?.. При этом надо учесть, что Глумову — Сергею Безрукову чуть больше двадцати и негде, и некогда ему было освоить науку подлого обольщения в таком совершенстве?

Что касается Крутицкого, он, увы, просто не смешон. Хрестоматийные сцены «Мудреца» — например, разговор Крутицкого с Мамаевым — свидетельствуют в пользу более характерного возрастного решения. Достаточно вспомнить хотя бы Лебедева и Басилашвили в спектакле БДТ. 

Но в конце концов лета героев пусть будут на совести постановщика. Олег Табаков, как я уже однажды писала, все-таки актер по щучьему велению, а режиссер — по своему хотению, и его новые постановочные опыты не меняют, а лишь подтверждают этот тезис. Что же в таком случае остается в положительном остатке?

Ну, во-первых, несколько очень хороших актерских работ. Начинать перечисление следует с Зудиной. На мой взгляд, это одна из лучших, а может быть, и вообще лучшая ее работа в «Табакерке». Вот кому определенная зрелость — и профессиональная, и женская — идет на пользу. Роль, не без пристрастных усилий режиссер, насыщена эротикой до такой степени, что волнующие флюиды идут в зал даже во время беседы двух женщин — Мамаевой и Глумовой.

На роль Егора Глумова изначально были назначены сразу два лауреата Госпремии, но Евгений Миронов репетирует сейчас у Валерия Фокина и введется в «Мудреца» в лучшем случае в марте. Если не введется, закапризничает и передумает, будет очень и очень жаль. Как очень и очень жаль Владимира Машкова, которому активная кинодеятельность помешала сыграть Крутицкого. Равноценного характерного актера в «Табакерке» нет? Миронова, кстати, хочется посмотреть в «Мудреце» не потому, что Безруков слабее. Вовсе нет. Просто интересно.

Безруков работает хорошо, с толком, свежо и остро. Особенно обнадеживающий разгон он берет сначала: в первой сцене Глумов действительно «умен, зол и завистлив» до отвращения. Продержаться в таком качестве ему удается недолго — явившись страшным человеком, Глумов дальше живет на сцене обаятельным притворяшкой, разве что с воспаленными от ночной писанины глазами. Но все же первый опыт Безрукова предстать пред публикой в отвратительной личине — это гигантский прогресс для молодого актера.

Едва ли не самое яркое актерское событие «Мудреца» — крохотная, почти эпизодическая роль гадалки, доставшаяся Наталье Журавлевой. Законченный характер, вполне целостный образ, чуть ли не биография на десятилетия назад и вперед — и все это за десять минут.

Спектакль Табакова не слишком смешон, возможно, потому, что он не про Глумова, Мамаеву, Крутицкого или Турусину (еще одна удачная работа Ольги Блок-Миримской). Главный герой этого «Мудреца» — Его Величество Лицемерие. 

Табаков никогда не расскажет всего, что знает о лицемерии, то есть о примерке разных лиц, но можно догадаться, что знание его обширно. Это, наблюдая премьеру из зала, он довольно фыркает, хмыкает, гыкает и издает целый ряд звуков, для который глаголов пока не придумано? А когда ставил, наверное, было страшновато? И у зрителя в какой-то момент дрожь пробегает по коже: а ведь у меня-то в душе, в самой глубине, лежат глумовские зернышки. Лежат, зреют и время от времени всходы дают? Чаще, чем хотелось бы.

Хотя, впрочем, может быть, все это только фантазии. Ведь большинство наших проблем от того. Что у нас на всякую простоту довольно мудрецов.
Пресса
Олег Табаков предпочел дифирамбам семейный вечер, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 15.11.2015
Табаков дель арте, Эмилия Деменцова, Театрон, 15.11.2015
МХТ отпраздновал 80-летие Табакова небанально, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.11.2015
Лучшие постановки МХТ им. Чехова покажут онлайн, видеосюжет телекомпании НТВ, 9.09.2014
Никто никого не любит, никто никого не жалеет, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.07.2014
Олег Табаков: «Самой жаркой любви наступает конец», Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.06.2014
Фоторепортаж «Премия Табакова 2014», Михаил Гутерман, Московский комсомолец, 27.03.2014
Табаков наградил «цирковых попугаев», Олег Кармунин, Известия, 27.03.2014
Табаков, вручая премию, вспомнил про один процент на культуру, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.03.2014
«№ 13D» в МХТ им. А. П. Чехова, Алла Шевелева, Театральная афиша, 24.02.2014
«№ 13D». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 18.02.2014
Когда Верник не улыбается, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.01.2014
Войти два раза в номер 13, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 27.01.2014
Яснослышащий, Андрей Ванденко, Итоги, 27.01.2014
«Чайка» № 13. Хлебная. В клеточку, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.01.2014
Машков вернулся в МХТ с новой постановкой пьесы «№ 13», видеосюжет телеканала «Мир 24», 25.01.2014
Палата общин № 13, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2014
«№ 13D»: Чертова дюжина Владимира Машкова, Анна Балуева, Комсомольская правда, 24.01.2014
Успех в особо крупных размерах, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.01.2014
В МХТ вновь поставили спектакль «№ 13», видеосюжет телеканала «Москва 24», 22.01.2014
Режиссер Машков вернулся в МХТ со старым спектаклем на новый лад, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 21.01.2014
Машков снова поставил «№ 13», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 21.01.2014
«№ 13D» — премьера спектакля Владимира Машкова в МХТ, видеосюжет радио «Голос России», 21.01.2014
В номерах…, Эмилия Деменцова, Театрон, 21.01.2014
Машков выкинул номер в формате 13D, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.01.2014
Спектакль «N 13» сыграют по-новому, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.01.2014
Владимир Машков принимает поздравления с юбилеем, видеосюжет телеканала «Культура», 27.11.2013
Сезон в пространстве истории, Ольга Егошина, Новые известия, 5.09.2013
Табаков не приходит один, Марина Токарева, Новая газета, 4.09.2013
Олег Табаков сыграл хозяина театра, Виктор Борзенко, Театрал, 4.09.2013
В МХТ имени Чехова обещают яркий сезон, видеосюжет телеканала «Звезда», 3.09.2013
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Грузите бочками, Итоги, 17.09.2007
Не возвращайтесь к былым возлюбленным…, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.09.2007
Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007
Тары-бары в бочкотаре, Глеб Ситковский, Газета, 12.09.2007
Фига без кармана, Марина Давыдова, Известия, 11.09.2007
Подвальная история, веселящая кровь, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.03.2007
Крепкий чай, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.02.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
СЕРГЕЙ БЕЛЯЕВ: «Не люблю репетировать, люблю играть», Светлана Полякова, Культура, 28.06.2006
Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006
Бойцовые рыбки, МК-Бульвар, 3.04.2006
Машков разделся. Миронов тоже, Наталья Ртищева, РОДНАЯ ГАЗЕТА, 31.03.2006
Угрюм-лекарство от тоски, Светлана Хохрякова, Культура, 30.03.2006
Миронов скупает в Минске оружие, Олег Улевич, Комсомольская правда, 17.08.2005
ЗИМА? ОРЛЫ ПРИЛЕТЕЛИ?, Наталья Боброва, Вечерняя Москва, 24.12.2004
Праздник, который нельзя отменить, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.09.2004
Я не играл Березовского, Ольга Феденкова, Ваш досуг, 17.09.2002
Владимир Машков: Я веду себя как законченный эгоист, Алексей Филиппов, Известия, 28.02.2001
РУССКИЕ МАЛЬЧИКИ, Татьяна Тихоновец, Пермские новости, 3.03.2000
Табаков против Лицемерия, Елена Ямпольская, Новые Известия, 6.01.1998
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета, 4.08.1994
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993