ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Страсти по «Табакерке»

Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
1 марта московскому Театру под руководством Олега Табакова — точнее, его официальному статусу в московском театральном мире — исполняется 20 лет. На углу улиц Гиляровского и Садовой-Сухаревской состоится закладка памятной капсулы в основание нового здания. Худрук вместе с главой столичного стройкомплекса Владимиром Ресиным укрепят долгожданный фундамент шкатулкой в форме табакерки. Внутри — фотографии актеров, их автографы и пожелания новой площадке. Интересно — какие именно? Полных залов желать бессмысленно — вместо нынешних 100 мест «Табакерка» получит 368. Заполнить их не составит особого труда.

Бывают театры большие и маленькие. Актерские либо режиссерские. Те, которые при формировании репертуарной политики делают упор на злободневность. И другие — кто предпочитает классику, а уж сколько в ней обнаружится актуального — это как Бог даст.

Театр под руководством Олега Табакова, в ласковом просторечии — «Табакерка», в излюбленной транскрипции худрука — «подвал», ни в одну из вышеперечисленных категорий не укладывается. Начнешь его подгонять под театроведческие лекала, ан - тут ушки свешиваются, там лапки торчат. Значит, живой организм. Живое упаковать трудно.

Даже вопрос размера не столь очевиден, как кажется. Для театров размер имеет значение. Причем, увы, роковое. Сдавленные залами на сто мест, будто штанишками на помочах или детскими сандаликами, они не взрослеют. До седых волос — восторженные студийцы. До пенсии — «как здорово, что все мы здесь сегодня собрались». «Табакерка» из штанов своей юности выросла. «Надо быть совсем дураком, — напоминает труппе худрук, — чтобы не заполнить зал на 110 мест». Тон продиктован дисциплинарной необходимостью. На деле «подвал», регулярно выходя из подвала, без особых усилий заполняет самые просторные залы Москвы. В Большом, правда, пока не играли. Играли в Малом, в филиале Малого, в РАМТе, в Пушкинском, в Театриуме на Серпуховке, в Доме музыки… Про МХТ нет смысла и говорить. При перемещениях — на запад ли, на восток — аншлаги сохраняются.

Слышала мнение: плохо, что актеры «Табакерки» покидают родное гнездо, привыкают к кочевой жизни. Я бы лично возразила: хорошо, замечательно даже, что они в тесном гнезде не толкаются. Что могут свободно реализовать свои таланты и вполне понятные амбиции в масштабе один к одному. Какой смысл выпускать очередную премьеру Карбаускиса в стоместном зале, если она способна собрать тысячные? Где резон демонстрировать живого Безрукова горстке счастливчиков, если во дворе девичьи толпы страждут лишнего билетика? Невыгодно, непрактично, глупо.

Квартирный вопрос не испортил оперившихся птенцов Табакова. Уже четвертое (если не пятое) поколение «подвальных» актеров выходит в звезды — киношные, сериальные. Люди реализуют собственную, отдельную судьбу, однако — за редким исключением — возвращаются в свой театр. Остаются единым целым. Стойкое звание «невозвращенца» закрепилось только за Владимиром Машковым. Это потеря для труппы, великая печаль для зрителей и существенный урон, как мне думается, для самого Машкова. Может, в елках его мало занимали, что он на Голливуд с горя польстился? Пока памятью о «Вовке» служат только «Страсти по Бумбарашу» — его вторая по хронологии режиссерская работа, сделанная 14 лет назад. Все эти годы — при постоянном обновлении состава — главного героя играет Евгений Миронов. Сегодня актер номер один, член президентского Совета по культуре, худрук Театра Наций. А тогда, в начале 1990-х, в спектаклях друга Машкова друг Миронов впервые обнаружил замысловатую и пронзительную «достоевщинку» своего большого таланта.

Табаков знает — без профессиональной режиссуры театра нет. Бьет в эту точку. Ищет, приглашает, очаровывается, обманывается, но поиски не оставляет. Как самодостаточному актеру это делает ему честь. В результате естественного отбора, после усушки-утруски лидирующую позицию занял сегодня Миндаугас Карбаускис. Ученик Петра Фоменко, давно и весьма хозяйственно прибранный Табаковым. В послужном списке Карбаускиса несколько крупных удач. «Когда я умирала» по роману Уильяма Фолкнера. «Рассказ о семи повешенных» по Леониду Андрееву, где сердце у зрителя рвется на части (на семь частей). Когда несчастные висельники — несчастные дети, — заигравшиеся в смерть, вдруг возвращаются, весело скатываясь с масленичной горки, зал встречает их минутой молчания. Но сквозь острую душевную боль (оказывается, душа может болеть, словно зуб с дуплом) проступает неприятный вопрос: откуда берутся девочки-мальчики, уверенные в своем праве карать и миловать? Из какого сора зародилось в России племя, существующее под девизом «нас не надо жалеть, ведь и мы никого не жалели»? Как из чистейших сердцем получаются убийцы — пусть идейные, но убийцы? Нам необходимо об этом думать, потому что мы живем (и каждую секунду рискуем перестать) в мире идейных убийц. Далеко не таких обаятельных, как те, первые. Но повязанных с ними кровными — во всех смыслах — узами.

«Когда я умирала» и «Рассказ о семи повешенных» играются в подвале на Чаплыгина. Еще две работы Карбаускиса — «Дядя Ваня» и "ПОХОЖДЕНИЕ, составленное по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» — продукт для большой сцены. Актерский состав здесь более «кассовый» — достаточно заметить, что профессора Серебрякова и Плюшкина играет Олег Табаков. Но выбор «классика или актуальность?» опять-таки не существует. Не «или — или», но только «и». На то она и классика, чтобы связь времен всемерно укреплять.

«Табакерка» — театр молодой. Это не зависит от возраста. Молодой по сути. По духу. Молодость в данном случае, как ни странно, — синоним мудрости. Надо думать о будущем, растить для себя новые поколения зрителей. А значит, надо обсуждать с молодыми понятные им темы продвинутым языком. Иногда погоня за новизной перехлестывает. Например, взялись модные драматурги братья Пресняковы творчески переработать роман «Воскресение», а режиссер Юрий Бутусов воплотил инсценировку в жизнь. Гламура у Льва Николаевича заметно прибавилось, только вот дискурс куда-то испарился…

Из спектаклей «Табакерки» легко составляется путеводитель по современной жизни. И только классификации она по-прежнему не поддается. Это — разный театр. Меняющийся. Живой. Впрочем, постойте. Есть один критерий. .. Бывают театры успешные и неуспешные.

«Подвал» на Чаплыгина, безусловно, успешен. Хотя здесь и этот предмет для законной гордости ухитрились вывернуть наизнанку. Из года в год сбор труппы — веселый междусобойчик — омрачается суровым предостережением худрука. Отбросив милый шутейный тон, лоцман Табаков указывает на карте главную опасность: «Инерция успеха». Театры, годами существующие в инерции НЕуспеха, криво ухмыльнутся: «С жиру они там бесятся…» Но у «Табакерки» другой отсчет. «Будьте строже к себе», — призывает худрук.

Не слишком празднично. Но очень точно.
Пресса
Олег Табаков предпочел дифирамбам семейный вечер, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 15.11.2015
Табаков дель арте, Эмилия Деменцова, Театрон, 15.11.2015
МХТ отпраздновал 80-летие Табакова небанально, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.11.2015
Лучшие постановки МХТ им. Чехова покажут онлайн, видеосюжет телекомпании НТВ, 9.09.2014
Никто никого не любит, никто никого не жалеет, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.07.2014
Олег Табаков: «Самой жаркой любви наступает конец», Марина Райкина, Московский комсомолец, 25.06.2014
Фоторепортаж «Премия Табакова 2014», Михаил Гутерман, Московский комсомолец, 27.03.2014
Табаков наградил «цирковых попугаев», Олег Кармунин, Известия, 27.03.2014
Табаков, вручая премию, вспомнил про один процент на культуру, Марина Райкина, Московский комсомолец, 27.03.2014
«№ 13D» в МХТ им. А. П. Чехова, Алла Шевелева, Театральная афиша, 24.02.2014
«№ 13D». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 18.02.2014
Когда Верник не улыбается, Марина Райкина, Московский комсомолец, 31.01.2014
Войти два раза в номер 13, Анастасия Плешакова, Комсомольская правда, 27.01.2014
Яснослышащий, Андрей Ванденко, Итоги, 27.01.2014
«Чайка» № 13. Хлебная. В клеточку, Наталия Каминская, Петербургский театральный журнал, 25.01.2014
Машков вернулся в МХТ с новой постановкой пьесы «№ 13», видеосюжет телеканала «Мир 24», 25.01.2014
Палата общин № 13, Елена Дьякова, Новая газета, 25.01.2014
«№ 13D»: Чертова дюжина Владимира Машкова, Анна Балуева, Комсомольская правда, 24.01.2014
Успех в особо крупных размерах, Ирина Корнеева, Российская газета, 22.01.2014
В МХТ вновь поставили спектакль «№ 13», видеосюжет телеканала «Москва 24», 22.01.2014
Режиссер Машков вернулся в МХТ со старым спектаклем на новый лад, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 21.01.2014
Машков снова поставил «№ 13», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 21.01.2014
«№ 13D» — премьера спектакля Владимира Машкова в МХТ, видеосюжет радио «Голос России», 21.01.2014
В номерах…, Эмилия Деменцова, Театрон, 21.01.2014
Машков выкинул номер в формате 13D, Марина Райкина, Московский комсомолец, 18.01.2014
Спектакль «N 13» сыграют по-новому, Ирина Корнеева, Российская газета, 17.01.2014
Владимир Машков принимает поздравления с юбилеем, видеосюжет телеканала «Культура», 27.11.2013
Сезон в пространстве истории, Ольга Егошина, Новые известия, 5.09.2013
Табаков не приходит один, Марина Токарева, Новая газета, 4.09.2013
Олег Табаков сыграл хозяина театра, Виктор Борзенко, Театрал, 4.09.2013
В МХТ имени Чехова обещают яркий сезон, видеосюжет телеканала «Звезда», 3.09.2013
Олег Табаков. В поисках радости. Театральная повесть в пяти вечерах, Анатолий Смелянский, телеканал «Культура», 13.08.2012
Грузите бочками, Итоги, 17.09.2007
Не возвращайтесь к былым возлюбленным…, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.09.2007
Аксенов ковчег, Ирина Алпатова, Культура, 13.09.2007
Тары-бары в бочкотаре, Глеб Ситковский, Газета, 12.09.2007
Фига без кармана, Марина Давыдова, Известия, 11.09.2007
Подвальная история, веселящая кровь, Марина Райкина, Московский Комсомолец, 1.03.2007
Крепкий чай, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 28.02.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
Страсти по «Табакерке», Елена Ямпольская, Известия, 28.02.2007
СЕРГЕЙ БЕЛЯЕВ: «Не люблю репетировать, люблю играть», Светлана Полякова, Культура, 28.06.2006
Счастливый номер, Елена Ямпольская, Известия, 28.04.2006
Бойцовые рыбки, МК-Бульвар, 3.04.2006
Машков разделся. Миронов тоже, Наталья Ртищева, РОДНАЯ ГАЗЕТА, 31.03.2006
Угрюм-лекарство от тоски, Светлана Хохрякова, Культура, 30.03.2006
Миронов скупает в Минске оружие, Олег Улевич, Комсомольская правда, 17.08.2005
ЗИМА? ОРЛЫ ПРИЛЕТЕЛИ?, Наталья Боброва, Вечерняя Москва, 24.12.2004
Праздник, который нельзя отменить, Елена Ямпольская, Русский курьер, 7.09.2004
Я не играл Березовского, Ольга Феденкова, Ваш досуг, 17.09.2002
Владимир Машков: Я веду себя как законченный эгоист, Алексей Филиппов, Известия, 28.02.2001
РУССКИЕ МАЛЬЧИКИ, Татьяна Тихоновец, Пермские новости, 3.03.2000
Табаков против Лицемерия, Елена Ямпольская, Новые Известия, 6.01.1998
Не только цирк., Григорий Заславский, Независимая газета, 4.08.1994
АНТИВОЕННАЯ ТАЙНА МАЛЬЧИША БУМБАРАША, Екатерина Шакшина, Вечерний Екатеринбург, 3.09.1993
ИСТОРИЯ С БУМБАРАШЕМ, Галина Брандт, На смену, 25.08.1993
СНОВА БУМ-БА-РАШ?, Ольга Егошина, Независимая газета, 25.06.1993