ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — СЕРГЕЙ ЖЕНОВАЧ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Победа антиквариата

Мария Львова, Вечерний клуб, 7.02.2002
Пока на основной сцене театра в эффектных, немного условных декорациях Валерия Левенталя идет английская драма-детектив, на Малой играют лирическую комедию «Ретро» в постановке Андрея Мягкова. Она разворачивается в двухэтажной московской квартире (художник Александр Боровский), полной антикварной мебели и резвых молодых хозяев. То есть хозяев всего двое, но их громкие неприятные голоса и самоуверенные манеры заполняют все жизненное пространство. Актеры Дарья Юрская и Дмитрий Бродецкий (Театр п/р Табакова) натурально, даже чересчур натурально — до вульгарности, играют современную хамоватую семейную пару.

Дочь привезла из деревни в столицу овдовевшего отца, а ее уставший от постоянного присутствия тестя супруг пытается «разрулить проблему». Лучший выход, по его мнению, — женить «папу» на пожилой москвичке: чтобы и на глазах у дочки остался, и из квартиры убрался. Для этого он приглашает трех совершенно разных дам на «смотрины». Разъяренный самоуправством Николай Михайлович выгоняет «невест» прочь и собирается уезжать обратно в деревню. В этом доме он вообще согласен общаться лишь с голубем, прилетающем на подоконник мансардного полукруглого окошка. Во втором акте дамы робко, по одной, возвращаются и заводят дружбу с норовистым «женихом». Вечер заканчивается идиллией с шампанским при свечах, и даже ошеломленные неожиданным поворотом хозяева не способны ее разрушить.

Четверо народных артистов: Анастасия Вознесенская, Раиса Максимова, Наталья Тенякова и Владимир Краснов (приглашенный в труппу МХАТ из Саратовского ТЮЗа) играют тоску по прошедшей жизни и гордость за нее, страх приближающейся смерти, одиночество и заброшенность с пугающей явственностью. Новой дружбой, сердечностью новых отношений герои возвращают себе кусочек уходящего бытия… Витальная напористость молодых хозяев жизни на фоне этой угасающей человечности смотрится естественно, но тем более отталкивающе.

А вообще-то это комедия: три пенсионерки — бывшая балерина, бывшая медсестра из психиатрической лечебницы и интеллигентная вахтерша очаровывают пожилого, неуклюжего ловеласа с изысканной грацией и старомодной наивностью.

Обаятельная и грустная пьеса сыграна попросту, без режиссерских затей и домыслов. Возможно поэтому временами проседает ритм, а иногда из-за отсутствия режиссерского глаза и крепкой руки актерам изменяет вкус и чувство меры.