ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Жена и любовница

Марина Токарева, Новая газета, 20.02.2009
Пустая комната. Сразу понятно: в ней живет один человек. Комната полна одиночеством. Звонок, входит гостья. Хозяйка, Мадлен Палмер, и гостья, Фрэнсис Бил, — главные и единственные героини спектакля. На остров Уайт, край если не земли, то Англии, одна приехала, чтобы встретиться с другой.

Перед нами две личности. Хозяйка — одиночка, бывшая левачка, не признающая условностей, искусствовед. Гостья — бывшая хранительница домашнего очага, ставшая известной писательницей. Обе немолоды и сохранны по-разному: одна — самодостаточна, другая — отмечена печатью непроходящей зависимости. Этих женщин объединяет один человек. Любовник Мадлен, муж Фрэнсис. Бывший муж и бывший любовник, давно уехавший в Штаты, чтобы начать новую жизнь с кем-то следующим.

Фрэнсис медлит на пороге, медлит снять пальто, медлит начать разговор. Хотя она — инициатор сюжета: на остров-убежище явилась поставить точки над “i”. Разговор якобы важен для книги воспоминаний, которую она собирается написать. Собственно, это и есть предмет спектакля — прошедшая жизнь, с которой трудно, невозможно примириться. Две женщины разговаривают о себе по обе стороны треугольника, который все еще имеет значение. Итог — книга не будет написана, но сутки, которые они провели вместе, освободили их от пепла — памяти, иллюзий, любви.

Для чего нужен такой тихий, камерный спектакль о жизни чувств, рассчитанный на несколько десятков зрителей, умещающихся в зале Новой сцены МХТ? Для того чтобы развивалось, находило новые опоры и подавало примеры важнейшее умение русского театра (неважно, что пьеса «из английской жизни») — плетение тонкого психологического кружева.

Дэвид Хэйр (в переводе Ольги Буховой) создал беспроигрышный вариант представления для двух больших актрис. И Алла Покровская (Мадлен) с Натальей Теняковой (Фрэнсис) — разыгрывают свой дуэт как мастер-класс, с той степенью сосредоточенности и свободы, которая дается не только мастерством, но и биографией.

Елена Невежина, постановщик спектакля, исподволь, шаг за шагом, создает собственный стиль режиссуры — аскетичный, лишенный дутых эффектов. Он служит забытой заповеди о «смерти в актере» и работает на создание внутренних связей, а не на нарциссическую демонстрацию себя. Это режиссура воздушных путей, неуловимое, но упорное умение строить собственное пространство, которое передает лучшим ученикам Петр Фоменко.

«Дыхание жизни» называется спектакль. Жизни театра — тоже.
Пресса
Жена и любовница, Марина Токарева, Новая газета, 20.02.2009
Молчание — золото, Мария Седых, Итоги, № 8, 16.02.2009
Ахтунг!, Павел Руднев, Журнал «Театрал», 11.05.2007
Нина в трусах, Ольга Романцова, Русский курьер, 21.04.2007
В огонь и в воду, Григорий Заславский, «Независимая газета», 19.04.2007
В огонь и в воду, Григорий Заславский, Независимая газета, 19.04.2007
«Трусы» Павла Пряжко, Павел Руднев, Театральные дневники (www.teatr-live.ru), 16.04.2007
Страсти по трусам, Елена Груева, Московские новости, 13.04.2007
Миракль об исподнем, Григорий Заславский, «Независимая Газета», 3.04.2007
Любимый цвет, любимый размер, Олег Зинцов, «Ведомости», 3.04.2007
Исподняя воля, Алла Шендерова, «КоммерсантЪ», 3.04.2007
31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005
Лестница в никуда, Ольга Егошина, Новые известия, 16.02.2005
Где скользко, там и рвется, Роман Должанский, Коммерсант, 16.02.2005
Художник мухи не обидит, Олег Зинцов, Ведомости, 15.02.2005
Кто убил авангардиста, Александр Соколянский, Время новостей, 15.02.2005
Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, 1.05.2004
Три девушки в саванах, Алексей Филиппов, Известия, 17.06.2003
Только б вечность проводить, Александр Соколянский, Время новостей, 17.06.2003
На всё нужно время, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.02.2003
Молюсь за тех и за других, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.02.2003
Булгаковский «Бег» в театре-студии Олега Табакова., Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 13.02.2003
Эпопея в подвале, Россiя, 31.01.2003
Вернемся к нашим тараканам, Ирина Леонидова, Культура, 23.01.2003
«Бег» на месте общепримиряющий, Алена Карась, Российская газета, 18.01.2003
«Бег» на месте, Артур Соломонов, Газета, 16.01.2003
Их не догонят, Марина Давыдова, Известия, 16.01.2003
Россия. Снег. Стенка, газета.ru, 14.01.2003
Раскольников наказал сам себя, Елена Волкова, Газета.Ru, 27.09.2002
После преступления, Ольга Галахова, Литературная газета, 11.09.2002
Наказание без преступления, Ирина Корнеева, Время МН, 27.06.2002
Диалектика, Зоя Шульман, Ведомости, 27.06.2002
Образ Раскольникова, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
О наказании, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2002
Скромное обаяние Достоевского, Мария Львова, Вечерний клуб, 27.06.2002
Из «Преступления и наказания» извлекли урок, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
…И нет старушки, Алексей Филиппов, Известия, 26.06.2002
Холодный ум и негорячее сердце, Марина Давыдова, Время новостей, 26.06.2002
По ком звонит мобильник?, Владимир Анзикеев, Журнал «Планета Красота» № 5-6, 2007 г.