ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

В огонь и в воду

Григорий Заславский, Независимая газета, 19.04.2007
Едва прошла премьера, спектакль «Трусы» — совместное детище Центра драматургии и режиссуры и Театра.doc — вошел в десятку лучших спектаклей сезона. Режиссер Елена Невежина, надо отдать ей должное, немало потрудилась не только над пьесой белорусского автора Павла Пряжко — какое-то время пришлось потратить на поиск площадки. В данном случае спор между продюсерским и авторским театром разрешился в пользу художника, то есть режиссера.

 — Лена, сперва была сделана читка, теперь наконец вышел спектакль. Что в этой пьесе во время читки тебе было непонятно?

 — Во время читки трудно уловить атмосферу, все-таки мне хотелось, чтобы сложился спектакль, чтобы пьеса жила.

 — А что именно зацепило? Я знаю людей, у которых одно упоминание о том, что персонажи изъясняются при помощи нескольких слов, матерных слов, вызывает уже неприятие, даже слышать не хотят… Есть ли у тебя какие-то аргументы в пользу пьесы для таких, к слову, часто уважаемых взрослых людей?

 — Какие могут быть аргументы для таких людей?! Там же герои, которые просто обязаны разговаривать на таком языке, которые просто не умеют говорить на другом. И такое количество мата, такой плотный его поток в какой-то момент просто переходит в литературный язык, становится нормой. Его уже не воспринимаешь как мат или ругательства, воспринимаешь просто как часть речи. Я так скажу: иногда одно сказанное слово звучит ярче, чем такое обилие в речи наших героев. А потом, честно говоря, мат ведь бывает единственной возможностью что-то такое сказать, о чем никакими другими словами уже не скажешь. Думая про нашу сегодняшнюю жизнь, понимаешь, что без мата и не обойдешься.

 — А если говорить о каких-то прямых, кривых, легато — связях, которые можно от одного спектакля протянуть к другому? В «Трусах», этой «новой драме», которую трудно вообразить на какой-то другой, академической площадке, есть что-то такое, что связывает новый спектакль с твоими же работами по Достоевскому, Хармсу? Очевидно, больше всего здесь от Хармса?

 — Ну Достоевским здесь тоже попахивает. История маленького человека, который вдруг решается на радикальные поступки, — она тоже здесь присутствует. Героиня Нина — такой вот маленький человек, правда, в женском обличье, хотя, мне кажется, здесь много традиций можно накопать. Даже Булгакова можно приплести при большом желании. 

 — Героиня коллекционирует трусы, но ради этих трусов готова идти на костер. Я читал и думал почему-то: героиня ведь никакая не фетишистка?

 — Нет, конечно.

 — И не коллекционер?

 — Нет, она просто выбирает для себя то, что ей кажется самым правильным. Но, конечно, тут есть лукавство автора по поводу того, что она собирает нижнее белье. Она выбирает то самое интимное, ту последнюю вещь, которая остается на нас при обнажении, грубо говоря, последнюю степень защиты. И одновременно это действительно очень красиво, это может быть и за полюсом пошлости и одновременно — красивости. Все может сосредоточится в одной вещи. «Нас…ли — нас рвали», а с другой стороны — заслужи нас по-человечески, если хочешь нас поносить. Конечно, здесь такая игра есть. Странная.

 — Думаю, работая над такой пьесой, неминуемо думаешь о трусах. Уж прости за любопытство, трусы здесь важны или нет?

 — Думала, конечно. Та замечательная коллекция трусов, которая вывешена у нас на сцене, была куплена в одном из магазинов, который мы даже думали сделать спонсором. А потом отказались от этой идеи. Я с таким большим удовольствием ходила и выбирала трусы, как не делала никогда в жизни. Знаешь, я всерьез думала — думала о том, как кто-то, как наша героиня, мог за это пойти на костер. Ведь в конце концов не важно, что за идея, если ради нее человек готов идти на костер?! Важно, наверное, что у человека есть такая решимость.

 — Получается такая героика нашего времени… Я же, признаюсь, воспринял пьесу как средневековый миракль. То есть в ней есть отпечаток старинной трагедии, в которой действует хор женщин, и средневековой истории. ..
Пресса
Жена и любовница, Марина Токарева, Новая газета, 20.02.2009
Молчание — золото, Мария Седых, Итоги, № 8, 16.02.2009
Ахтунг!, Павел Руднев, Журнал «Театрал», 11.05.2007
Нина в трусах, Ольга Романцова, Русский курьер, 21.04.2007
В огонь и в воду, Григорий Заславский, «Независимая газета», 19.04.2007
В огонь и в воду, Григорий Заславский, Независимая газета, 19.04.2007
«Трусы» Павла Пряжко, Павел Руднев, Театральные дневники (www.teatr-live.ru), 16.04.2007
Страсти по трусам, Елена Груева, Московские новости, 13.04.2007
Миракль об исподнем, Григорий Заславский, «Независимая Газета», 3.04.2007
Любимый цвет, любимый размер, Олег Зинцов, «Ведомости», 3.04.2007
Исподняя воля, Алла Шендерова, «КоммерсантЪ», 3.04.2007
31 августа против культур-мультур, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.02.2005
Лестница в никуда, Ольга Егошина, Новые известия, 16.02.2005
Где скользко, там и рвется, Роман Должанский, Коммерсант, 16.02.2005
Художник мухи не обидит, Олег Зинцов, Ведомости, 15.02.2005
Кто убил авангардиста, Александр Соколянский, Время новостей, 15.02.2005
Скольжение, Ольга Нетупская, Страстной бульвар, 10, 1.05.2004
Три девушки в саванах, Алексей Филиппов, Известия, 17.06.2003
Только б вечность проводить, Александр Соколянский, Время новостей, 17.06.2003
На всё нужно время, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.02.2003
Молюсь за тех и за других, Григорий Заславский, Независимая газета, 17.02.2003
Булгаковский «Бег» в театре-студии Олега Табакова., Павел Подкладов, Национальная Информационная Группа, 13.02.2003
Эпопея в подвале, Россiя, 31.01.2003
Вернемся к нашим тараканам, Ирина Леонидова, Культура, 23.01.2003
«Бег» на месте общепримиряющий, Алена Карась, Российская газета, 18.01.2003
«Бег» на месте, Артур Соломонов, Газета, 16.01.2003
Их не догонят, Марина Давыдова, Известия, 16.01.2003
Россия. Снег. Стенка, газета.ru, 14.01.2003
Раскольников наказал сам себя, Елена Волкова, Газета.Ru, 27.09.2002
После преступления, Ольга Галахова, Литературная газета, 11.09.2002
Наказание без преступления, Ирина Корнеева, Время МН, 27.06.2002
Диалектика, Зоя Шульман, Ведомости, 27.06.2002
Образ Раскольникова, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
О наказании, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.06.2002
Скромное обаяние Достоевского, Мария Львова, Вечерний клуб, 27.06.2002
Из «Преступления и наказания» извлекли урок, Марина Шимадина, Коммерсантъ, 27.06.2002
…И нет старушки, Алексей Филиппов, Известия, 26.06.2002
Холодный ум и негорячее сердце, Марина Давыдова, Время новостей, 26.06.2002
По ком звонит мобильник?, Владимир Анзикеев, Журнал «Планета Красота» № 5-6, 2007 г.