ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ

Режиссеры

Помощники режиссера

Актер Игорь Золотовицкий: «Талант — это умение сказать просто о важном»

Елена Милиенко, Новые известия, 17.06.2011
Завтра талантливый актер и режиссер Игорь ЗОЛОТОВИЦКИЙ отметит свой 50-летний юбилей. Он по-прежнему полон творческой энергии: преподает в Школе-студии МХАТ и ставит спектакли, снимается в кино и играет в антрепризах. Но самая большая любовь актера — это родной МХТ, в котором он работает уже четверть века.

- Игорь, вы пришли в театр, когда им руководил Олег Ефремов. Можете вспомнить какие-то традиции, связанные с тем периодом?

 — Вы знаете, МХАТ, уже сама аббревиатура — это традиция. И вновь приходящие люди ее только поддерживают и подчеркивают. Какой-то традиции посвящения во мхатовцев нет, но, когда в 1980-е годы меня представили на сборе труппы и сказали, что я стал членом труппы Московского Художественного академического театра, конечно, это было круто. Думаю, сейчас молодежь испытывает те же чувства.

- Во МХАТе в то время играли великие актеры, которые к тому же умели и пошутить. Насколько я знаю, был такой случай, когда после вашей премьеры Евгений Евстигнеев отправил вас за водкой, но в компанию не пригласил…

 — Случай такой действительно был. Евгений Евстигнеев помимо того, что он великий актер, был моим педагогом в школе-студии. А еще он отец моего друга — с Денисом Евстигнеевым мы дружим со студенческих времен. Поэтому Евгения Александровича я во всех ипостасях знал. Когда я сыграл эпизод в «Старом Новом годе», Евстигнеев и другие пожилые актеры сказали: «Сынок, ты текст говорил на сцене? А где же?..» и жестом показали бутылку. Я побежал в «Елисеевский», взял самую хорошую водку и думаю: «Ну, сейчас с народными посижу». Пришел, отдал водку, а они говорят: «Ну, молодец. А теперь иди, мы за тебя выпьем». Сейчас с молодыми актерами такое вряд ли пройдет. Все более демократично, более доступно, чем в наши времена. Молодежь можно отправить за бутылкой, но так запросто не выгонишь.

- Олег Табаков, приняв руководство МХАТом, решил убрать слово «академический». А что нового он привнес?

 — Действительно, при Табакове театр перестал называться академическим. Олег Павлович посчитал, что академия все-таки связана с наукой. И потом, один МХАТ есть — имени Горького. На самом деле это не принципиально. Дело не в букве «А». Например, при Станиславском был Московский Художественный общедоступный театр. А привнес Олег Павлович 90 процентов заполняемости зрительного зала. И то, что в театр невозможно попасть. Раньше такого не было, за редким исключением. И это не относилось к Ефремову как к личности. Потому что Ефремов и Табаков — это две абсолютные противоположности. Если сравнивать их с какими-то литературными героями, то Табаков — Дон Жуан от театра. Не в смысле измен, а в смысле целеустремленности, напора. А Ефремов — это Дон Кихот от театра, борец с ветряными мельницами. Он мог на гастролях по Японии встать и сказать, что следующий сезон будет сезоном Пушкина. И никто его не понимал: какой Пушкин в Японии? А как он делил театр?! Это было так жестоко, так неистово. Он верил в то, что возрождает новый МХАТ с новой труппой. Но он, конечно, был выдающийся театральный деятель.

- Человеку, который истово верит в то, что делает, наверное, можно многое простить…

 — Безусловно. Таланту можно простить все. И прощалось. Он был уверен в том, что поступает правильно. Но это было жестоко. Но, с другой стороны, и профессия сама жестокая. Но очень сладостная. И этой сладостью, как наркотиком, прельщает. Но она безжалостная. Все время приходится доказывать, что ты что-то можешь, что-то знаешь, умеешь. И каждый раз заново. И каждый раз тебе могут сказать, что ты бездарный, а могут сказать, что ты гений. Не важно, известный ты актер или нет. Вот Юра Стоянов блестяще играет в спектакле «Женитьба», который я поставил. Но почему-то стали говорить, что в МХТ приходит зритель «Городка». Я думаю: а что в этом плохого? Разве зритель «Городка» не имеет вкуса? Главное, я не вижу критики как таковой. Критика — это когда вы не согласны с моей трактовкой «Женитьбы». Вы говорите, допустим, что пьеса про любовь, а я поставил про ненависть. А у нас часто вообще не ходят на спектакли, а критическую статью пишут. Или наоборот. Есть такие одиозные постановки, изначально предназначенные для того, чтобы о них писали, возводили в ранг фестивального искусства. Столкнувшись с этим, становится обидно. Потому что у меня нет возможности взять ручку и написать что-то в ответ. У меня есть возможность собрать артистов и поставить спектакль.

- Кстати, а почему для постановки вы взяли именно «Женитьбу»?

 — С этой пьесой я дружу давно. Я считаю, что она про вселенную, про вечность, про отсутствие чувства. И так просто написана. Знаете, я это уже где-то говорил, что талант определяется умением сказать просто о важных вещах. Сказать просто и доступно. И Гоголь с такой болью это делает, несмотря на то, что «Женитьба» подразумевает не только улыбку и смех, но и серьезные вещи тоже. Я благодарен Олегу Павловичу за то, что он не побоялся и разрешил мне поставить спектакль. Все-таки это не дешевая постановка. Все сделано в традициях русского театра: с кулисными декорациями, с декорациями задника, павильона. Их создал мой друг — потрясающий художник Валера Фирсов, он ученик Валерия Левенталя. Вместе с художником по костюмам Викторией Хархалуп они смогли воссоздать атмосферу того времени.

- Гоголь в поэме «Мертвые души» спрашивает: Русь-тройка, куда же несешься ты? А вы можете ответить на этот вопрос?

 — Ну да. Я - оптимист по жизни, поэтому мне кажется, что несемся к лучшему. Хотелось бы в это верить. Знаете, я сужу о жизни по своему окружению, по своим друзьям. А они стали жить лучше. Думаю, значит, и всем получше стало. Есть проблемы? Конечно, есть. И я вижу достаточно много людей, которые живут непросто. Но так же непросто живут люди и в Америке. Я сам в этом убедился, когда летом два месяца преподавал в Гарварде. Так же непросто живут и во Франции, в которой я работал. Везде непросто. Другое дело, что у нас эти трудности создаются, а потом мы их торжественно преодолеваем и говорим, что мы победили. А нельзя не создавать их, ребята?

- Игорь, вы заговорили про Америку, и я вспомнила ваши гастроли по США и другим странам с «Чинзано» Людмилы Петрушевской. Что дал вам этот спектакль кроме того, что благодаря нему вы «раскрутились» и посмотрели мир?

 — «Чинзано» — это моя жизнь. Это мой лотерейный билет с большим выигрышем. Один на миллион. Надо было, чтобы Рома Козак взял эту пьесу, в которой всего десять страничек, чтобы он нас убедил, что это интересно. Тогда наступила перестройка, и мы оказались в нужном месте в нужное время. Все совпало! Даже трудно себе представить, что могло бы быть, если бы не было этого лотерейного билета. Моя жизнь была бы совсем другой. Это точно. Поэтому «Чинзано» — это моя биография. Я был бы не я. И, скорее всего, не давал бы вам сейчас интервью. Успех спектакля был абсолютный. В Бразилии, где мы играли без перевода, очереди стояли, как в мавзолей. Они же выпивают так же, как мы (смеется). Я же говорю — все совпало. Чего только не было с этим «Чинзано»! За границей они же не понимали, что нам нужно просто восемь пустых бутылок. И на каждый спектакль покупали полные бутылки. Мы выливали содержимое в канистру, а после спектакля все это, естественно, выпивали. Поэтому напиток «Чинзано» с тех пор я ненавижу! Даже запах. Правда, так мы экономили на спиртном. В загранкомандировках мы вообще экономили на всем, на чем можно. Сосиски с собою возили «Китайская стена». Переводчица во Франции спросила: «А почему вы так часто сосиски едите?» Я говорю: «Понимаете, мы же русские, нам без сосисок день прожить невозможно!» А еще французы умирали, когда видели нашу тушенку, вот этот военный запас с коровой на картинке. У них это один из самых дорогих деликатесов в ресторанах.

- А на чем вы грели в гостинице эту тушенку?

 — Знаете, есть много способов. В туалетный бачок можно поставить кипятильник и разогреть воду, а потом опустить туда банку. Бачок кипятился за две минуты, правда, напряжение падало во всей гостинице. А в Японии иногда свет вырубался, когда наши начинали в бачках готовить. Даже пельмени варили. А мясо жарили на утюгах. Кладешь мясо между двумя разогретыми утюгами, предварительно смазав их поверхность маслицем, и через некоторое время получается отбивная. Иногда, правда, эти стейки чуть-чуть пригорали.

- Что и говорить, талантливые люди… Давайте вернемся к разговору о профессии. Вы сыграли много ролей в кино, а есть ли среди них действительно значимая?

 — Я считаю, что по большому счету я в кинематографе ничего не сыграл. И как бы смирился с этим, с одной стороны. А с другой стороны, конечно, надеюсь, что еще лучшая моя роль в кино впереди. Количество ролей действительно большое, и мне за них не стыдно. Но сказать так, как в театре, что я могу по-настоящему гордиться какой-то ролью в кино? К сожалению, такого нет. Но я в этом смысле фаталист. Значит, пока так складывается.

- Хотите сыграть трагедию?

 — Конечно. Каждый человек, который ассоциируется с юмором, в душе трагик. О трагедии как о жанре у нас в кино сейчас говорить не приходится, если это только не «Отелло» и не шекспировские страсти. А сыграть что-то серьезное, про проблемы нашего возраста, конечно, хотелось бы. А может, что-то и будет. Вот сейчас я снялся у Васи Пичула в фильме «Фарфоровая свадьба». Там компашка хорошая: и Наташа Вдовина, и Витя Раков, и я. Мне кажется, что хорошо получится.

- Скажите, Игорь, если спектакль не нравится вам как зрителю, вы можете встать и уйти, не дожидаясь окончания?

 — Конечно. Табаков же говорит: «Зритель голосует ногами». Пришел на спектакль — проголосовал. Не пришел на спектакль — проголосовал. Ушел со спектакля — проголосовал. Неудобно уходить, когда тебя зовут друзья и знают, что ты на спектакле. А если ты платишь за билет, почему бы не уйти, если не нравится?

- Кстати, многие ругают «Вишневый сад» с Ренатой Литвиновой, который идет в вашем театре.

 — Понимаете, дело вот в чем. Рената Литвинова сама по себе персонаж. Очень талантливый, интересный персонаж. Она никакая не актриса. И когда играет Раневскую, она не хочет играть, она сама по себе — Рената. И у нее, если даже есть волнение, то это волнение Ренаты Литвиновой. А вокруг нее ходят очень талантливые артисты, которые хотят сыграть Лопахина, Петю Трофимова, и это такая разница в желаниях, что она получается естественная, а эти все наигрывают. Они на разных планетах находятся. Народные артисты наигрывают, а Рената ходит такая органичная. Поэтому она выглядит великой, а все актеры вокруг смотрятся как клоуны какие-то.

- А ваша главная роль в театре уже сыграна или еще впереди?

 — Сыграна уже. К сожалению, этот спектакль сейчас не идет — это чеховский «Иванов», где я играл Павла Лебедева. Поставил спектакль Юра Бутусов. В этой работе я почувствовал что-то новое, радостное. Надеюсь, что будет еще что-то похожее, но это бывает так редко. Когда у тебя уже есть опыт, становишься формалистом, стараешься выезжать на старых дрожжах. Редко бывает, когда вдруг режиссер в тебя поверит. И это совпало у нас с Юрой Бутусовым, хотя он очень непростой человек. Мне было радостно работать. В этой постановке мы шли от четвертого акта к первому — и в этом проявлялась какая-то неотвратимость наказания. Как нашу жизнь ни поверни, а все предрешено. Умрешь ты в начале, а не в конце — не важно. И как же у Чехова это гениально написано — боль всечеловеческая! В театре вообще у меня нет спектаклей, за которые было бы стыдно и которые я не хотел бы играть. Я могу уже выбирать. Прослужив в театре 25 лет, ты имеешь право не то что на какой-то диктат, но можешь высказать свою точку зрения, и к тебе в большей степени прислушиваются, нежели к молодым. Молодые актеры должны доказывать, должны играть везде, не уставая. В этом замкнутый круг: сыграешь хорошо в театре — позовут в кино, сыграешь хорошо в кино — пригласят в театр. К сожалению, многие молодые актеры думают, что, органично произнеся текст в кино или сериале, они уже познали профессию, а это не так. Это абсолютно не имеет никакого отношения к профессии. В кино есть много гениальных актеров. А органично произнести текст сможет любой прохожий в любом сериале, я могу это доказать. Больше того, почти любой человек может один раз сыграть очень хорошо. Но только один раз. А профессия актера в том и заключается, чтобы каждый раз играть талантливо. Чтобы привносить в роль что-то новое, аккумулируя знания и опыт. И каждый раз играть с душой. Так, как в первый раз.
Пресса
«Массовка не считается», Анастасия Орлова, Театрал, 27.10.2017
Бронза, серебро и золото за верное служение театру, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 26.10.2017
Фото с историей. МХАТ, 1987 год: комедия распада, Олег Перанов, Собеседник, 8.10.2017
«Большие гастроли»: МХТ показал свой «Дом» в Ташкенте, Тамара Санаева, Новости Узбекистана, 30.09.2017
Высокий средний уровень, Анна Рыжкова, Эксперт, 29.03.2017
Гришковец представил спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «ТВ-Центр», 24.03.2017
Евгений Гришковец представляет спектакль «Весы» в МХТ, видеосюжет телеканала «Культура», 24.03.2017
«Весы» в МХТ им. Чехова, Илья Золкин, Культура двух столиц, 23.03.2017
Игорь Золотовицкий в программе «Главная роль», Юлиан Макаров, телеканал «Культура», 25.01.2017
Бал Воланда в прямом эфире, Андрей Васянин, Российская газета, 10.11.2016
С «Домом» как к себе домой!, Юлия Миленькая, Литер (Казахстан), 4.10.2016
Большие гастроли, Ксения Евдокименко, Время (Казахстан), 4.10.2016
Театр должен действовать на воображение, а не на нервы, Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 4.10.2016
У каждого должен быть «Дом», Ульяна Фатьянова, Радиоточка (Казахстан), 3.10.2016
Бандерас для небедных, Евгения Заболотских, Гудок, 24.06.2016
Игорь Золотовицкий: «С каждым годом всё труднее находить звёзд», Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 19.06.2016
Зрителю нужна интонация, Елена Захарук, Саратовская панорама, 27.04.2016
Гастроли МХТ: «Женитьба», «Контрабас», «19.14» и аншлаги, Елена Маркелова, Известия (Саратов), 27.04.2016
Так захотелось выпить…, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
Фокус удался, Лариса Каневская, Театральный мир, № 1, 28.01.2016
От первого лица: Игорь Золотовицкий, Ирина Осипова, Культура Москвы, 27.11.2015
Старик Зудин, Ирина Корнеева, Российская газета, 16.11.2015
«Ты давно понял, что стал украшением отечества», Виктор Борзенко, Новые известия, 16.11.2015
Олег Табаков предпочел дифирамбам семейный вечер, Анжелика Заозерская, Вечерняя Москва, 15.11.2015
Табаков дель арте, Эмилия Деменцова, Театрон, 15.11.2015
МХТ отпраздновал 80-летие Табакова небанально, видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 14.11.2015
Пирог с любовью, Ольга Фукс, Театральная афиша, 22.10.2015
Горькая и сладкая жизнь, Мария Юрченко, Музыкальный центр, 7.10.2015
Такая иллюзия, Анастасия Павлова, Театрон, 5.10.2015
По всему миру проходит акция «Чехов жив!», видеосюжет Первого канала, 25.09.2015
«Иллюзии». Интервью на фоне спектакля, телеканал «Театр», 15.09.2015
«Иллюзии» любви, Светлана Орлова, Театральный буфет, 2.07.2015
В Тамбове прошли «Большие гастроли» МХТ имени Чехова, информационное агентство Regnum, 30.06.2015
Спектакль МХТ имени Чехова в Тамбове, видеосюжет телеканала «Россия 1» (Тамбов), 29.06.2015
МХТ – для всех и для каждого, Липецкая газета, 29.06.2015
«Большие гастроли» с аншлагом, Сергей Малюков, Липецкая газета, 27.06.2015
Мхатовский пирог, Алёна Витшас, Русский блоггер, 19.06.2015
На Малой сцене МХТ поставили пьесу Ивана Вырыпаева, видеосюжет телеканала «Культура», 19.06.2015
День рождения Пушкина отметили «Ночью поэзии», видеосюжет телеканала «Россия 24» («Вести»), 6.06.2015
Игорь Золотовицкий в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 8.03.2015
Игорь Золотовицкий в программе"На ночь глядя!, Борис Берман, Ильдар Жандарев, Первый канал, 26.02.2015
Игорь Золотовицкий: «Гоголь — инопланетянин», Вероника Горбачева, ЯрКуб, 25.02.2015
Игорь Золотовицкий: «Каждый кризис в стране театру наруку!», Елена Зайцева, Комсомольская правда, 24.02.2015
Игорь Золотовицкий: «Театр меняется так же, как и общество», Светлана Лучева, Биржа (Нижний Новгород), 19.01.2015
7 вопросов для Игоря Золотовицкого, Пресс-служба МХТ, 12.12.2014
Игорь Золотовицкий: Актёры – люди зависимые, Александр Малюгин, Аргументы недели, 30.10.2014
МХАТ — в Минске, видеосюжет Белорусской телерадиокомпании, 27.10.2014
Актер МХТ Золотовицкий: В Минске на гастролях пельмени варили в бачке унитаза, Надежда Белохвостик, Комсомольская правда (Минск), 27.10.2014
Сбор труппы МХТ им. А. П. Чехова, 2014 г., телеканал «Театр», 25.09.2014
Интервью с Игорем Золотовицким, Ульяна Лукина, Open minded people, 19.09.2014
Лучшие постановки МХТ им. Чехова покажут онлайн, видеосюжет телекомпании НТВ, 9.09.2014
Пьяный сон поколений, Мария Хализева, Экран и сцена, 29.08.2014
Игорь Золотовицкий: «Семья – мой самый счастливый билет», Анжелика Заозерская, Москвичка, 18.06.2014
Без вранья, Ольга Булгакова, Театрал, 19.05.2014
«Пьяные»: правды ради, Наталья Витвицкая, Ваш досуг, 16.05.2014
Клоунада по Вырыпаеву: «Пьяные» в ЦИМе, Дарья Шамина, Бюро 24/7, 15.05.2014
«Ты право, пьяное чудовище», Евгения Тюлькина, Новые известия, 28.04.2014
Мнимые величины, Кристина Матвиенко, Colta.ru, 9.04.2014
«Пьяные»: взгляд на мир под углом откровенности, Елена Смородинова, Вечерняя Москва, 7.04.2014
Она им студия, она им мать…, Марина Райкина, Московский комсомолец, 13.11.2013
Школе-студии МХАТ исполнилось 70 лет, видеосюжет телеканала «Мир 24», 12.11.2013
Юбилей школы-студии МХАТ, Сибирское агентство новостей, 12.11.2013
Школа-студия МХАТ отметила юбилей, официальный сайт Министерства культуры РФ, 12.11.2013
Школа-студия МХАТ отмечает 70-летний юбилей, видеосюжет телеканала «Звезда», 11.11.2013
Игорь Золотовицкий на «Худсовете», видеосюжет телеканала «Культура», 11.11.2013
Школа-студия МХАТ отмечает 70-летие, видеосюжет Пятого канала, 11.11.2013
Школа-студия готовится отметить 70-летие, Ася Иванова, Вечерняя Москва, 8.11.2013
Школа-студия МХАТ готовится отметить 70-летие, видеосюжет телеканала «Звезда», 8.11.2013
Московскому Художественному театру — 115 лет, видеосюжет телеканала «Культура», 28.10.2013
Ночной поэтический марафон прошел в Москве, видеосюжет Первого канала, 4.06.2013
Актёры МХТ предлагают начать жизнь с чистого листа, видеосюжет телеканала «Культура», 7.05.2013
МХТ представляет премьеру «Начнем все сначала», видеосюжет телеканала «Москва 24», 20.04.2013
Сегодня в Москве простились с Виктором Сергачевым, видеосюжет телеканала «Культура», 1.03.2013
Анатолий Смелянский отмечает 70-летие, видеосюжет телеканала «Культура», 13.12.2012
Игорь Золотовицкий в программе «Действующие лица», Владислав Борецкий, Радио «Культура», 11.10.2012
В МХТ имени А. П. Чехова прошел вечер памяти поэта …, видеосюжет телеканала «Звезда», 13.06.2012
Игорь Золотовицкий в программе «Дифирамб», Ксения Ларина, радио «Эхо Москвы», 12.02.2012
Без окон, без дверей полна горница людей, Григорий Заславский, Независимая газета, 27.09.2011
Доктор и его house, Виктор Борзенко, Новые известия, 21.09.2011
Если у Вас нету «Дома»…, Эмилия Деменцова, Комсомольская правда, 13.09.2011
«Дом» Гришковца: превью в МХТ имени Чехова, видеосюжет телеканала «Культура», 21.06.2011
Игорь Золотовицкий отметит юбилей на сцене родного театра, видеосюжет телеканала «Звезда», 19.06.2011
Вечер памяти Беллы Ахмадулиной, видеосюжет телеканала «Культура», 8.02.2011
«Женитьба» в новостях культуры, Нара Ширалиева, видеосюжет телеканала «Россия-К», 17.05.2010
В МХТ премьера — гоголевская «Женитьба», видеосюжет телеканала ТВ-Центр, 14.05.2010
Юрий Бутусов поставил «Иванова» в МХТ, Ольга Фукс, Вечерняя Москва, 19.01.2010
Ивановы муки, Татьяна Никольская, газета «Дом Актера», 24.12.2009
Русский Сизиф, Ольга Галахова, Независимая газета, 21.12.2009
Готов застрелиться? Всегда готов!, Наталия Каминская, Культура, 17.12.2009
Пиф-паф, Итоги, № 51, 14.12.2009
МХТ на руинах «Иванова», Алла Шендерова, Infox.ru, 8.12.2009
Осчастливили, Елена Сизенко, Итоги, 4.06.2007
Очень хороший капиталист, Наталия Каминская, Культура, 25.12.2003
Торгующие во МХАТе, Роман Должанский, Коммерсант, 18.12.2003
Табаков и Зудина принесли последнюю жертву, Артур Соломонов, Газета, 17.12.2003
Снежное шоу, Елена Ямпольская, Русский курьер, 17.12.2003
Троянский конь и другие, Алиса Никольская, Театральная касса, 12.2003
Пятки Ахиллеса, Ирина Леонидова, Культура, 16.10.2003
Взятие МХАТа, Екатерина Васенина, Новая газета, 16.10.2003
Искренность важнее профессии, Григорий Заславский, Независимая газета, 14.10.2003
Утомленный Икар, Алена Карась, Российская газета, 8.10.2003
Мы еще повоюем, Александр Соколянский, Время новостей, 8.10.2003
Мифология в песочнице, Роман Должанский, Коммерсант, 8.10.2003
Кому нужен Троянский конь?, Светлана Осипова, Московский комсомолец, 8.10.2003
Евгений Гришковец в «Осаде», Светлана Осипова, Московский комсомолец, 22.09.2003