ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — ОЛЕГ ТАБАКОВ
Чайка
МХТ
>  31 октября
Продажа билетов на декабрь
Уважаемые зрители!

Продажа билетов на спектакли декабря начнётся 5 ноября: в кассах театра в 12 ч., на сайте – после 15 ч.

Бронирование билетов на декабрь будет осуществляться с 7 ноября: по тел. (495) 646-3-646 и 692-67-48 — с 12 ч., на сайте театра — с 14 ч.

До 7 ноября заявки на бронирование билетов на спектакли декабрьского репертуара не принимаются.
>  28 октября
Кинопоказ «Вишнёвого сада» в Нью-Йорке


У ценителей театра в США, благодаря усилиям компании Stage Russia, теперь есть уникальная возможность увидеть лучшие российские театральные постановки на экранах американских кинотеатров. Видеоверсия спектакля Художественного театра «Вишневый сад» (режиссёр Адольф Шапиро) будет показана с английскими субтитрами в Нью-Йорке 29 октября в 13.00 и 27 ноября в 19.00 по адресу: Symphony Space, 2537 Broadway, New York, New York 10025
>  28 октября
Олег Табаков о выступлении Константина Райкина на VII съезде СТД
В ходе церемонии вручения памятных знаков «Чайка», которая состоялась сегодня в Портретном фойе и была приурочена к дню рождения МХТ, художественный руководитель театра Олег Табаков счёл необходимым сказать своё слово вслед недавнему выступлению своего коллеги, художественного руководителя театра «Сатирикон» Константина Райкина на VII съезде Союза театральных деятелей. Олег Павлович сказал следующее:

«Мой давний друг Костя Райкин выступил на съезде театральном и сказал о наших проблемах. Я на съезде не был: веду два театра, школу, да и лет мне многовато. Суть выступления знаю и скажу так: не обижайтесь на хорошего актера, он говорит о том, что наболело. У нас действительно появились персонажи, которые пытаются диктовать художникам, что они должны делать. Диктовать иногда в недопустимо агрессивной форме. Эти товарищи, я бы назвал их лазутчиками, выпрыгивали, например, на сцену Художественного театра, чтобы остановить спектакль, который оскорбляет их чувства. Им кажется, что если цензуры нет, то они должны теперь контролировать искусство. Я человек бывалый, всякое видел, и потому спектакля не снял. Прошло несколько лет и оказалось, что спектакль этот прекрасно идет и собирает публику. Поэтому с высоты своего большого советского и постсоветского опыта хочу сказать некоторым нетерпеливым товарищам: не приносите свиные головы к МХТ, не выпрыгивайте на сцену во время спектаклей, не думайте, что вы таким образом поможете создать правильное искусство. У вас нет возможностей поставить спектакль или сыграть его, примите это как аксиому. Начиная с конца 80-х, у нас в стране отменили цензуру. Согласен с Райкиным, это действительно великий шаг. Еще и в том смысле, что теперь каждый предъявляет и свой талант и свою бездарность без посредников. У нас самих есть много способов понять, что мы делаем, как наше слово отзывается в публике. И потому давайте работать без агрессии, которая очень нехороший знак для нашего общества».
>  28 октября
Вручение памятных знаков «Чайка»
Сегодня днём в Портретном фойе состоялось ежегодное чествование артистов и сотрудников МХТ, работников Школы-студии и Музея МХАТ, посвятивших Художественному театру не одно десятилетие своей жизни.

Бронзовые, серебряные и золотые знаки «Чайка», а также ювелирные изделия с символикой МХТ из рук художественного руководителя театра Олега Табакова и ректора Школы-студии МХАТ Игоря Золотовицкого получили артисты Владимир Краснов (15 лет службы в театре), Евгения Добровольская, Вячеслав Невинный-мл., Владимир Тимофеев (25 лет), Игорь Верник (30 лет), Сергей Десницкий (45 лет); режиссёр, помощник художественного руководителя Николай Скорик (40 лет); продюсер международных проектов Александр Попов (15 лет); помощники режиссёра Ольга Рослякова (35 лет), Ирэна Архангельская (40 лет); артист музыкально-шумовой группы Виктор Вулихшер (40 лет); работники художественно-постановочной части Сергей Бережной, Николай Гусев, Ирина Диденко, Вадим Закатов, Алексей Коршунов, Елена Мануйленко, Анатолий Михеев, Владимир Таут, Евгений Филиппов, Андрей Ямщиков (15 лет), Станислав Мигалатьев (25 лет), Татьяна Куренкова, Ирена Сухарева (45 лет); художник издательского отдела Александра Кораблинова, редактор литературной части Светлана Савина, фотограф Олег Черноус, заместитель начальника АХО Татьяна Елисеева (15 лет); суфлёр Вера Беляева, начальник отдела реализации билетов Елена Орлова (25 лет); работники медицинской части Ирина Алимова (15 лет), Алиса Литвинова (25 лет); заведующая центральным складом Людмила Бродская (35 лет);
педагоги и научные сотрудники Школы-студии МХАТ Нина Ивлева, Елена Лисина, Эмилия Герц, Ольга Поликарпова, Вячеслав Рыбаков (15 лет), Александр Рубинштейн, Наталья Хохлова, Алина Коржуева, Иван Сосунов (25 лет), Анна Табаровская (35 лет), Ирина Арцис (45 лет);
заведующая домом-музеем К. С. Станиславского Анаит Овчинникова (25 лет), заместитель директора Музея МХАТ Мария Полканова (45 лет).

Шквалом аплодисментов собравшиеся приветствовали заведующего музыкальной частью театра Василия Немировича-Данченко и заведующего кафедрой искусствоведения Школы-студии МХАТ Видмантаса Силюнаса – они посвятили Художественному театру 50 лет жизни, осветителя Владимира Графова и бутафора, сотрудника Музея МХАТ Светлану Едигарову – их рабочий стаж в театре составляет 55 лет!

Стоя аплодировали тем, кто служит театру 60 лет – актрисе Раисе Максимовой, старшему помощнику режиссёра Александре Кулыбиной, преподавателю сценической речи Анне Петровой. Ценный подарок был передан дочери Киры Николаевны Головко – актрисы с 70-летним стажем творческой деятельности на сцене Художественного театра.

Церемония была приурочена к 118-му дню рождения Художественного театра. Мы от всего сердца поздравляем наших коллег с праздником и заслуженными наградами!
>  28 октября
70 лет со дня рождения Сергея Сазонтьева


28 октября могло бы исполниться 70 лет народному артисту России Сергею Владиславовичу Сазонтьеву. Он ушёл из жизни пять лет назад, в июле 2011 года, и все мы, его коллеги и друзья, помним и по-прежнему любим его.

Сергей Сазонтьев был учеником Олега Ефремова. Окончив Школу-студию МХАТ в 1969 году, вступил в труппу театра «Современник». Играл в спектаклях «Свой остров» (Янус), «Не стреляйте в белых лебедей» (Чувалов), «Лорензаччо» (Кардинал Чибо), «Большевики» (Гиль), «Спешите делать добро!» (Борис), «Провинциальные анекдоты» (Камаев), «Дни Турбиных» (Тальберг), «Ревизор» (Почмейстер).
По приглашению Олега Табакова преподавал актёрское мастерство в драматической студии для старшеклассников при Дворце пионеров им. Н. К. Крупской в переулке Стопани (1974—1976 гг.), а затем в ГИТИСе на курсе, ставшем основой Театра-студии О. Табакова.
В 1985 г. перешёл в театр имени М. Ермоловой, играл в спектаклях «Говори!», «Второй год свободы», «Последний посетитель», «Бесноватая», «Калигула». В Центре имени Вс. Э. Мейерхольда играл в спектаклях Валерия Фокина «Нумер в гостинице города NN» и «Арто и его двойник».
В 1994 г. Сергей Сазонтьев стал артистом Художественного театра. Среди его ролей: Казарин («Маскарад»), Панкрацио («Венецианский антиквар»), Стариков («Женитьба»), Жандармский офицер («И свет во тьме светит…»), Отец де Лео («Татуированная роза»), Карбон де Кастель-Жалу («Сирано де Бержерак»), Господин («Тот, кто получает пощёчины»), брат Верность («Кабала святош»), Усман («Тутиш»), Дэвид Блисс («Весенняя лихорадка»), Мустафа («Дуэль») и др.
Много работал в кино. Среди фильмов с его участием: «Строится мост», «Четвёртый», «Море в огне», «Принимаю на себя», «Пропавшая экспедиция», «Золотая речка», «Россия молодая», «Следствие ведут знатоки. Дело 18», «Транзит», «Последняя дорога» и многие другие. 
>  26 октября
Прогоны спектакля «Лёха»


Приближается премьера «Лёхи» на Новой сцене МХТ. Спектакль режиссера Данила Чащина по пьесе Юлии Поспеловой вырос из эскиза, сделанного в рамках лаборатории «Опыты под конец сезона» (июль 2016). В спектакле принимают участие: Надежда Борисова, Дарья Юрская, Олег Гаас, Виктор Кулюxин. 

28 октября в 15.00 и в 17.00 пройдут технические прогоны спектакля. На них мы приглашаем публику, заинтересованную в поддержке становящегося на 
ноги спектакля. О своем желании посетить прогоны пишите на мейл zritel@mxat.ru. В письме необходимо указать фамилию. Количество мест ограничено.
Убедительно просим ответственно подходить к заказам мест и отменять их, если в ваших планах что-то меняется: возможно, из-за вашего билета, который окажется невостребованным, мы напрасно откажем в посещении кому-то еще.
>  26 октября
Поздравляем Инну Соловьёву!
Сегодня были объявлены имена лауреатов Премии Станиславского 2016 года. Среди них – выдающийся историк театра, доктор искусствоведения, руководитель научно-исследовательского сектора Школы-студии МХАТ Инна Натановна Соловьёва. Она награждена за книгу «Первая студия – Второй МХАТ: из практики театральных идей ХХ века», которая увидела свет в этом году.
Художественный театр поздравляет Инну Натановну с наградой, а также с недавним выходом ещё одного издания под её редакцией – двухтомника более чем полувековой переписки Ольги Леонардовны Книппер и Марии Павловны Чеховой!
>  26 октября
Художественному театру — 118 лет!


118 лет назад — 14(26) октября 1898 года — Московский Художественно-Общедоступный театр в помещении театра «Эрмитаж» в Каретном ряду сыграл свой первый спектакль – «Царь Фёдор Иоаннович» по трагедии А. К. Толстого.
Сегодня мы поздравляем всех мхатовцев и всех наших зрителей с праздником — днём рождения Художественного театра!
В честь этого события 28 октября в Портретном фойе состоится традиционное награждение памятными знаками «Чайка» юбиляров — артистов и служащих театра, посвятивших МХТ не одно десятилетие своей жизни. В этом году среди награждаемых — Кира Головко, Раиса Максимова, Сергей Десницкий, Василий Немирович-Данченко, Видмантас Силюнас, Николай Скорик, Владимир Краснов, Игорь Верник, Евгения Добровольская, Вячеслав Невинный-младший, Владимир Тимофеев и ещё многие, многие работники театра, Школы-студии и Музея МХАТ. 
>  26 октября
90 лет со дня рождения Владимира Кашпура


26 октября исполняется 90 лет со дня рождения актёра Художественного театра, народного артиста России Владимира Терентьевича Кашпура (1926-2009).

В 1943 г. 17-летний Владимир Кашпур, уроженец села Северка Алтайского края, был зачислен в Харьковское военно-авиационное училище штурманов, базировавшееся в Красноярске; участвовал в боевых вылетах. До 1951 г. проходил службу в должности штурмана авиации и диспетчера авиакорпуса, а затем круто изменил свою жизнь — стал артистом Владимирского областного драматического театра имени А. В. Луначарского. В 1956 г. повторил путь своего коллеги и соседа по актёрскому общежитию Евгения Евстигнеева — отправился за образованием в Москву и был принят сразу на второй курс Школы-студии МХАТ. Это был легендарный курс В. Станицына, где учились В. Невинный, Т. Лаврова, А. Покровская, А. Филозов, А. и Е. Лазаревы, А. Ромашин, Е. Миллиоти, Н. Журавлёва, Ю. Гребенщиков. Кашпур был самым старшим и опытным среди них. 
По окончании Школы-студии в 1959 г. он был принят в труппу театра «Современник», а в 1961 стал артистом МХАТ. Преданность своему театральному дому, добросовестное мастерство, органичность воплощаемых русских социальных типажей обеспечили Владимиру Кашпуру прочное положение в труппе Художественного театра. Среди сыгранных им здесь десятков ролей: Мрачный гвардеец («Три толстяка»), Казанок («Кремлевские куранты»), Пеклеванов («Броненосец 14-69»), Учитель («Я вижу солнце»), Александрович («Шестое июля»), Иван Капитонович («Тяжкое обвинение»), Санчо Панса («Дульсинея Тобосская»; был на этой постановке О. Ефремова режиссёром-стажёром), Конь («Враги»), Ван Ваныч («Сталевары»), Зюбин и Потапов («Заседание парткома»), Вася («Старый Новый год»), Саяпин («Утиная охота», 1979), Судья («Вагончик»), Батюшка («Господа Головлевы», 1984), Брылов («Олень и шалашовка»), Зворыкин («Суперфляй»), Пимен («Борис Годунов»), Михаил Иванович («Новый американец»), Шприх («Маскарад»), Шапкин («Гроза»), Мармеладов («Преступление и наказание», 1996), Жевакин («Женитьба», 1997), Столяр («И свет во тьме светит»), Справедливый сапожник («Кабала святош», 2001), Захар («Обломов»), Фёдор («Белая гвардия», 2004), Фирс («Вишнёвый сад», 2004).
Чрезвычайно востребован он был и в кино — в фильмографии Владимира Кашпура более ста работ. Роли редко были главными, но всегда — запоминающимися.
Несмотря на пошатнувшееся здоровье, Владимир Терентьевич до последних своих дней выходил на сцену Художественного театра и Московского ТЮЗа, где играл Песоцкого в спектакле Камы Гинкаса «Чёрный монах». Творческое содружество актёра и режиссёра сложилось на мхатовских постановках Гинкаса «Вагончик» и «Тамада» и было равно важным для обоих. 
Кама Гинкас: «Кашпур из тех артистов, для которых театр — это служба. Он из тех, кто живёт в искусстве на „разрыв аорты“. Из тех, кто в театре живёт и в театре умирает. Кашпур представляет собой тот почти уже исчезнувший вид, по которому можно понять, каковы были актёры подлинного МХАТа времен Станиславского и Немировича-Данченко. Это очень особая порода. Это корневые, почвенные человеки и артисты, те, по которым всегда можно понять не только персонажа, не только самого артиста с его внутренними и внешними качествами, но и его социальные корни, которые — в крови и проявляются в повадке и менталитете. По таким артистам (и это самое главное) можно понять генетические истоки нации. За такими артистами стоит не театральная и даже не бытовая правда, а правда генетическая. Это не привнесёшь и не сыграешь. Это — в крови. Кашпур — именно такой актёр».
>  24 октября
Новые исполнители
3 ноября роль Ермолая Лопахина в спектакле «Вишнёвый сад» впервые исполнит Артём Быстров.

6 ноября роль Артёма в спектакле «Телефон доверия» впервые исполнит Виктор Хориняк.

18 ноября роль Телохранителя в спектакле «Мефисто» впервые исполнит Никита Беляков.
>  20 октября
Отмена спектакля «Человек-подушка (The Pillowman)» 26 октября
Уважаемые зрители!
Спектакль «Человек-подушка (The Pillowman)», назначенный на 26 октября на Малой сцене, отменяется в связи с болезнью артиста. Билеты подлежат возврату в срок по 30 октября включительно.
Театр приносит свои извинения за доставленные неудобства.
Справки по тел. +7 (495) 646-3-646 и +7 (495) 692-67-48.
>  19 октября
Новые исполнители
19 октября роль Тэдди в спектакле «Dreamworks* *Мечтасбывается» впервые сыграл Артём Волобуев.
>  17 октября
Отмена спектакля «19.14» 18 октября
Уважаемые зрители!
Спектакль «19.14», назначенный на 18 октября на Малой сцене, отменяется в связи с болезнью артиста. Билеты подлежат возврату в срок по 22 октября включительно.
Театр приносит свои извинения за доставленные неудобства.
Справки по тел. +7 (495) 646-3-646 и +7 (495) 692-67-48.
>  17 октября
130 лет со дня рождения Бориса Израилевского


17 октября исполняется 130 лет со дня рождения Бориса Львовича Израилевского (1886-1969) — скрипача, дирижера, заведующего музыкальной частью Художественного театра в 1908-1953 гг., заслуженного деятеля искусств РСФСР. 

Сын часового мастера, Борис Израилевский с семи лет учился играть на скрипке. В 1899 г. поступил в Московскую консерваторию, на хлеб зарабатывая игрою в театральных оркестрах (в театре Сабурова, у Корша, а с 1903 в МХТ как дирижер и солист). В 1910 г., по приглашению Вл. И. Немировича-Данченко, жил у него в имении и дома, готовя в консерваторию его сына (Михаил Владимирович в дальнейшем был артистом Музыкальной студии МХАТ, в создании которой Израилевский активно участвовал в 1919-1920). С 1908 г. Израилевский принял должность заведующего музыкальной частью МХТ, которую до него исполнял Н. А. Маныкин-Невструев. С небольшим перерывом он оставался на этом посту до 5 марта 1953 г., когда спешно был выведен на персональную пенсию (в день смерти Сталина, после которой опасались окончательной развязки антисемитской — “антикосмополитической” — кампании). Принимал участие в музыкальном оформлении едва ли не всех спектаклей Художественного театра за годы своей работы, дописывая необходимые фрагменты к “Последней жертве”, “Идеальному мужу”, “Трудным годам”, был автором музыки к “Унтиловску”, “Хлебу”, “Квадратуре круга”, “Мещанам” (1949), “Второй любви”, “Заговору обреченных”, “Дачникам” (1953) и др. (в частности, им написан вальс для духовых к “Зеленой улице”). Последние годы жизни посвятил книге “Музыка в спектаклях Художественного театра” (М. , 1965), где помимо интересных воспоминаний опубликовал большие фрагменты сочинений Саца и других работавших в МХТ композиторов.
>  17 октября
100-й «Дом»


Сегодня, 17 октября, спектакль Сергея Пускепалиса «Дом» будет сыгран в 100-й раз! Поздравляем всех создателей и участников спектакля с этим прекрасным событием!
>  16 октября
120 лет со дня рождения Фёдора Михальского


16 октября исполняется 120 лет со дня рождения Фёдора Николаевича Михальского (1896-1968) — легендарного главного администратора Художественного театра, директора Музея МХАТ, прототипа Филиппа Филипповича Тулумбасова из «Записок покойника» («Театрального романа») М. А. Булгакова.

В 1918 г. Фёдор Михальский поступил в Художественный театр в качестве инспектора, помощника С. А. Трушникова, который заведовал «хозяйственной частью» МХТ; после ареста и административной ссылки вернулся к исполнению своих обязанностей.
Для его характеристики достаточно нескольких строк из письма Станиславского 1924 г.: «Если бы Вы могли заглянуть в наши сердца и понять, что в них происходит, Вы бы удивились и были горды. Вы один из немногих, который сумел заслужить всеобщую единодушную любовь и признание всех, начиная с актёров и кончая рабочими». По возвращении в театр Михальский занимал различные должности, в том числе главного администратора и помощника директора МХАТ (с 1937— директор музея МХАТ). Немирович-Данченко отмечал в нем «предприимчивость, энергию, мудрость, решимость — проще сказать — талантливость администратора». В одном из своих последних писем он делится с Михальским тревожными мыслями о будущем МХАТ и, очевидно, ждёт от него инициативы в реорганизации труппы.
Фёдор Николаевич был своим человеком в доме М. А. Булгакова; его образ увековечен в знаменитой главе «Театрального романа» о конторе Филиппа Филипповича в Независимом театре. Помимо административного, он обладал ещё одним особым талантом — радовать людей своего окружения, помогать им в беде, заступаться за них в случае необходимости. Он славился юмором, а его квартира была своеобразным клубом для актёров, режиссёров и художников двух поколений МХАТ и его бывших студий. Здесь царила «высокая богема» с остроумными импровизациями, страстными спорами об искусстве, музыкальными экспромтами. И только самые близкие друзья порой замечали в глазах этого весёлого человека затаенную тоску одиночества.

Виталий Виленкин, «МХАТ. 100 лет»
>  14 октября
Конкурс «Смотри и пиши»


Московский Художественный театр продолжает ежемесячный конкурс зрительских отзывов «Смотри и пиши».
Победителями сентября стали Мария Еремина за отзыв о спектакле «Новый американец» и Елена Демиденко за отзыв о «Мастере и Маргарите».
Победители получат бесплатные билеты за спектакли репертуара.
Поздравляем!
>  12 октября
Юбилей Леонида Эрмана


12 октября исполняется 90 лет заслуженному деятелю искусств РФ Леониду Иосифовичу Эрману.

Коллеги называют Леонида Иосифовича «настоящим фанатом театра: это его дом, его семья, его профессия». Вся его жизнь связана с Художественным театром и театром «Современник».
Ветеран войны, в 1952 г. он поступил на постановочный факультет Школы-студии МХАТ. В 1956 г. в качестве заведующего постановочной частью участвовал в создании «Современника», вложив в это дело большие организаторские усилия, и в дальнейшем стал директором-распорядителем театра. В 1976 г. Олег Ефремов пригласил его занять ту же должность в Художественном театре, где Леонид Эрман подтвердил свой безупречный профессионализм. В 1989 г. вернулся в «Современник» на должность директора. Сегодня Леонид Иосифович вновь работает в нашем театре помощником художественного руководителя.

К юбилею Леонида Эрмана Музей МХАТ подготовил выставку в Музее-квартире Вл. И. Немировича-Данченко (Глинищевский пер., 5/7, кв.52), где представлены фотографии из фондов Музея МХАТ, Школы-студии МХАТ и материалы по истории Московского театра «Современник» из личного архива Л. И. Эрмана.
>  9 октября
90 лет со дня рождения Евгения Евстигнеева


9 октября исполняется 90 лет со дня рождения великого русского актёра, народного артиста СССР Евгения Александровича Евстигнеева (1926-1992).

Он родился в Горьком (ныне Нижний Новгород). В 15 лет работал слесарем, играл на барабане в самодеятельном джазовом ансамбле. В 1951 году окончил Горьковское театральное училище и начал играть во Владимире (Швандя, Меркуцио, Тони Лумпкинс в «Ночи ошибок»).
В 1954 году решил учиться заново и был принят в Школу-студию МХАТ (на курс, руководимый П. В. Массальским, где учились Доронина, Басилашвили, Козаков, Сергачев и другие). Великовозрастный по сравнению с ними, неказистый, длинноносый, с провинциальным пошибом в походке и в говоре (странная манера сглатывать буквы внутри слова и слова внутри фразы), он иначе раскрывался, стоило начать работу: органичен, как кошка, отличные мышцы, кисти и ступни выразительны, рокочущий низкий голос послушен. Еще более поражал новичок готовностью к внутреннему перевоплощению: усваивал душевную логику и, идя от нее, пластику любого персонажа. Из джаза Евстигнеев вынес чувство ритма и вкус к партнерству. Он ценил легкость, интенсивность репетиционного процесса — в сердцевинку образа он попадал мгновенно, импровизировал «в образе» свободно. Виртуозно умел поймать парадоксальную суть, выявить ее в одной черте, обойдясь без нажима. Все оставалось как бы бытовым. Потом писали, что его роли дали срез народной почвы, стали коллекцией русских типов — это обеспечивалось не столько даже «простонародными» корнями артиста, его кровным знанием разнообразной социальной характерности, сколько органикой вживания, желанием и умением понять любого. Евгений Александрович избегал ролей в стихах, но из персонажей, которые числятся по «прозе жизни», он мог сыграть кого угодно — именно так и складывался его репертуар в «Студии молодых актеров» (Евстигнеев присоединился к затее Олега Ефремова при самом ее зарождении). Он полюбил прием недоигранности — предоставлял воображению публики дотягивать ее так или эдак. Среди его работ в «Современнике» — Чернов, «Вечно живые» В. Розова; Глухарь, «Два цвета» А. Зака и И. Кузнецова; Король, «Голый король» Е. Шварца; Усов, «Традиционный сбор» В. Розова; двойники Куропеев и Муровеев, «Назначение» А. Володина.
Уйдя вслед за Ефремовым в Художественный театр в 1971 году, он продолжал играть по преимуществу в соовременном репертуаре — в пьесах М. Рощина (Володя в «Валентине и Валентине», 1971 год; Иван Адамыч в «Старом Новом годе», 1973 год; Федор Карлыч в «Эшелоне», 1975 год; Табак в «Перламутровой Зинаиде», 1987 год), А. Гельмана (Соломахин, «Заседание парткома», 1975 год; Окунев, «Обратная связь», 1977 год; Девятов, «Мы, нижеподписавшиеся», 1979 год), Г. Бокарева, А. Мишарина, В. Арро.
В классике первой ему досталась роль в «На дне» («Современник», 1968 год): сняв героический штамп, отказавшись подменять голос Сатина голосом Горького, он заставлял расслышать драматизм особых — «крученых» — интонаций, в которых пьяная тоска, фиоритуры трактирного Цицерона и боль насмешливого ума, наткнувшегося на острое, были неразъединимы. Он играл затем Шабельского в «Иванове» и Серебрякова в «Дяде Ване» (1976 и 1985 года), Чубукова («Чеховские страницы», 1990 год), Глова-отца в «Игроках» Гоголя («Артель артистов», 1992 год), а также вводы в «Три сестры» (Чебутыкин, 1976 год), «Чайку» (Дорн, 1982 год; ту же роль он играл в «Современнике», 1970 год), «Горячее сердце» (Хлынов, 1978 год).
Он разгадывал зерно ролей безошибочно; и так же безошибочен был его интуитивный расчет на реакцию. Реакцией зрителя, его смехом Евстигнеев весьма дорожил; любил повторять слова, будто бы принадлежавшие Москвину, — совет актеру не забывать, что он клоун. Правдивый на сцене до конца, энергично действовавший узнаваемостью своих персонажей, он не стеснялся пользоваться трюком и фортелем. Искал «чаплиниады» (того же клоунства) в ролях драматических: так он играл старого Шварца в «Матросской тишине» А. Галича и свою последнюю мхатовскую роль, Фирса (1991 год).
Созданные им люди низов (в их разных вариантах) казались сросшимися с его, Евстигнеева, природой, но он мог быть и человеком круга Пушкина, получив в «Медной бабушке» роль Соболевского (1975 год); в его приживале Шабельском так же чувствовался граф, как в Луначарском, которого он с сумрачной догадкой играл в «Большевиках» М. Шатрова («Современник», 1967 год) — распинающий себя на кресте идеи, заставляющий себя верить в нее университетский человек. Не самоизъявление определяло его искусство, а непреходящий интерес к людям, на которых он был вовсе не похож. Евгению Александровичу было свойственно чистосердечие лицедея и глубокая личная закрытость, которую его роли не нарушали.
Евстигнеев много и с огромным зрительским успехом снимался в кино (104 роли). Из-за рано настигшей его болезни сердца он с 1988 года был вынужден перейти во МХАТе «на разовые». Умер накануне операции, которую ему должны были делать за границей.

Инна Соловьева, «МХАТ. 100 лет»
>  7 октября
Новые исполнители
7 октября роль Анисима Аллилуйи в спектакле «Зойкина квартира» впервые сыграл Игорь Хрипунов.