Художественное руководство и дирекция

Руслан Кулухов
Владимир Хабалов
Ляйсан Мишарина
Наталья Перегудова
Сергей Шишков
Вячеслав Авдеев
Константин Шихалев

Творческая часть

Репертуарная часть

Наталья Беднова
Олеся Сурина
Виктория Иванова
Наталья Марукова
Людмила Калеушева

Медиацентр

Анастасия Казьмина
Дарья Зиновьева
Александра Машукова
Татьяна Казакова
Наталья Бойко
Екатерина Цветкова
Олег Черноус
Алексей Шемятовский

Служба главного администратора

Светлана Бугаева
Анна Исупова
Илья Колязин
Дмитрий Ежаков
Дмитрий Прокофьев

Отдел проектной и гастрольной деятельности

Анастасия Абрамова
Инна Сачкова

Музыкальная часть

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе

Евгений Зубов
Надежда Мотовилова

Финансово-экономическое управление

Альфия Васенина
Ирина Ерина
Елена Гусева

Административно-хозяйственный отдел

Марина Щипакова
Татьяна Елисеева
Екатерина Капустина
Сергей Суханов
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

Олег Табаков:"Я сам буду продюсером спектакля «Околоноля»

Елена Ямпольская, Известия, 2.10.2009
Олег Табаков не первый год остается одним из главных театральных ньюсмейкеров Москвы и России. Причем лидирующие позиции по ньюсмейкерству он держит сразу на двух фронтах — в МХТ и нежно любимой «Табакерке», которую сам отец-основатель предпочитает именовать «подвалом». О делах Художественного театра — радостных и не очень — Олег Павлович рассказал нашей газете минувшим летом. А теперь заместитель главного редактора «Известий» Елена Ямпольская отправилась к мэтру обсудить текущую «подвальную» жизнь. Что с давно обещанным новым зданием, каковы планы на сезон и действительно ли «Табакерка» собирается ставить нашумевший роман «Околоноля», авторство которого приписывают Владиславу Суркову?

вопрос: В будущем году ваш театр снова собирается отмечать юбилей…

ответ: Да, как говорится, всему приходит свой срок. Теоретически — по ведомству Министерства культуры — «подвал» существует с 1987 года. Однако же на практике это не так. Первый спектакль, поставленный Валерой Фокиным по пьесе Казанцева «С весной я вернусь к тебе», состоялся в октябре 1978-го. А закончила первая студия, то есть те самые дети, ради которых это все и затевалось, в 80-м. Так что хочешь не хочешь, но скоро «подвалу» исполняется 30 лет.

в: Вы хитро празднуете: и 78-й, и 87-й, и 80-й.

о: Поскольку мы празднуем для себя, заметь, никоим образом не предлагая это делать окружающим, а уж тем более власти, то это наше дело.

в: Логично. А ведь тридцать лет — это уже не студия, не союз ровесников. Это нормальный театр, где несколько актерских поколений. 

о: Конечно. Самым старшим ребятам уже пятьдесят. Для мужчины-актера это пора свершений, а для женщины…

в: Переход на роли комических старух?

о: Постмодернизм, так назовем. Если говорить о тех, кто помоложе, они в хорошую пору вошли. Я имею в виду и Безрукова, и Угрюмова, и Егорова, и Шульц. Это, может быть, наиболее счастливый отрезок жизни актера, когда уже многое умеешь и еще много сил. Потому что я вчера, отыграв «Амадея», для себя решил — всё!

в: Что — всё?!

о: До будущего августа играю, а потом оставлю только роли, требующие меньших физических затрат. Но это нормально, ничего страшного здесь нет… Если говорить о совсем молодых, есть неординарные ребята. Я имею в виду Шибанова, Миллера, Фомина, Комашко, Чиповскую — выпускницу Школы-студии МХАТ. .. Все это вместе взятое — в сочетании с тем же Михаилом Хомяковым, Андреем Смоляковым, Ольгой Блок-Миримской, Мариной Зудиной — и составляет театр по моей вере.

в: А какова ваша театральная вера?

о: Жизнь человеческого духа — главное, что есть на сцене, а реализатор всех самых важных режиссерских, авторских и прочих концепций — актер. Вот моя вера.

в: Как обстоят дела со строительством нового здания для «Табакерки» на улице Гиляровского?

о: Последние восемь месяцев строительство стоит. Инвесторы, к сожалению, взяли вынужденную паузу, ибо их взаимоотношения с банком, который давал денежные транши, прервались. И, по всей вероятности, возобновятся только с октября месяца. На данный момент пространство театра в бетоне и кирпиче существует. Дальше проблема начинки. Не скрою, я надеялся, что мы все-таки начнем новый сезон на Гиляровского. А скорее всего, и следующий не начнем. Но - посмотрим. Многое зависит от московских властей. Они делают всё, что могут.

в: Сколько мест будет в зале?

о: Четыреста с небольшим. Это оптимальный, самый на сегодня востребованный и в очень малом количестве наличествующий зал. Зал, в котором актер без всяких метафорических усилений, без многоступенчатой ракеты режиссуры воздействует на зрителей.

Я вчера, отыграв «Амадея», для себя решил — всё!

в: Первой премьерой нового сезона должны стать «Волки и овцы». Что дальше?

о: Да, начинаем Островским в постановке Кости Богомолова — с очень интересной актрисой Розой Хайруллиной, приглашенной из Самары, в роли Мурзавецкой. Дальше — «Цилиндр» Эдуардо де Филиппо. На первый взгляд неожиданный драматургический материал, но очень современный — по языку и по клубку страстей человеческих. Довели уже людей до ручки, до необходимости выставлять себя на торги. Это будет делать молодой режиссер Олеся Невмержицкая. Затем Набоков, «Событие». Далее гоголевская «Женитьба» в постановке Олега Тополянского. И - работа по роману «Околоноля», опубликованному в приложении к журналу «Русский пионер». «Натан Дубовицкий», как утверждают очевидцы и сплетники, — псевдоним. Но это не отменяет ни авторского таланта, ни боли, которую — подобно интеллигентности — сымитировать нельзя. Судя по тому, что текст с диковинной зоологической злобой встречен целым рядом моих современников, я вижу — о-о-о, парень-то, кажется, попал в боль! Прямо вставил туда палец и поворачивает.

в: А вы можете сформулировать эту боль? Что болит, на ваш взгляд?

о: Болит — так дальше жить нельзя. Гиря до полу дошла. Всё! Или, как моя бабушка говорила, пидошло пид груди. Она украинский акцент имела — в силу происхождения. 

в: «Околоноля» — вещь для постановки трудная…

о: Очень. Монопроизведение, значительная доля текста отдана рефлексии и поискам выхода из безвыходного положения. Это очень осложняет структуру будущего спектакля, но не так часто у меня возникает желание перенести что-то на сцену. Я предложил делать это Кириллу Серебренникову.

в: Потому что его имя упоминается в «Околоноля» и он, видимо, неплохо знаком с автором? Или по какой-то иной причине?

о: Потому что в его последних работах — не буду называть, в какой из его последних работ, как мне кажется, есть очевидный ключ к этому тексту.

в: Конспирология на уровне Дэна Брауна.

о: Могу сказать одно: это не «Трехгрошовая опера».

в: Распределения еще не было? Кто сценограф — непонятно? Когда выпуск — тоже?

Жизнь человеческого духа — главное, что есть на сцене

о: Нет. Я сделал предложение Кириллу буквально несколько дней назад. Он заинтересованно согласился. А дальше уже будем соображать. Я, видимо, буду продюсером.

в: Это что значит?

о: Продюсер — это соответчик. 

в: Вы намерены финансировать «Околоноля» из какого-то особого кармана?

о: Думаю, я буду финансировать его из кармана театра на улице Чаплыгина и, возможно, еще из какого-нибудь кармана. Может, из своего. Насколько я понимаю, это первое произведение автора. Поэтому наш шаг обязан быть успешным. В свое время я так поступил с совсем другой — коммерческой — пьесой «Сублимация любви». Молодого режиссера Сашу Марина следовало оградить от возможных непредвиденных неприятностей…

в: На афише будет стоять имя Натана Дубовицкого?

о: Да. 

в: А у кого авторские права?

о: Я знаю у кого.

в: И гонорар ему будете платить?

о: А как же? Это неприлично — воспользоваться тем, что автор скрылся за Натаном. Я вообще в такие игры не играю. Как я люблю деньги, так никто их не любит. Поэтому я с уважением отношусь к частной собственности и охраняю ее.

в: Вы хотите сказать, что с автором договоренность достигнута и вам разрешили роман ставить?

о: Именно так.

в: А сами не собираетесь на сцену выходить? Там и роль для вас есть — деревенского дяди Коли…

о: Ты знаешь, посмотрим. «Ничего не пожалею, буйну голову отдам».

в: А с чего так, Олег Павлович? Что вам до такой степени понравилось? Книжка очень талантливая, не спорю, но чем конкретно она вас пробила?

о: Талантом. Я тебе скажу, вот эти страницы — про некрасивую дочь, когда она измазана зубной пастой…

в: У вас обе дочки симпатичные.

о: Да, это точно. Но я сейчас говорю о бесстыдности изложения. О неприкрытости чувств, наготе. Никаких дымовых завес, никаких постмодернистских жеманств. Я просто редко так совпадаю с кем-нибудь по главному болевому ощущению. 

в: В «Табакерке» никогда не планировали поставить что-нибудь из Пелевина? Ведь роман «Околоноля» стилистически в той же манере написан.

о: Пелевин меня до слез не доводит. Я вижу талант, блестящие пассажи, я вижу несомненный, мало кем достижимый уровень притязания, но - не пробивает.

в: Тогда у меня последний вопрос по поводу «Околоноля». Не боитесь, что уже сейчас — по факту оглашения намерений, а уж тем паче после премьеры вас обвинят в ренегатстве, если не в лизоблюдстве?

о: В лизоблюдстве меня хрен кому удастся обвинить. По простой причине — не обслуживаю. Нельзя ничего мне предъявить по этой части.

в: Вот этот спектакль и предъявят.

о: Помилуйте, а что я от этого имею? Владимир Владимирович Путин оказал Художественному театру очень большую помощь — в размере миллиарда восьмидесяти миллионов рублей — на техническое переоснащение. Ни царь Николай, ни царь Владимир, ни цари Иосиф, Никита, Леонид и так далее, включая первого президента России, о Художественном театре не подумали. А теперь это единственная драматическая сцена в Москве, технологическое оснащение которой соответствует уровню текущего века. Так вот, если бы Владимир Владимирович что-нибудь написал, а мы бросились ставить, тогда еще можно было бы говорить о подводных течениях. А тут — нет, ребята, нет. Я независимый человек.

в: «Табакерка» начала издавать собственный журнал — «Театральный подвал». Зачем?

о: Чтобы сбросить лишнюю энергию. Я, конечно, не Лев Николаевич, но тоже не могу молчать, надоело. И время от времени ниже поясницы все-таки буду шлепать.

в: Кого?

о: Людей твоего ремесла.

в: Хорошо, что я из него ушла вовремя. Неужели вы собираетесь воевать с критиками? Не царское это дело.

о: Да шутейно! Это несерьезное занятие. Взгляд и нечто. Репетиловщина: «Об чем бишь…? Обо всем!» На самом деле мне нравятся мои актеры, и я хочу, чтобы существовало издание, которое бы о них рассказывало. Многих твоих коллег, к сожалению, достижения отечественные интересуют мало. А меня мало интересует тот театр, который они сегодня превозносят как передовой. Может, оттого, что в первые три года «подвала» мы посетили Авиньон-Мавиньон, Штудгарт-Мудгарт и всего насмотрелись… В какой-то момент, когда женщина польского происхождения, ударяя мое имя на первый слог, восторженно сказала: «Олег, ты должен быть Театр Европа!», мне хватило мозгов, а может быть, хитрости ответить: «Нет, ну какой мы Театр Европа…». Так и осталось. Мы - Театр Россия. 

в: Олег Павлович, «Табакерка» готовит что-нибудь к юбилею Победы?

о: Готовит МХТ — вероятно, при участии актеров «подвала».

в: Речь идет по-прежнему о поэтическом вечере?

о: Это не столько поэтический вечер, сколько вечер, вызванный моим знакомством с письмами Виктора Петровича Астафьева. Как тебе сказать… Мой отец ушел на фронт 17 июля 41-го, вернулся 16 декабря 45-го. Я до конца жизни буду обязан этому поколению. Я это воспринимаю почти патетически. Ну, патетически у меня не получается, я все-таки комический артист, но это для меня чувственный, любимый мною праздник со слезами на глазах. Вот и всё. И лишний раз сказать об этом тем, кто еще жив, и в память тех, кто ушел… Я не мог пойти на фронт, мне было неполных десять лет в день Победы. Но кровная связь, неутоленная благодарность за всё — за жизнь, за то, что у меня есть дети, за то, что у меня есть внуки… И за то, что народ совершил свой подвиг, аналогов которому нет, а может быть, и не будет. И слава Богу, что не будет. Но вместе с тем это было время, когда человек человеку в самой большой степени был друг, товарищ и брат. Я это помню. И ничего со своей памятью поделать не могу.