Чайка
МХТ

Художественное руководство и дирекция

Ольга Хенкина
Мария Федосеева
Леонид Эрман
Юрий Рожков

Творческая часть

Репертуарная часть

Литературная часть

Музыкальная часть

Лидия Соколова

Издательский отдел

Служба главного администратора

Николай Булыкин

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе и государственным закупкам

Бухгалтерская служба

Альфия Васенина
Татьяна Медведева

Планово-финансовый отдел

Административно-хозяйственный отдел

Татьяна Елисеева
Ирина Цымбалюк
Лидия Суханова
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

Табаков о театре Табакова? и не только о нем

, 18.11.2002
- Российская аудитория, несомненно, обожает Ваш театр на улице Чаплыгина. Расскажите, пожалуйста, об истории создания театра-студии и секретах выживания, коими Вы пользуетесь уже 17 лет как его художественный руководитель.
 — Театр-студия возник из идеи, настойчивости, характера, любви артистов друг к другу и, что особенно важно, из веры. Самое трудное было — не разбежаться в 80-е годы, в эпоху «зрелого социализма», когда это была просто частная студия. Но и тогда человеческие связи были важнее и желаннее, чем решение сложных житейских проблем. По сей день в театре остались первые студийцы: Михаил Хомяков, Андрей Смоляков, Надежда Лебедева. Из второго выпуска студии — Марина Зудина, Надежда Тимохина, Сергей Беляев, Александр Мохов. А сейчас в труппе работает уже последний выпуск школы-студии МХАТ. Почти все актеры труппы — мои ученики. Посему секрет выживания — в простых принципах: у любого актера должно быть свое место в театре. Талант иногда позволяет артисту раздвигать его творческие возможности: человек смелостью и риском может это сделать. Так, в моей сценической биографии был «мальчик» в пьесе Виктора Розова «В поисках радости» и в то же самое время — характерная роль в «Голом короле» Евгения Шварца, и все это в 25 лет. А сейчас молодой Александр Фисенко играет роль в «Провинциальных анекдотах» и в комедии Виктора Шендеровича «Два ангела, четыре человека».
Очень важны содержание труппы в мобильном качестве, до 30 человек, равномерная занятость (рекорд — до 110 спектаклей за сезон). В минувшем сезоне в «подвале» на Чаплыгина состоялось семь премьер.
 — Вы уже третий сезон являетесь художественным руководителем не только театра на улице Чаплыгина, но и МХАТа имени А. П. Чехова. Что объединяет два таких разных театральных организма?
 — Для меня сейчас начинается третий сезон одновременно в двух театрах. Не считаю, что совершил ошибку. После двух лет положение в театре в Камергерском переулке изменилось явно к лучшему. 12 спектаклей за последний сезон означают, что мы встали с колен и вернули рабочую форму. Создан режиссерский резерв. Режиссеры, актеры получают шанс, причем все они — молодые люди. Внятно зазвучали новые имена. Ведь театр без молодого поколения — как семья без детей. Это обычная прокатная контора, где просто тиражируется накопленное.
Два театра, два коллектива с разными биографиями, разными темпераментами объединяют общая театральная вера, совпадающие эстетические пристрастия. В обоих театрах знаковая фигура — это актер, материализованная жизнь человеческого духа. Последний сезон продемонстрировал важную тенденцию — успех рождает внутреннюю свободу. Это видно по итогам сезона — молодежь резко двинулась вперед: Егор Бероев, Дарья Мороз, Наталья Рогожкина, Николай Исаков, Ольга Литвинова и другие. Объединяют оба театра еще и авторы мхатовской системы: Чехов, Ибсен, Булгаков, Вампилов.

 — Хотелось бы поговорить о международной деятельности театра. Каковы Ваши наиболее яркие впечатления о гастрольных поездках, о зарубежных зрителях. Предстоит ли участие в международных фестивалях, если да, то в каких?
 — Международная деятельность сопутствовала театру на Чаплыгина с первых шагов. Еще с актерами Театра ГИТИС мы выезжали в Венгрию, потом были Авиньон, Мюнхен, Каир. Позже этот театр гастролировал в Японии, Канаде, Италии, США, Израиле. Выделить какую-то страну сложно, но вот Япония — это, пожалуй, иная планета с великой культурой, трепетно охраняемой людьми. Мы возили в Японию спектакли по произведениям Гоголя, Гончарова, Галича и встречали понимание и восторг перед русской драматургией. После этого меня пригласили преподавать японским молодым актерам. Я тесно сотрудничаю с нашими послами в странах Балтии, Австрии, Финляндии и Японии. Порой гастроли возникают как продолжение таких товарищеских отношений. Нынешней осенью театр на Чаплыгина приглашен со спектаклем «Последние» на 50-летний юбилей Берлинского театра имени А. М. Горького. В третий раз мы поедем в Хельсинки на «Русские сезоны». МХАТу предстоит показать в Греции чеховскую «Чайку». Интерес зарубежных зрителей к нашему творчеству не угасает.
Наш «подвал» на Чаплыгина часто посещают послы Германии, Чехии, Венгрии, Латвии. Это еще раз доказывает, что теснота — не помеха для дружеских и творческих контактов.

 — Какие у Вас связи с современными зарубежными драматургами и режиссерами?
 — И во МХАТе, и в «подвале» на Чаплыгина мы активно привлекаем к работе зарубежных режиссеров. Так, режиссер из Финляндии Райя-Синикка Рантала поставила в театре на Чаплыгина два спектакля: «Опасные связи» по Шодерло де Лакло и пьесу «А в Конго есть тигры?» современных финских авторов Бенгта Альфорса и Юхана Баргума. Артак Григорян, мой коллега из Вены, сделал там же спектакль «Отец» Юхана Августа Стриндберга.
Сегодня во МХАТе Р. -С. Рантала репетирует драму Леонида Андреева «Тот, кто получает пощечины». Совсем недавно на нашей сцене в Камергерском состоялась мировая премьера пьесы известного сербского писателя Милорада Павича «Вечность и еще один день». В конце нынешнего года состоится премьера спектакля «Нули». Это возвращение на русскую сцену популярнейшего в свое время у нас чешского драматурга Павла Когоута. Спектакль ставит режиссер из Чехии Ян Буриан.
Знаменитые грузинские режиссеры Темур Чхеидзе и Роберт Стуруа выпустят на сцене «подвала» на Чаплыгина новые спектакли по пьесам английского и грузинского авторов — Майкла Фрейна («Копенгаген») и Григола Эристава («Кваркваре Тутабери»).
В дальнейших планах МХАТа и театра на Чаплыгина — Шекспир, Мольер, Стоппард. Вместе с современными отечественными и зарубежными авторами они являются корневой основой нашего репертуара.