ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ — СЕРГЕЙ ЖЕНОВАЧ
Чайка
МХТ

Художественное руководство и дирекция

Людмила Таширева
Юрий Рожков

Творческая часть

Репертуарная часть

Литературная часть

Музыкальная часть

Лидия Соколова

Издательский отдел

Отдел по связям с общественностью

Мария Федосеева

Служба главного администратора

Николай Булыкин

Организационный отдел

Отдел кадров

Анна Корчагина

Отдел по правовой работе и государственным закупкам

Бухгалтерская служба

Альфия Васенина
Татьяна Медведева

Планово-финансовый отдел

Административно-хозяйственный отдел

Татьяна Елисеева
Ирина Цымбалюк
Лидия Суханова
Людмила Бродская

Здравпункт

Татьяна Филиппова

В Москву, в Москву!

Юлия Кантор, Известия, 15.05.2002
Сперва в Художественный театр пришел артист Театра Моссовета Андрей Ильин. Предложение сделали и Домогарову — но он отказался. Затем в труппу был принят ведущий артист Саратовского академического театра драмы Владимир Краснов, друг Олега Табакова по пионерскому драмкружку. Борис Плотников пришел во МХАТ из Центрального академического театра армии, Валерий Хлевинский — из «Современника». Переезжает в Москву и Петр Семак, один из ведущих артистов Льва Додина. Во МХАТ могут перейти и актеры питерского театра Ленсовета Михаил Пореченков и Константин Хабенский. Олег Табаков формирует труппу.

Сегодняшний художественный руководитель должен быть хорошим менеджером. Более того: ему нужно уметь дружить и с распоряжающимся выделенными на культуру деньгами начальством, и со спонсорами. Табаков это умеет и деньги у него есть — к тому же каждого из приглашенных ему удалось заинтересовать ролями.

Петр Семак репетирует в «Табакерке», Валерий Хлевинский скорее всего будет играть в «Горячем сердце». Борис Плотников играет в «Кабале», а Константин Хабенский и Михаил Пореченков — во мхатовской «Утиной охоте». В прошлом сезоне мхатовским артистом стал и «доктор Угол»: Игорь Угольников дебютировал на сцене Художественного театра в «Девушках битлов», а потом его взяли в штат, и он будет играть в спектакле «Гамлет в остром соусе».

Нечто подобное происходило в Художественном театре и в давно прошедшие времена, когда его возглавил Олег Ефремов. Он пришел сюда и увидел, что труппа слаба: мхатовские старики были изумительны, зато не было хороших артистов среднего поколения. В советскую пору статус артиста МХАТа значил очень многое, и мало-помалу театр стал блатным местом. В его труппу брали не столько по таланту, сколько по родству (выпускнику Школы-студии МХАТ Ефремову в ней места не нашлось). Когда Ефремова позвали на царство, театр был переполнен посредственностями.

И Ефремов начал приглашать в него хороших актеров. Смоктуновский, Калягин, Лаврова, Евстигнеев — он собрал лучшую в Москве труппу и (на какое-то время) сделал хороший театр. Штат был перегружен, и тогда Ефремов решился на раздел МХАТа. А потом сюда пришел Олег Табаков и увидел, что «старики» хороши, а среднее поколение не совсем удовлетворительно, и начал собирать новых актеров… На этом сходство заканчивается: Ефремов пытался выстроить театр вокруг идеи, Табаков создает его как крепкое предприятие. 

Судьба театра равна судьбе возглавляющего его человека; МХАТ начал разрушаться, когда Ефремов внутренне сдал, а это было связано с тем, что конец минувшего века оказался жесток к общественным и театральным идеалам. Для Табакова важна не идея, а дело, причем успешное — время проверит на крепость и такую модель театра.

Петр Семак: В Москве больше солнца

Звезда петербургского Малого драматического театра учился и сформировался как артист у Льва Додина И долгие годы живет в состоянии хронической «недоигранности». В обновляющемся МХАТе Семаку даны несколько ролей (в «Чайке», «Амадее», «Отрубленных головах» и «Горячем сердце») и обязанность завоевывать «место под солнцем».

- Уйти от Додина — решение смелое…

 — Решение трудное. Видите ли, работая в нашем театре, практически невозможно вырваться куда-то — вне зависимости от того, насколько ты занят в репертуаре. Ни в другой театр, ни в кино: здесь это, мягко говоря, не приветствуется. Сейчас я ушел из штата МДТ и работаю по контракту, я занят в шести спектаклях. Просто очень трудно годами ждать новой роли. И ее не получать. В этом театре я «родился», вырос. Но вот сейчас чувствую: что-то сломалось здесь. И, поверьте, это не сиюминутное ощущение. 

- Вы же о своей «недоигранности» прямо сказали Льву Додину?

 — Сказал… Но жизнь идет, и ждать становится опасно. МДТ блестящий, яркий театр, театр замкнутый в самом себе. Может быть, отсюда и этот разлад. Мы стоим как бы особнячком, мы выделены из театрального мира: с одной стороны, это даже хорошо — такая исключительность. С другой…

- Не опасаетесь, что растворитесь в Москве?

 — Опасаюсь, конечно. Знаю эту способность столицы. Но мне интересно, мне хочется новых серьезных ролей в старом и обновляющемся легендарном театре. Но пока я буду говорить об этом осторожно. Еще только начинаются репетиции. Нам еще предстоит друг к другу привыкать… Знаете, чем Москва отличается от Питера? В Москве больше солнца.

Олег Табаков:

 — Петр Семак мне интересен, он яркий артист. Я предложил ему роли, которых он был лишен в МДТ. Мне кажется, он удачно соединится со мхатовскими актерами. В «Амадее» я предложил ему роль Императора. Меня интересует не император-царедворец, а император-солдат, и уверен, что у Семака получится. Думаю, что и во мхатовской «Чайке» Семак будет органичен. Предложу ему роль и в «Табакерке» в спектакле «От четверга до четверга». В нем есть комедийное начало, я это вижу, и его нужно раскрыть, чего не происходило в МДТ. В общем, надеюсь, будет интересно.