Артист-парадоксалист

Роман Должанский, Коммерсант, 22.05.2007
На 55-м году жизни в Москве умер народный артист России Виктор Гвоздицкий — один из самых необычных и талантливых современных русских театральных актеров.

Одной из знаменитых ролей Виктора Гвоздицкого был Парадоксалист в спектакле Камы Гинкаса «Записки из подполья» в конце 1980-х годов. Название этого персонажа наиболее точно и определило суть актерского дарования Виктора Гвоздицкого. Его игра всегда была парадоксальной, в ней необычайным образом сочетались какая-то праздничная легкомысленность и знание мрачной изнанки жизни. Гвоздицкий на нашей сцене, зараженной стремлением к психологическому правдоподобию, был одним из столпов второй, «оппозиционной», но столь важной для русского театра традиции эксцентрической игры.

Виктор Гвоздицкий родился в 1952 году в Краснодарском крае в семье машиниста паровоза и учительницы математики. Театральное образование он получил в Ярославле, на родине русского профессионального театра. После окончания училища отправился в Ригу, где несколько сезонов отработал в знаменитом в ту пору Рижском ТЮЗе под руководством Адольфа Шапиро. Но признание пришло к Виктору Гвоздицкому в Ленинграде, куда он, приглашенный работать в Театр комедии, перебрался в середине 1970-х годов.

Индивидуальность актера всегда привлекала режиссеров самых разных вкусов и направлений. Известность в театральном Ленинграде Гвоздицкий получил прежде всего в знаменитых спектаклях Петра Фоменко в Театре комедии «В этом милом старом доме» и «Лес». Но в эти же ленинградские годы он сыграл у Льва Додина, Романа Виктюка и Генриетты Яновской. На него обратил внимание даже театральный бог города Георгий Товстоногов, пригласив на подмостки БДТ. В 1984 году Гвоздицкий сыграл Тень в одноименном знаменитом спектакле Николая Акимова, восстановленном режиссером Юрием Аксеновым. Роль в сказке Евгения Шварца для Виктора Гвоздицкого стала этапной. Иронический склад ума и таланта актера, изобретательность и подвижность его игры, удивительный сплав изящества и отчаяния позволили критикам говорить о нем как об идеальном акимовском актере, хотя самого Николая Акимова к тому времени уже не было в живых.

Но по-настоящему судьбоносной стала встреча Виктора Гвоздицкого с Камой Гинкасом: в Мастерской молодого актера и режиссера они сделали спектакль «Пушкин и Натали». По смелости отношения к хрестоматийному литературному и историческому материалу равных этому спектаклю в театре того времени не было. В 1985 году Гвоздицкий переехал в Москву и работал в театре «Эрмитаж» еще у одного очень оригинального режиссера — Михаила Левитина. Актер сыграл в спектаклях «Нищий, или Смерть Занда» Юрия Олеши и «Вечер в сумасшедшем доме» по Александру Введенскому, и о нем впору было говорить как об идеальном обэриутском актере.

Очевидно, что режиссеров привлекало удивительное умение Гвоздицкого соединять в своих героях житейскую беспечность и романтическое раздражение, насмешку и наивность, едкий ум и готовность витать в облаках. Какой-нибудь Эжен Лабиш («Соломенная шляпка») мирно уживался в его репертуаре с Достоевским: на уже упомянутые «Записки из подполья» и «Играем'Преступление'» Камы Гинкаса рвалась вся театральная Москва. Надо сказать, что Виктор Гвоздицкий оставался исключительно театральным актером, кино он не любил, и оно, надо сказать, отвечало актеру взаимностью.

В середине 1990-х его позвали во МХАТ — Олег Ефремов в конце жизни видел в Гвоздицком необходимую для усталой труппы Художественного театра прививку другого стиля игры. Гвоздицкий сыграл Тузенбаха в последних ефремовских «Трех сестрах» и репетировал главную роль в вышедшем уже после смерти худрука МХАТа «Сирано де Бержераке». А последним его главным режиссером стал Валерий Фокин: сначала Виктор Гвоздицкий сыграл в спектакле Центра имени Мейерхольда роль великого теоретика и мученика театра Антонена Арто, а потом даже перешел по приглашению господина Фокина в труппу петербургского Александринского театра, где сыграл в «Двойнике» Достоевского. Природа таланта Виктора Гвоздицкого определила его судьбу. Он обречен был быть странником и одиночкой. Жизнь его героев была одновременно безумным праздником и праздничным безумством. Персонажи Виктора Гвоздицкого с вызовом и насмешкой умели заглядывать в ту бездну, в которую вчера ступил и сам этот ни на кого не похожий артист.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000