Возвращение легенды

, 28.02.2008
Режиссёр, известный постановками «Кислород», «Бытие номер два» и «Июль» по текстам Ивана Вырыпаева, на этот раз выбрал повесть 20-ых годов прошлого столетия. История о революционерке по имени Марютка и пленном белогвардейце многим известна ещё и по старому советскому фильму.

«Теперь в МХТ предлагают свою версию», — рассказал художественный руководитель театра Олег Табаков. — «Рассказ, в своё время причисленный к классической советской литературе. Сегодня, на мой взгляд, это произведение не имеет отношения к классике, но оно примитивно сводит до трагедии несовместимость существования философий интеллигентных и не интеллигентных людей. „Убить богатых, забрать и между нами бедными поделить“. По сути, это трагедия обманутых людей! Шекспир пишет о вражде Монтеки и Капулетти, венцом которой становится кровь Ромео и Джульетты, которые соединяют враждующие стороны. Но тут-то не соединяются!»

Режиссёр спектакля Виктор Рыжаков считает очень важной эту постановку, называя её «возвращением легенды»:

«Здесь однозначно нет какого-то литературного спора. Я имею в виду, какого-то большого и глубокого интереса. Конечно же, тогда можно брать литературу Платонова, купаться в этом от счастья, потому что имеешь дело с каким-то удивительным языком. Здесь другое — это разговор о времени. Ведь когда-то, начиная написание этой повести в 1924 году, потом в 1927 Протазанов ставит первый фильм, в 1956 Чухрай ставит второй фильм. Это была культовая история, которую называли советской историей Ромео и Джульетты. Это как миф, какая-то легенда. И вот это — возвращение мифа. По сути это разговор не о какой-то системе ценностей социальных или идеологических, это система ценностей нравственных, духовных, и возвращение к этой теме сегодня лично для меня очень важно. Восстановление каких-то вещей, которые, может быть, когда-то были нами утеряны, безумно интересно исследовать».

В спектакле «Сорок первый» заняты актеры: Яна Сексте, Максим Матвеев, Павел Ворожцов. Создателей спектакля привлекла, прежде всего, история любви. Сам текст показался довольно противоречивым, — призналась актриса Яна Сексте, отвечая на вопрос радио «Культура»:

«Текст очень грубый, слова какие-то? из головы выдуманные. Текст слабенький в смысле литературы. Но сама по себе история очень интересная. Это всё давалось очень тяжело, и сейчас ещё очень тяжело. Сейчас, мне кажется, я в роли такое удовольствие нахожу. Нам её, такую, очень тяжело было придумывать. В начале меня даже просили копировать мужиков, как они ходят? в плохом смысле мужиков. Сейчас тяжело потому, что надо найти ещё больше эту амплитуду — из того, что было, в то, что стало. Амплитуда разбуженных чувств героини. Мне очень её жалко. Кажется, что это какой-то такой человечек внутри? Ну вот так у неё сложилось, что она выросла в этом мире! А на самом деле она заслуживала лучшей жизни, но, когда она её получила, по какой-то накатанности разбила в пух и прах».

Спектакль «Сорок первый» идёт на Малой сцене МХТ. 
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000