Дорога и жизнь

Наталия Колесова, Планета Красота, 07.2008
Спектакль «Тутиш» по рассказу Алексея Торка — явление совершенно нездешнее. Он настолько особый и непохожий на все, что составляет афишу МХТ им. Чехова, что о него словно спотыкаешься. В его несуетности, интеллигентности и достоинстве скрыто столько мудрости и понимания главных ценностей жизни, что сразу хочется что-то принципиально изменить в собственном поведении. Остановиться в бессмысленном беге будней, осмотреться по сторонам, обратить внимание на давно забытые детали повседневности. Остановившись, начинаешь и сам думать неспешно и без суеты, как и его создатели — режиссер Марина Брусникина со своей выстраданной интонацией, старшее поколение актеров МХТ и молодежь, искренне и благодарно проживающая эти часы на сцене рядом с мастерами.

История стариков, живущих в наши дни в забытом и прокаленном солнцем таджикском селе Тутиш на границе с Афганистаном, — это та современность, о которой мы не имеем представления, которую мы не знаем и, что страшнее, знать не хотим. Брошенные в мясорубку гражданской войны 90-х между происламскими ваххабитами и просоветскими коммунистами, жители селения выстояли только благодаря своей внутренней силе и вере в законы высшей справедливости. Старики не воевали, они просто остались живы.

Всего шесть страниц прозы превратились в руках режиссера в притчу, простые и строгие истины которой расцвечены молчаливыми живописными картинами, насыщены динамикой выразительных хореографических эпизодов и загадочными сломами ритмов, придающих повествованию современную и оригинальную форму.

Старшее поколение актеров МХТ, не избалованное новыми ролями, играет мудрых и лукавых таджикских стариков без всяких явных признаков национальности. Дело тут не в этнике, а в душе. Хотя художник Светлана Калинина с нескрываемым удовольствием придумала героям спектакля скромные, как у живущих на нищенскую пенсию, и в то же время красочные, с вышитыми и колоритными деталями костюмы, а сценографы Алексей Порай-Кошиц и Екатерина Кузнецова лаконично обозначили среду с помощью подушек в старой чайхане и висящего на стене сюзане с замечательным орнаментом.

Старики, оставшиеся в покинутом селении в компании малолетних внуков и стаи деревенских собак, покорно ждут вестей от детей, отправившихся в большие города, ежемесячной пенсии и нового учителя русского языка. Вспоминая советское прошлое, в котором трагические и анекдотические истории переплелись так тесно, как только и бывает в настоящей жизни, они мужественно и обреченно движутся к закату собственной жизни. Необычайно отрадно и своевременно, что для старшего поколения артистов — Нины Гуляевой, Виктора Сергачева, Евгения Киндинова, Владимира Краснова, Сергея Десницкого, Сергея Сазонтьева, Виктора Кулюхина, Валерия Хлевинского — нашлись такие выразительные и яркие характеры, как жители села Тутиш. Нина Гуляева (Хафиза) по праву царит среди колоритных мужских фигур, ярко и в то же время деликатно рисуя свою героиню. Когда она роняет веские и неотразимые замечания, угощает начальника из райцентра водкой из чайника, движется в танце в красивом восточном наряде, сердце заливает тепло.

Кроме мастеров старшего поколения в спектакле участвуют молодые актеры — Юлия Чебакова, Павел Ващилин, Сергей Медведев, Роман Гречишкин, Никита Панфилов, Антон Феоктистов, Денис Бобышев. Как же отрадно видеть, как те, кто еще вчера выходил на сцену МХТ в главных ролях остросовременной версии «Конька-Горбунка» или в иных нашумевших постановках, с упоением и полной самоотдачей играют в спектакле «Тутиш» практически бессловесные роли. Молодежь — то стая деревенских собак, рассекающая в диком танце пыльный воздух (балетмейстер Николай Реутов), то агрессивные в своей одержимости отряды смертельных врагов, поочередно занимающих селение, то зеркальное отражение, двойники главных героев, застывшие вне времени и возраста. Наслаждение и счастье, с которым молодые актеры используют каждое мгновение быть в одном пространстве и атмосфере со старыми мастерами, без пафоса возрождает давний мхатовский дух, вызывает ощущение непрерывности важнейшей и тончайшей нити, связывающей поколения. То драгоценное, что, смею надеяться, сохранилось еще в лучших проявлениях и творческих целях легендарного академического театра на путях его врастания в систему рыночной экономики, присутствует в спектакле «Тутиш» в предельной концентрации. Это редко и ценно — хранить что-то настоящее и всегда помнить о своих корнях.

Спектакль Марины Брусникиной неспешен и выразителен. Удивительно, какие простые и изобретательные решения приходят режиссеру, когда скупыми и неожиданными средствами — из нескольких деталей, камней, палок — рождается пустынный пейзаж сельского кладбища. Или, например, сплетая в танце плывущие фигуры стариков и молодых актеров, режиссер материализует на сцене поразительную метафору бесконечности жизни. Той, которой, по словам последнего поэта нашей эпохи Иосифа Бродского, остаются лишь «иллюзия и дорога»:

«Что мир останется прежним. 
Да, останется прежним. 
Ослепительно снежным
И сомнительно нежным.
Мир останется лживым,
Мир останется вечным.
Может быть, постижимым
И всё-таки бесконечным…»
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000