Осеннее обострение

Татьяна Демидова, Ваш досуг, 20.09.2002
Про что
У Виктора Зилова есть все, что нужно для счастья: надежная скучная работа, друзья, жена-красавица и отдельная квартира. Женщины любят его без памяти. Но ему неймется. Напьется в дым и правду всем начнет в глаза говорить. И все на утиную охоту рвется. В финале пытается застрелиться.

Мнение
Главная приманка на «Утиной охоте» — питерский актер Константин Хабенский. Другого современного актера в этой роли представить невозможно. Хабенский — Зилов по фактуре и темпераменту. Поэтому приглашение актера во МХАТ и переезд его в Москву — не хитрый пиаровский ход. В выигрыше оказываются все: Хабенский, получивший уже классическую роль, театр, пополнивший коллекцию талантливых актеров, и зритель. Московские театралы, не видевшие Хабенского в театре, смогли убедиться, что актер способен играть не только Плахова.

Режиссер удержался от соблазна осовременить классическую пьесу и усадить ее героев за компьютеры. На сцене кружатся, как на карусели, то советская контора с пухлыми папками, доской почета и пыльными связками томов классиков марксизма-ленинизма, то затрапезная забегаловка с псевдоромантическим названием — кафе «Незабудка», то новая, еще без мебели, квартира в спальном районе, то автомобиль начальника — «Запорожец». Атмосфера застойных 70‑х, умело переданная через обилие бытовых деталей, скучна и уныла.

Кто бы ни играл Зилова, играет в той или иной степени самого себя. Хабенский — не исключение. Он играет циника с ранимой душой. В цинизме Хабенский, пожалуй, чуть переигрывает: местами его герой противен до омерзения. Антипод нервного эксцентричного Зилова — невозмутимый официант Дима (яркий московский дебют еще одного питерского актера — Михаила Пореченкова). Белоснежная салфетка, перекинутая через эротично обнаженную по локоть волосатую руку официанта, — знак принадлежности к избранным мира сего. Такой не станет мучиться от несовершенства мира и не промахнется на утиной охоте.

Финал недвусмысленно дает понять, что безумие Зилова вызвано осенним обострением. Так бывает с ним, пожалуй, каждый год, ближе к сентябрю, когда впереди отпуск и райское наслаждение со стреляными утками. Несколько дней он будет близок к суициду и ссоре со всем миром. Утром боль пройдет, и Зилову простят его легкое помешательство. Вот современное ироническое толкование, наверное, слишком саркастическое, чтобы стать общепринятым.

У этого спектакля, пожалуй, есть только два недостатка. Первый — он идет на Малой сцене. Второй логически вытекает из первого: билетов в кассе на сентябрь уже нет.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000