История войны двух планет

, 2.12.2008
Режиссёр — Антон Яковлев. Он же - автор сценической версии повести Льва Толстого. К этому произведению в театре практически не обращаются. Необычный выбор худрук МХТ Олег Табаков объясняет «качеством литературы».

По словам Антона Яковлева, ему было важно «оживить материал» и посмотреть на классику с позиции сегодняшнего дня. Это «очень современная история» — уверен Антон Яковлев:

«Самая главная тема — две планеты — мужчина и женщина, которые в принципе никогда не будут до конца вместе. Это всегда такая история войны двух планет. Я не знаю, насколько эта война может быть продолжительной, насколько мы идём по кругу, но ошибки никогда никого не учат. Эта история точно так же происходит сегодня, как она происходила в 19 веке, не знаю, в 5 веке. Самое страшное в этой истории для меня — как люди создают себе образы, иллюзии, и пытаются в них верить. Не видя живого человека перед собой, а наоборот, когда они тянут этого живого человека к этому образу, к этой иллюзии. Им легче продолжать обманываться, строить то, что построить в принципе нельзя и склеивать то, что не склеивается, чем понять и отказаться от своих иллюзий».

Роль Позднышева — героя, долгие годы ненавидевшего свою жену и, наконец, убившего ее из ревности, режиссёр, по совету Олега Табакова, предложил Михаилу Пореченкову. Актёр рассказал о новой, не обычной для себя роли:

«Так получилось, что обычно в этой роли видят людей таких же изломанных, неврастеников. А мы - люди здоровые, крепкие. Но тем это и ужаснее. Потому что каждый нормальный человек должен понять, что он именно такой — в нём есть и белое, и чёрное? Для меня это вершина работы в театре. Я думаю, это самое серьезное произведение, которое мне доверили. И большое спасибо Олегу Павловичу и Антону Яковлеву за то, что они меня взяли в этот спектакль. У нас в связи с этой пьесой, с постановкой возникло очень много споров по вопросу — что такое любовь, что такое вера, что такое дружба, что такое преданность, что такое измена. Огромное количество мнений? желание изменить себя — такую бурю эмоций вызвала вдруг эта пьеса».

«Частная история, рассказанная в „Крейцеровой сонате“, оказывается живой и современной», — говорит Олег Табаков. — «Дело ведь в потребности любить человека. Или, я бы так сказал: в устройстве, чтоб меня любили. И вот за то, чтоб меня любили, я пойду на край. Это ведь, по сути дела, наверно, проблема и не цензуры. Не о самом лучшем в душе человеческой рассказывает граф Лев Николаевич Толстой. Но рассказывает это с таким пониманием крайней ситуации, в которую попадает человек, что это служит для меня путеводителем что ли по лабиринтам души человеческой».
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000