Во вторник талантливейшему актеру и выдающемуся режиссеру Олегу Ефремову исполнилось бы 75 лет

Наталья Курова, РИА Новости, 1.10.2002
Выдающемуся режиссеру и театральному деятелю Олегу Николаевичу Ефремову во вторник исполнилось бы 75 лет. Талантливейший актер, создатель легендарного «Современника», руководивший в течение трех десятилетий МХАТом им. А. П. Чехова, он всю свою жизнь посвятил служению театру.

«Театр — вся его жизнь, — сказал в эксклюзивном интервью корреспонденту РИА „Новости“ ведущий актер МХАТа имени А. П. Чехова Вячеслав Невинный, которого связывают с Ефремовым почти 40 лет творческой и личной дружбы. — Главное, к чему стремился Олег Николаевич, — чтобы на сцене был живой человек, а не фигляр, изображающий жизнь, чтобы в театре царила жизнь человеческого духа, как завещал великий Станиславский, верным и неотступным поклонником которого до конца своих дней был сам Ефремов».

Начинал Ефремов в Центральном детском театре как актер в далеком уже 1949 году. Именно в этой труппе зародилось новое театральное движение, здесь в те годы работали замечательные режиссеры Мария Кнебель и Анатолий Эфрос, драматург Виктор Розов. Кнебель всегда жалела, что Ефремов, которому, как она считала, талант артиста был дан от Бога, «ушел» в режиссуру.

Но без Ефремова в 1956 году не возник бы легендарный «Современник», театр, где этот природный лидер собрал вокруг себя целое созвездие единомышленников: Галину Волчек и Алину Покровскую, Евгения Евстигнеева и Олега Табакова, Игоря Квашу и Михаила Казакова.

В 1971 году именно Ефремова пригласили руководить наследием Станиславского и Немировича-Данченко мхатовские «старики», и он старался держать это знамя великих реформаторов до конца своих дней.

«Я был достаточно наивным человеком, — писал Ефремов, — думал, что года за 3–4 мне удастся повернуть этот театр к живой жизни, а вот прошли десятилетия, и можно все начинать сначала».

«С первой нашей встречи и до конца Ефремов был и есть мой Учитель, — продолжал Невинный. — Мы много работали с ним вместе, но, может быть, самые дорогие встречи были в чеховских спектаклях Ефремова, который поставил всего Чехова».

Что касается человеческих отношений, то по словам Невинного, насколько позволяла жизнь и сам Ефремов, он был близок к нему, он был «моим хорошим старшим товарищем». Впрочем, мало кто может похвастаться особенно близкими отношениями с Ефремовым, никто не в состоянии соревноваться в этом плане с театром — «кумиром, возлюбленным, мукой и счастьем всей жизни» Ефремова.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000