Интервью: Кирилл Серебренников

Алла Шендерова, Ваш досуг, № 7, 18.02.2009
Кирилл Серебренников вернулся из кино в театр — после нашумевшего «Юрьева дня». На малой сцене МХТ имени Чехова он ставит спектакль «Киже» по рассказу Юрия Тынянова «Подпоручик Киже».

В МХТ идет репетиция. На белой сцене — белые фигуры актеров, вязнущие в снегу. Когда объявляют перерыв, оказывается, что это не снег: и режиссер, и его актеры, и даже те немногие, кому довелось присутствовать на его репетиции, с ног до головы обсыпаны мукой…
С кризисом один из главных российских театральных ньюсмейкеров борется весьма оригинальным способом: заранее декларирует, что его будущий спектакль — рассчитан на избранный круг ценителей. Впрочем, те, кто помнит короткий рассказ Юрия Тынянова, согласятся: для легкого, бездумного зрелища он не годится. Росчерк пера — и живой человек упраздняется, зато из кляксы возникает подпоручик Киже. Существующий только на бумаге, он делает карьеру и получает награды.

- «Подпоручик Киже» — типично русская история. А у вас на сцене — белым-бело, и актеры — как марсиане?

 — Рассказ Тынянова — это некая метафизическая проза, хотя и рождается из анекдота. Но театр — то место, где видимое вырастает из невидимого. Этот спектакль для меня — симфоническое произведение. И это идет от писателя — его проза музыкальна, это настоящий поэтический текст? Тынянов, как известно, был формалистом и пропагандировал формализм. Поэтому и в нашем спектакле очень важна форма. Композитор Алексей Сюмак пишет для нас необычную музыку. В спектакле будут дуэты, трио, хоры и марши в исполнении драматических артистов: Сергея Медведева, Игоря Хрипунова, Александра Усова, Кристины Бабушкиной. Им поможет Владимир Гарлинский, синтезирующий электронный звук. Словом, вся постановка — чистый эксперимент.

 — А кто делал декорации?

 — Я сам. Сценография, как видите, весьма скромная. Костюмы тоже мои — я вообще считаю, что режиссер должен уметь делать все сам, это часть профессии. Вообще наш спектакль затевался как очень скромный, даже по кризисным временам, проект. Но постепенно разросся — как и история подпоручика Киже, возникшего из ошибки писаря. Теперь в нем участвуют 20 человек. Как они поместятся на малой сцене — пока не представляю. В каком-то смысле этот материал сам себя делает. Ощущение такое, что Тынянов сидит на репетиции и мне подсказывает.

- Знаю, что Вы позволили себе некие вольности в инсценировке?

 — Мы использовали документы, на которые опирался Тынянов, изучая время Павла I. В рассказе три линии: Павел I, Киже и поручик Синюхаев. В сценарии, который писал сам Тынянов в конце 30-х годов, Синюхаева нет — история про человека, исчезнувшего в бескрайних русских далях, вызывала слишком опасные аллюзии: один, никогда не существовавший, рожденный из опечатки — делает карьеру, а другой — живой, случайно попавший в список умерших, — растворяется. Вот насчет его судьбы мы позволяем себе пофантазировать. Скажу честно, наш спектакль не прост для восприятия. Не знаю, может, во мне говорит протест против нынешней тенденции превращать искусство в продукт всеобщего потребления. Но искусство ведь по природе своей аристократично, избирательно, оно не может быть для всех. Для всех — «Макдоналдс»! У нас же сейчас все обезумели от коммерции и ищут «золотой рецепт», чтобы и умным быть, и эстетским, и всем понравиться?

 — По-моему, Вы и сами раньше к этому стремились?

 — Ну да! Но потом я понял, что это — тупик. И вообще, кто эти все?! Хочу видеть интеллигентные лица в зале, хочу вести с ними диалог! В нашем спектакле мы рассуждаем о том, о чем сейчас рассуждать не принято: сейчас, мол, кризис, и зрителя надо побольше развлекать. Но я не хочу делать милые, пустые комедии! Да, наш «Киже» не сиюминутно публицистичен. Но я уверен: зритель будет.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000