Александр Семчев: «Я люблю кормить людей»

Алексей Филиппов, Известия, 26.11.2001
«Ты где был?» — «Пиво пил». Так в телерекламе отвечает артист МХАТа Александр Семчев, но народ давно присвоил эти слова. Фраза превратилась в присказку, лучезарный пивопойца стал национальным символом, а актер, между тем, играет серьезные драматические роли. Сейчас во МХАТе кипит работа — в конце декабря Миндаугас Карбаускис выпустит «Старосветских помещиков», и Семчев сыграет в этом спектакле главную роль. После репетиции с Александром Семчевым встретился корреспондент «Известий» Алексей Филиппов.

  — Как все начиналось?

  — Я родился в Вышнем Волочке. После армии была художественная самодеятельность, культпросветучилище города Твери. Пробовал себя в кукольном театре и вел танцевальные вечера.

  — Вы и танцуете?

  — Я был диск-жокеем. Еще я служил в Вышневолоцком драматическом театре — замдиректора по хозяйственной части. Ездил в Ивантеевку выбивать краски, добывал торф для обогрева помещений. Мама купила мне костюм в полоску, и я изображал важного человека. Потом меня обвинили в использовании служебного транспорта в личных целях, и я встал перед дилеммой: либо уходить из театра, либо идти актером во вспомсостав. Театр уехал на гастроли, я остался один, без директора, и мы с друзьями поехали за грибами на театральном микроавтобусе-уазике. Кто-то из «доброжелателей» позвонил директору на Украину — стукнул. Мне сказали: либо пошел вон, либо иди в артисты. Я выбрал второе наказание, играл роль Холодильника в пьесе Коляды «Крестики-нолики», затем дошел и до главных ролей.

  — Потом вы поступили в училище имени Щукина.

  — На раз. Прослушивание — и сразу на второй тур. После училища я с курсом ходил по театрам, меня смотрел Олег Николаевич, царство ему небесное, и я попал во МХАТ, ввелся на роль Оргона в «Тартюфе» и на Яичницу в «Женитьбе», играл ребе в «Тойбеле и ее демоне».

  — Это были последние ефремовские годы: корабль плывет, но палуба уже проваливается…

  — Я этого не ощущал. У меня была дилемма — или становиться репертуарным артистом, или зарабатывать деньги на стороне. Тогда как раз пошла реклама, меня стали узнавать, я мог идти в антрепризные проекты, вести передачи на телевидении.

  — Обычно антреприза клюет на китов вроде Гурченко или Джигарханяна, имена такого масштаба — залог удачного периферийного «чеса». Неужели реклама создает этот масштаб?

  — Для антрепризы главное, чтобы артист был известен народу. Но для меня это неактуально — я выбрал репертуарную стезю.

  — Но работа на стороне вас не обошла. Серьезному драматическому артисту не опасно засвечиваться в рекламе?

  — А что делать — где кино, которое раньше приносило всенародную популярность?

  — Тогда тоже были свои пригорки: одареннейший Вицин так и не смог выбраться из тени Труса.

  — Он был киноактером, а я актер театральный. Мне проще. Люди, играющие в кино, не очень хороши на сцене. У них нет понятия перспективы, в кино им приходится играть эпизоды, локальные сцены. Нет, я не сталкиваюсь с проблемами такого рода.

  — Есть ли у вас нетеатральные работы?

  — Вообще-то нет. Я по-прежнему играю у Малакянца, может быть, буду вести детскую передачу на ОРТ, на канале СТС вышла передача «Знай наших», где я снимался, я продолжаю работать на канале НТВ, в юмористической передаче госпожи Степаненко. Но все это не главное, со сторонними проектами я стараюсь быть очень аккуратным. Я надеюсь, что у меня будут новые работы в театре.

  — Чего вы боитесь?

  — Однозначно боюсь остаться без работы. Боюсь ранней смерти. Боюсь чего-то не успеть.

  — Что ж, спасибо вам за беседу.

  — Спасибо вам. У нас наверху хороший буфет: хотите я вас покормлю?

  — А правда, что вы кормите обедами всех безденежных сотрудников МХАТа?

  — Неверная формулировка: я вообще люблю кормить людей. В студенческие годы я работал барменом в клубе «Табула Раса», и мне моя работа нравилась. А сейчас я могу себе позволить накормить человека за собственный счет, и это очень приятно — у хорошо поевших людей делаются другие глаза.
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000