Весь мир — психушка

Григорий Заславский, Независимая газета, 29.10.2004
«Король Лир» Тадаси Судзуки — совместная постановка. Как прежде уже делали Большой и Мариинский, Московский художественный театр «подарил» премьеру загранице. С большим, говорят, успехом первые спектакли сыграли на родине режиссера в Сизуоке — в этом японском театральном раю проходила и часть репетиций по знаменитому «методу Судзуки».

Однажды Судзуки сказал, что любит то, что очень далеко от японской культуры. Шекспир — один из четырех его самых любимых авторов: «У Чехова и Шекспира столько странных личностей, — говорит Судзуки, — описано столько интересных людей, что их сразу же хочется вывести на сцену. Нет среднего человека ни у Шекспира, ни у Чехова».

Ставить Чехова с русскими актерами он все же не стал, остановил свой выбор на Шекспире. Русский «Лир» — третий в его режиссерской биографии. До того были «японский» и «американский». Судзуки уже имел опыт работы с русскими: в его «Сирано де Бержераке» Роксану сыграла актриса Театра на Таганке Ирина Линдт.

Выбор актеров, естественно, оставался за режиссером. И Судзуки подбирал коллектив русского «Лира» долго, не обращая внимания ни на звания, ни на всероссийскую известность — скорее на физическую подготовку: прославленные и народные не выдержали бы многочасовых и изматывающих тренингов японского сенсея. А зрители будут, возможно, обескуражены: среди 19 человек четверть — студенты Школы-студии МХАТ. Из знаменитых можно назвать разве что Анатолия Белого, который и сыграет умалишенного старика короля. Короля ли?

Поклонникам режиссера этот короткий — всего полтора часа — спектакль непременно напомнит предыдущие его работы: инвалидная коляска, особая пластика, напоминающая смелые опыты современных хореографов.

«Весь мир или весь наш земной шар — лечебница, человек — ее обитатель, поэтому и в моих постановках последних лет действие происходит, как правило, в лечебнице, причем не в обычной, а в психиатрической», — сказал Тадаси Судзуки, комментируя свою постановку. Так что по всему выходит: ставить «Лира» для Судзуки — сплошное удовольствие. 
2000
На душе — праздник, М. Демидова, Красное знамя, 4.11.2000
Интервью с легким человеком, Сергей Вовин, Электронная газета Yтро, 22.08.2000
Душа и сердце Вячеслава Невинного, Юлия Гусейнова, Ежедневные новости (г. Владивосток), 11.07.2000
Новая власть в Камергерском, Наталия Каминская, Культура, 15.06.2000
Лицедей, Анатолий Смелянский, Известия, 9.06.2000
Чудо, Лев Додин, Независимая газета, 1.06.2000
Он пришел, Кама Гинкас, Новая газета, 1.06.2000
Последняя легенда Художественного театра, Марк Розовский, Культура, 25.05.2000
Призрак бродит по МХАТу. Призрак символизма, Елена Ямпольская, Новые известия, 12.01.2000
Один абсолютно театральный вечер, Алексей Чанцев, Театр, 2000
Николай Эрдман. Переписка с Ангелиной Степановой., С комментариями и предисловием Виталия Вульфа, 2000